Трилогия Анны Меликян - "Русалка", "Звезда", "Фея"
staryiy — 17.10.2020"Звезда" - вроде бы на другую тему и главная героиня там - совершенно иного типажа. Да, есть вторая актриса, играющая немного странную девочку, девушку - но это, скорее, роль второго плана. Так мне казалось. И, возможно, так и было.
Но, кстати, скорее всего, Анна Меликян, на самом деле, изначально задумывала эти фильмы, как трилогию. И подтверждение тому - вот этот кадр, из эпизода, который, по отношению ко всей ленте не несет большой смысловой нагрузки. Но в нем героиня Тинатин Далакишвили изображает, нанявшись в ночной клуб... русалку, которая плавает в большом аквариуме.
Так Квентин Тарантино, в свое время, в легендарном Pulp Fiction, устами Мии Уоллес в исполнении блистательной Умы Турман, рассказывает о задуманном боевике с участием женщин-наемных убийц - фильме, который он снял спустя 10 лет (9 - первую часть) - не менее культовый Kill Bill.
А потом Анна Меликян сняла кино про третью чуднУю девочку и эти ленты стали трилогией, объединенные одной идеей или одним персонажем - странной девушкой. Которая вроде бы и проходит вторым планом, но - каким-то таинственным образом управляет всем, что происходит по сюжету в этих лентах. Получается, что главные герои, точнее, героини - они.
Кстати, в первых двух фильмах эти девушки погибают, возможно, неким сакральным образом, жертвуя своей жизнью ради другого человека. В третьем я ждал того же - и даже примерно предполагал, как это произойдет: она должна была спасти, заслонив собой дочку главного героя, которого играет Константин Хабенский от толпы националистов. Но режиссер (и сценарист - Меликян - автор сценариев ко всем трем фильмам) решила закончить свою трилогию более "мирным" образом, Тем не менее, оставив некоторую недосказанность.
Впрочем, при всей моей положительной оценке этих картин, не могу не отметить и еще одно "недо" - невнятность смысла, точнее - смешение смыслов. Так всегда бывает, когда человек, не имеющий твердой религиозной позиции, берется, тем не менее, за работы с неким "духовным" смыслом. В итоге получается какой-то "винегрет" из обрядов, верований, религий. Но - человек хотел сказать своими работами что-то хорошее - и это уже здорово. Особенно - на фоне различной "толерантной" мерзости, заполонивший экраны.
В общем и целом - фильм нравится, особенно - когда понимаешь его связь с двумя другими. Кстати! Анна Меликян дает еще один намёк (я знаю термин, которым обозначаются подобные моменты, но не люблю его, ибо - звучит довольно кощунственно) на связь историй: в "Фее" главную "активистку" (что-то типа Femen или наших "пуссиков") играет Маша Шалаева, а среди прочих участниц движения есть и Тинатин Далакишвили, точнее - персонаж, которого играет она. Прикольно. Если честно - люблю такие моменты в фильмах. Как, например, "пересечение" - мельком - героев в другой замечательной трилогии - "Три цвета" Кшиштофа Кеслёвского. Или - более сильное, скорее даже - переплетение, влияющее на судьбы друг-друга, как в той же Amores perros Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Подытоживая - эта трилогия Анны Меликян, на мой взгляд, заняла достойное место в отечественном и, даже, пожалуй - мировом кинематографе.