Публикуем фоторассказ о том, как на предприятие "Звёздочка" прибыли
две подлодки проекта 971 - "Братск" и "Самара". В своё время многие
страницы ЖЖ и других социальных сетей пестрили фотографиями и даже
видеороликами с участием судна "Трансшельф", на "спину" которого
были водружены два атомохода. Снимки, безусловно, эпичны, но весьма
однообразны, поскольку большая их часть сделана с берега. По этому
поводу было принято решение «приготовить» репортажик со «вкусной
начинкой» в виде снимков, сделанных с самых разнообразных
интересных ракурсов.
От причала "Звёздочки" к приёмному бую отправился флагман
флотилии предприятия, буксир "Александр Зрячев".
Погода в этот день выдалась ясная и безветренная, поэтому
«Зрячев» быстро дошёл до приёмного буя, где уже несколько дней
стоял «Трансшельф».
Буксир аккуратно прижимается к нему и на борт поднимаются
специалисты верфи.
Главный среди них - капитан предприятия
Николай Андреев (в черной "аляске"). Он будет выполнять функции
лоцмана, под его руководством огромное судно должно аккуратно зайти
в заводскую акваторию и встать на якоря.
Поднявшись на судно мы оказываемся средь двух громадин.
Незабываемая картина - с берега такого не увидишь.
Тем временем «Трансшельф» начинает движение в сторону
«Звёздочки». Вдали уже виднеется Северодвинск. Судно набирает
скорость и, в итоге, вся дорога занимает около двух часов.
Наконец, гигант “Трансшельф” добрался до входа в створ порта.
Отсюда, кстати, и было сделано большинство снимков судна.
«Трансшельф» вошёл в акваторию предприятия. К нему подошли
заводские буксиры. Они будут аккуратно двигать судно к так
называемой «яме» - самому глубокому месту общей акватории «Севмаша»
и «Звездочки». Операция занимает ещё около двух часов. И, наконец,
судно-док с заказами на борту надёжно ошвартовано на «бочках» -
мертвых якорях.
В таком положении «Трансшельф» пробудет ещё пару дней. Впереди
стоит сложная задача - притопление погружного судна и
вывод заказов. Специалисты верфи, командиры атомоходов и капитан
«Трансшельфа» проводят совещание, где обговаривают все тонкости
предстоящей операции. Через двое суток оба корабля должны быть на
воде.
К месту, где ошвартовано судно, буксируется плавучий подъёмный
кран ПК-83. У него особая задача.
Он перегружает на борт «Трансшельфа» газовые баллоны и другое
габаритное оборудование. Пассажирами на плавкране прибывает команда
заводских газорезчиков.
Дело в том, что помимо традиционных кильблоков, на которых
обычно стоят корабли на суше, «Братск» и «Самара» надёжно
раскреплены жёсткими упорами. Эта оснастка намертво вварена в
палубу «Трансшельфа» и фиксирует лодки на стапельной палубе
«Трансшельфа».
Тот же плавучий кран доставляет на борт погружного судна
грузовой авто-манипулятор и погрузчик.
С их помощью демонтированные опоры перегружаются на палубу
крана и вывозятся на берег.
Ранним утром следующего дня судно с подлодками на борту было
готово к погружению. Заводские буксиры окружают «Трансшельф».
Операция началась.
Процесс погружения идёт достаточно быстро и можно визуально
наблюдать, как уровень воды ползет к ватерлинии подлодок. К
рассвету «Трансшельф» погрузился на нужную глубину.
С «Трансшельфа» приходит доклад: «В процессе притопления судно
достигло своей нижней отметки». Очень впечатляющее зрелище.
Начинается операция по выводу заказов. Собственно, сами
корабли уже всплыли со стапеля . Теперь главная задача вывести их
из области погрузочной палубы судна. В дело вступают буксиры. Для
оперативного и чёткого выполнения операции пришлось воспользоваться
помощью флотилии Севмаша. Всего в операции по спуску заказов на
воду участвовало семь буксиров.
Большой буксир «Садко» параллельно борт к борту прижимается к
АПЛ «Самара». Он будет отвечать за движение заказа вдоль его
продольной оси. Два рейдовых буксира будут оттягивать субмарину от
погружного судна. Несколько минут и «Самара» уже двигается в
сторону причала.
На «Трансшельфе» остался только «Братск». Но ненадолго. Тем же
способом спустя некоторое время и он покидает судно, на борту
которого «Братск» прокатился по Северному морскому пути..
На буксире мы проходим мимо подлодки «Братск».
Швартовная команда приветствует нас.
Ну а далее, как говорится, дело техники. Буксиры подвели
заказы к месту стоянки. «Самару» ошвартовали в Беломорской
военно-морской базе. А «Братск» встал около направляющего пирса,
рядом с другим «зверем» – подлодкой «Волк», что прибыла на
предприятие несколькими месяцами ранее.
Ну и напоследок относительно свежее фото АПЛ "Братск",
ошвартованной у пирса "Звёздочки".