Тоби Грин "Инквизиция. Царство страха"

топ 100 блогов as_merlin28.06.2010 Тоби Грин

Черные страницы истории часто пытаются отмыть таким способом:
1) Сначала очернить их еще сильней.
2) Затем доказать, что это итоговое очернение основано на значительных преувеличениях.

В результате кажется, что эти страницы не такие уж и черные.

"Миллионы сожженых инквизицией" и "миллиард расстрелянных лично Сталиным" - как раз примеры из этого ряда. Защитники упырей очень не любят обращать внимания на тот факт, что и реальных, не вымышленных злодеяний более чем достаточно для предельно суровой оценки их подзащитных, и вычеркивание лишних нулей в числах жертв - важная работа в плане развеивания исторических мифов, но на общую моральную оценку этих преступлений никак не влияет. Зарезал ли маньяк 10 людей или 100 - так и так ему "вышка" должна светить.

Преступления инквизиция со времен эпохи Просвещения занимают немаловажное место в копилке аргументов атеистов (и не только атеистов) о социальных последствиях религии (в данном случае конкретно католического христианства, но нередко используется и расширительное толкование о христианстве в целом). К сожалению, желание усилить аргумент нередко приводит к тому, что количество нулей в числе жертв инквизиции растет до фантастических величин. Это дает повод верующим писать апологетические статьи, согласно которым инквизиторы - милые и невинно оболганные люди, защитники Мирового Бобра от Мирового Осла.

Всем - и атеистам, и верующим - я рекомендую почитать книгу Тоби Грина "Инквизиция. Царство страха". В ней рассмотрена не вся инквизиция, а лишь испанская и португальская. Но так как именно в этих странах инквизиция свирепствовала максимально сильно, общее представление о ней получить можно.

Книга не является пропагандистской ни в какую сторону: наоборот, при ее прочтении развеиваются как мифы об инквизиции, бытующие среди атеистов, так и мифы, бытующие среди верующих. Все факты, упоминаемые автором, сопровождаются ссылками на первоисточники.




PS: Тезисно сформулирую некоторые факты, описанные в этой книге. Но надо учитывать, что я могу в чем-то ошибиться при пересказе. Лучше читайте книгу.

- С 1487 г. до середины XVIII века инквизиция была самым могущественным учреждением в Испании и ее колониях на Канарских островах, в Латинской Америке и на Филиппинах. В Португалии и ее колониях в Африке, Азии и Бразилии она была столь же могущественная около 250 лет: с 1536 г. и далее.

- Инквизиция (здесь и далее имеется в виду только испанская и португальская инквизиция) создана испанскими монархами. Португальские монархи переняли ее больше из подражания. Это детище государства, создание которого преследовало в первую очередь политические цели.

- Папа Римский с переменным успехом боролся с испанскими монархами за контроль над инквизицией. Всегда его вмешательства были направлены на снижение репрессивного характера инквизиции, на ее смягчение.

- Постоянный вопрос жертв инквизиции: почему в Риме, в сердце Католической Церкви, не считается преступлением многое из того, за что в Испании, Португалии и их колониях инквизиторы отправляют людей на костер?

- Тем не менее, Католическая Церковь никогда не отрекалась от инквизиции. Испанская корона шантажировала Пап Римских угрозой увести Испанию из-под их власти. КЦ была запугана размахом Реформации, и боялась потерять едва ли не последний оплот католичества.
Поэтому нельзя в полной мере снять с КЦ вину за преступления инквизиции, равно как и с РПЦЗ - вину за поддержку нацистов во Второй Мировой.

- В Испании общество было весьма разнородным, но до учреждения инквизиции серьезных межэтнических/межрелигиозных конфликтов не было. Христиане были преимущественно чиновниками, церковниками и воинами, иудеи и конверсос - ремесленниками, финансистами и интеллектуалами, мусульмане и мориски - крестьянами и ремесленниками. Инквизиция попыталась вычеркнуть из жизни Испании две из трех групп жителей, что привело в итоге к упадку страны.

