Точка пресыщения
sumka_mumi_mamy — 13.01.2014 В Онтарийском музее науки есть специальный уголок для детей до 8 лет, а остальные залы, по замыслу, рассчитаны на школьников от третьего класса и старше: тех, кому уже объясняли в школе про электричество, силу трения и устройство человеческого тела, кто умеет бегло читать и анализировать прочитанное. На практике в детском уголке тусуются совсем уж младенцы, в колясках и нагрудных рюкзачках, а те, кто освоил прямохождение, гордо разгуливает по остальным залам, бездумно нажимая на кнопки. Подергали, нажали, пнули – в ответ что-то засветилось, зажужжало, покатилось, и день прошел не зря.В одном из залов, например, часть экспозиции посвящена деторождению. Там очень толково рассказывается о предлежании плода, устройстве плаценты, акушерских осложнениях, реанимации недоношенных младенцев, профилактике преждевременных родов. Девочкам-подросткам должно быть интересно. Однако большинство посетителей там такие юные, что сами еще совсем недавно были неразрывно связаны с плацентой и могли бы из личного опыта рассказать, как она устроена, когда б умели разговаривать.
Считается, что современные дети массово страдают дефицитом внимания, не способны вдумчиво анализировать информацию и сосредоточенно изучать материал, все поглощают на лету, не вникая, перескакивают с одного на другое, ни на чем долго не останавливаясь. Уж не мы ли настраиваем их на этот лад, с рождения тушкой и чучелом таская по музеям и мероприятиям для более взрослых детей, подавляя пробуждение естественного любопытства? Не мы ли приучаем их нажимать на кнопки, не улавливая сути?
Детские концерты Торонтского симфонического оркестра задумывались для публики от 5 до 12 лет, но двенадцатилетних в зале практически нет, а вот трехлеток – множество. На шахматных турнирах в категории до 8 лет толпы, а в категории до 14 – полтора человека. Музыкальную школу дети заканчивают с опережением, и к инструменту потом не подходят. Ребенок сегодня – тот самый пингвин, который в зоопарке уже был, а теперь спешит в планетарий. Он все попробовал преждевременно, а дойдя до подходящего возраста, всем уже пресытился. В какой момент это пресыщение наступает? Можно ли поймать точку пресыщения и что-то предпринять? Почему многое оказывается «уже не по возрасту» именно тогда, когда «самое время бы...»? Что именно мы упускаем из виду? Пока ребенок маленький, мы стараемся дать ему впечатления «на вырост»: «Была бы привычка, а понимание придет позднее...» или «Что-то отложится в памяти, а потом дети к этому вернутся...»
Однако детей сознательного возраста «к этому вернувшихся» в музее науки мало. Их приводят организованно на школьные экскурсии, а для родителей это уже пройденный этап, разве что нового младенца поведут прогуляться в музей – людей посмотреть и себя показать – и старшего захватят за компанию. Старший стоит в сторонке с отсутствующим видом, в руке держит электронный кунштюк и забивает там банан клюшкой, пока младший изучает закон Бойля-Мариотта. Читать он еще не умеет, говорить тоже, но Бойль с Мариоттом пошли на ура. Он к ним потом вернется, лет через тридцать пять, с годовалой дочерью в рюкзачке.
|
</> |