Третий Рейх = Средневековье?! Пара фраз об агитпроповских клише.
zina_korzina — 13.06.2010- Иллюстратор Третьего Рейха В.Грауль представляет эпохи:
Средневековье, Ренессанс и Галантный Век (Фридрих Великий, отвергающий Библию)1..
- Почему-то было принято сравнивать
Третий Рейх со...Средневековьем. В большинстве книг были
вот такие фразы: «Недаром эсэсовские палачи сравнивали себя с
тевтонскими псами-рыцарями!» Это цитата из сборника статей «Это
не должно повториться!» 1969 года издания. Найти хоть
сколько-нибудь убедительную отсылку к псам-рыцарям не
представляется возможным - эсэсовским палачам они были, прямо
скажем, не слишком родными. Или вот: «При создании эсэсовской
формы использовались мотивы облачения рыцарей Тевтонского и
Ливонского орденов». Оказывается. Вообще-то, именно
Средневековье было самым нелюбимым временем для нацистских
культур-треггеров. Во-первых, оно было слишком католическим.
Во-вторых, Германия средних веков не представляла из себя ничего
такого, чем могли бы особо гордиться в Третьем Рейхе, ну, совсем
ничего особого. То ли дело галантный XVIII век, когда немцы резко
заняли все троны, все места в академиях и все королевские капеллы
Европы. Самый высокооплачиваемый композитор XVIII века - это
Гендель. Немцы тогда сумели обойти даже природных музыкантов -
итальянцев. Об этой привязанности к XVIII веку говорят и
многочисленные киноленты, созданные за 12 лет гитлеровского
правления. Сплошные парики, камзолы и штаны-кюлоты, выполненные с
благоговейным тщанием. Ни одной псо-рыцарской вещи! Почему
же советские пропагандисты настаивали на этом своеобразном
мидиевизме? По незнанию? Нет. И ответ очень прост.
- Нацисты представляли Средние Века, как время тотальных
ужасов...
Дело в том, что нацистский вкус должен быть ярко противопоставлен советскому вкусу, а всё дурное и неприглядное, с точки зрения нормального советского человека автоматически приписывалось нацисту. Проще говоря, всё, что не нравится нам, должно сильно нравится им! А теперь вспомните, с каким отвращением относились в СССР к европейскому Средневековью. Мракобесие, разгул инквизиции 2., преследование учёных. Тёмное и жестокое время. Проводилась чёткая аналогия между католическим миром, стремящимся на Восток и миром Третьего Рейха, стремящимся туда же. Инквизицию сравнивали с Гестапо, расовую теорию - с католическими догматами, подминание под себя всяких пруссов и жемайтов - с оккупацией и так далее. Фильм С.Эйзенштейна с рогатыми шлемами - это только капля в море, только один из зримых образов этой доктрины. Лучше бы он создал какой-нибудь «Кунерсдорф» с псами-от-инфантерии и злобными фон Цитеном и фон Зейдлицем. Однако же Галантный Век, столь обожаемый фашистскими идеологами, не мог вызывать однозначно отрицательную реакцию - в СССР «эпоха красных каблуков и величавых париков» значилась, как легкомысленно-дурацкая, рокайльно-капризная и вообще - кучеряво-незначительная. Войны велись в кружевах, миром правили фаворитки, а жизнь текла среди боскетов и беседок, увитых розами. Смешная и суетная жизнь, окончившаяся гильотиной и бонапартизмом. Всё это может вызывать насмешку, но не страх и ненависть.
- Вроде как время унижения гордого человека...
Сравнение же со средними веками (в том виде, как их трактовали в СССР) значительно усиливало негатив к нацизму. Вообще, я сама в своё время испытала сильнейший культорологический шок, когда узнала, что «Фридрих Великий - кумир нацистов» и «Фридрих Великий - король-флейтист» - это один и тот же человек. Я по детству честно верила, что любимой эпохой фашистов были мои нелюбимые Средние Века - некрасивое и злобное время. Я даже сначала подумала, что это «не тот» Фридрих, а какой-нибудь Барбаросса, и это теоретически гораздо лучше сочетается с агитпроповским посылом. Поэтому в СССР старательно выпячивали «средневековые» атрибуты нацизма - замок Вевельсбург, готический шрифт, орденские заморочки Гиммлера, но вуалировались «ренессансно-галантные» вкусы общества в целом. А XVIII не так уж прост и безобиден, как это кажется на первый взгляд. Если вдуматься, то именно чада рационально-циничного Галантного Века не нашли бы ничего ужасного в евгенике и даже в опытах над людьми. Человек Средневековья, напротив, ужаснулся бы. Но всё это надо было бы долго и упорно объяснять, а пропаганда обязана быть яркой и доходчивой. Ну, не могут люди в паричках напугать больше инквизитора с испанским сагогом наготове!
- 1. Ссылку на картинки дал smelding.
- 2. Справедливости ради, стоит отметить, что
реальный разгул инквизиции начался, как раз, в эпоху светлого и
чистого Ренессанса.