- Инквизиция всячески насаждала страх перед собой. Это была целенаправленная политика. Сначала преследовали конверсос и морисков, и "старые христиане" не боялись инквизиторов, но вскоре это "упущение" было исправлено: за ересь можно сжечь любого. Никакое сколь угодно высокое социальное положение не могло спасти от инквизиции: в 1559 г. сфабриковали дело на архиепископа Толедо Бартоломе Карранцу, примаса всей Испании, и бросили в застенки инквизиции, где спустя 17 лет (!) он умер после обвинительного приговора. Даже самый высокий церковный пост в Испании не спас его! И это был далеко не единственный священнослужитель, осужденный инквизицией. Само собой, ни дворянский титул, ни высокая должность при дворе не давала защиты от преследования: несколько министров вынуждены были бежать из Испании после того, как заявляли, что у инквизиции слишком много власти, или предлагали сократить финансирование инквизиции из госбюджета, и против них инквизиторы заводили дела.

- "Освобождение" (передача светским властям для сожжения) осужденных было довольно редким по сравнению с общим числом осужденных на более мягкие наказания. Но оценивать репрессии инквизиции только по "освобожденным" нельзя: последствия даже наиболее мягких наказаний были весьма существенны. В частности, и осужденные, и их потомки (в любом поколении!) были весьма сильно ограничены в правах (запрет занимать какие бы то ни было официальные должности, быть священнослужителями, работать по некоторым профессиям (юристы, врачи, оценщики имущества и т.д.), ездить на лошадях, носить оружие, а также шелка, украшения и любые иные символы престижа, и много другое).

- Имена обвинителей были секретны, вопреки многовековым традициям правосудия (включая средневековую и итальянскую инквизицию). Плюс к тому, была введена конфискация имущества осужденных. Это способствовало чудовищному распространению доносительства, включая ложные доносы для расправы с недругами.

- Помимо всяческого поощрения слежки друг за другом и доносительства, инквизиция обзавелась обширным штатом шпионов. Никогда нельзя было быть уверенным, что Ваши слова не донесут инквизиторам. Всегда надо было тщательно следить за тем, что говоришь.

- Инквизиторы активно применяли пытки, причем в существенно больших масштабах, чем в гражданских судах той же эпохи. Гражданского судью наказывали, если от пыток заключенный умирал, терял конечность или какой-нибудь орган. Инквизиторам все сходило с рук.
Пытками и угрозами (а более того - своей зловещей репутацией) они добивались того, чтобы заключенные начинали признаваться в чем угодно, обвинять своих друзей и родственников, чтобы смягчить свою участь. Атмосфера страха и недоверия стала результатом работы инквизиторов.
Как заявил один из морисков, он испытывал перед инквизиторами такой страх, который намного превышал ужас даже перед всеми демонами ада, а Бог на небесах не имел такой власти, которой обладали они.

- Преследовали сначала иудеев, потом мусульман, потом лютеран, англикан и прочих протестантов... потом уже кого угодно: индуистов (в Гоа), алюмбрадос, янсенистов, франкмасонов, любых недостаточно ортодоксально мыслящих людей, а также двоеженцев и гомосексуалистов (кстати, вполне могли сжечь за гомосексуализм ребенка, изнасилованного взрослым мужчиной: недобровольность не служила смягчающим обстоятельством).
Ведьм, кстати, жгли редко: в Иберии - всего несколько сожжений, в Мексике, Бразилии и Гоа - побольше, но ничего сравнимого с тем безумием "охоты на ведьм", что захлестнул протестантские страны.

- Инквизиция не столько боролась с врагами, сколько СОЗДАВАЛА их. Конверсос и мориски в большинстве своем были христианами, но придерживавшимися некоторых традиций своих предков. Террор инквизиции пресек процесс их ассимиляции, сделал их врагами Католической Церкви. Выжив после тюрьмы инквизиции, многие конверсос уходили в иудаизм, мориски - в ислам, "старые христиане" - в протестантизм и различные ереси. Чем активней инквизиция боролась с "врагами", тем больше их становилось.

- Т.к. инквизиция могла судить только христиан, иудеи и мусульмане оставались ей неподсудны. Но испанские и португальские монархи устроили их насильственные массовые крещения, вопиюще противоречащие официальной доктрине КЦ (Папа Римский осуждал эти меры, но без каких-либо последствий). Разумеется, эти искусственно созданные конверсос и мориски сохраняли свою старую веру, и тем самым инквизиторы не имели недостатка обвиняемых для репрессий.

- Власть развращает, а власть инквизиторов была едва ли не безграничной. По сравнению с тем, насколько прогнившей была инквизиция, российские менты кажутся едва ли не святыми. Совершенно обычным делом было, например, сжечь человека, чтобы забрать его богатства (или потребовать их под угрозой сожжения). Или взять в любовницы замужнюю женщину, угрожая ей и ее мужу.

- Коррумпированными были не только отдельные инквизиторы, но сама инквизиция как организация: нередко подобные злоупотребления всплывали, выносились на суд инквизиции, и даже выносился обвинительный приговор... с номинальным наказанием! Небольшое понижение в должности, перевод в другое место и тому подобное.

- Если Вас обвинили инквизиторы, самой выгодной стратегией было во всем признаваться и каяться, даже если все обвинения ложные. Если лично против Вас данный инквизитор ничего не имеет, то скорей всего у Вас конфискуют все имущество, обяжут носить санбенито в знак позора, и лишат Вас и Ваших потомков (сколь угодно далеких) ряда прав (например, занимать какую-нибудь госдолжность). Но по крайней мере сожжение Вам грозить не будет.

- Ряд репрессий осуществлялись государственной властью, а не инквизиторами, однако являлись частью общего процесса репрессий. В частности, к этому относятся различные изгнания евреев, конверсос, мусульман и морисков из Испании и Португалии (самая крупная депортация - изгнание более 300 000 морисков из Испании в 1609-14 годах).
Если пересчитать эти цифры из абсолютных величин в проценты к общему населению, и в тоталитарных странах 20 века вряд ли найдутся близкие аналоги.

- Для своей эпохи Иберия была уникальным обществом с расистскими законами. Одержимость идеей "чистоты крови", "лимпеза де сангре", захлестнула Испанию и Португалию. Происхождение из семьи осужденного еретика означало неполноправный статус, статус парии. Даже в том случае, если Ваш предок, осужденный инквизицией, жил несколько веков назад!
Зародилась эта идея еще в 15 веке, и тогда же, в 1451 г., папа Николай V выпустил буллу, осуждающую преследование людей за преступления их предков, но она не помешала испанцам и португальцам ввести всяческие ограничения для потомков еретиков.

- Дискриминация потомков еретиков, евреев и мусульман в Испании была всеобъемлющей. Статуты, ограничивавшие их права, затронули каждый аспект жизни. Включая и членство в религиозных орденах. Последним в 1593 г. принял статут чистоты орден иезуитов: и это несмотря на то, что многие из ключевых фигур в ранней истории ордена, включая второго главу иезуитов Диего Лайнеса, происходили из конверсос! Иезуитов из других стран, например из Италии, поражало, почему их испанские собратья считают позорным пятном происхождение из евреев или мусульман.

- Испанские инквизиторы поддержали идею чистоты крови еще в 1480-е годы, исключили из своих рядов всех потомков евреев, мусульман и еретиков, и всячески насаждали идею "лимпеза де сангре". В частности, именно инквизиторы давили на иезуитов, требуя исключить "нечистых" из своих рядов.

- Именно инквизиция выдавала справки о чистоте крови. Именно инквизиция судила за фальсификацию генеалогической информации.
Кстати, в связи дикой бюрократизацией и необходимостью отследить всех потомков на протяжении нескольких веков запрос в инквизицию на предмет чистоты крови мог выполняться в течение нескольких десятилетий. А без такой справки ни государственную должность не займешь, ни священником или монахом не станешь, и даже возможность жениться/выйти замуж часто зависела от отсутствия "нечистых" предков.
Да, и еще важный момент: за расследование чистоты Вашей крови Вы обязаны были заплатить. Это был очень важный источник финансовых поступлений для инквизиции, поэтому она была заинтересована в укреплении и распространении идей чистоты крови.

- Ну и к известному спору Тоби Грин ycnokoutellbя и Тоби Грин absentisа: к 17 веку в Иберии, чтобы прослыть настоящим католиком, надо было основательно провонять. Потому что тех, кто регулярно мылся, подозревали в исповедании ислама из-за ритуальных омовений, предписываемых исламом. Омовения и соблюдение гигиены быстро стали считать одним и тем же. Такое вот расхождение между чистотой тела и чистотой крови.
Даже по меркам Европы 17 века иберийская боязнь мытья выглядела иррациональной болезненной идеей. Французский священник Бартоломе Жоли писал в начале 17 века, что люди в Испании никогда не мыли руки перед едой.

- К 17 веку даже корона потеряла контроль над созданной ею инквизицией. В частности, ряд испанских королей пытались ограничить требования чистоты крови (например, ограничив расследования родословной только за последние 100 лет), но инквизиция игнорировала их. Точно также инквизиция проигнорировала запрет португальского короля Жуана IV от 1649 г., который, обеспокоенный развалом экономики, запретил инквизиторам конфискацию имущества купцов-конверсос.

- Португальская инквизиция в Африке и Гоа с 1585 года преследовала христиан (в частности, обращенных местных жителей), которые носили местную одежду, а не португальскую, даже если не было доказательств, что они совершают обряды иной религии.

- Инквизиция активно цензурировала книги. В 1583 году были запрещены уже 2315 книг, среди них – книги Абеляра, Данте, Макиавелли, Мора, Рабле, Эразма, а также многие книги античных авторов, включая Геродота, Тацита, Платона, Плиния и Овидия.
Конечно, цензура была и в других странах, но на порядок меньшая: например, в Англии в период с 1524 по 1673 гг. запретили 294 книги.
С началом эпохи Просвещения цензура усилилась. Среди запрещенных авторов были Лас Касас, Монтень, Кондорсе, Юм, Доке, Монтескье, Поп, Руссо, Свифт, Вольтер, Гиббон, Беркли, Мильтон…
В результате Николя Морвилье в 1781 г. вполне обоснованно назвал испанцев самой невежественной нацией в Европе. Его статья вызвала бурную реакцию в Испании, но никто так и не смог привести в пример ни одного испанского светила в области естественных наук.

- Основные сожжения приходятся на первые десятилетия существования инквизиции. Потом они случались довольно редко. Но, как известно, сначала Вы работаете на репутацию, а потом репутация работает на Вас: страх перед инквизицией и вера в ее всесилие сохранялись едва ли не до 19 века.
В 1810 году в Испании наконец-то появилась свобода печати… и тут же на инквизицию обрушилась лавина памфлетов, журналов, газет и книг. Долгое время с момента своего возникновения инквизиция была весьма популярна в Испании и Португалии (но не в их колониях), но идеи эпохи Просвещения оказались ей не по зубам. Инквизиция очень быстро в народном мнении стала воплощением зла.
Даже во многом преувеличенно: когда инквизиция рухнула, многие ожидали найти в ее офисах орудия пыток, приготовленные для нанесения увечий. Но получилось так, что никто из не смог вспомнить ни одного публичного аутодафе за свою жизнь, и очень немногие смогли припомнить арестованных инквизицией. В 1820 году, когда инквизиция в Испании была расформирована, в ее тюрьмах сидели 7 человек.
Змея пожрала саму себя: мания поиска врагов и их демонизирования, вскормленная инквизиторами, обратилась против самих инквизиторов.


МОИ ВЫВОДЫ:

- Инквизиция Испании и Португалии – предшественница тоталитарных режимов 20 века. Отличия инквизиторов от нквд-шников сыскать весьма затруднительно.
- Инквизиция Испании и Португалии – полурелигиозное-полугосударственное учреждение. Папа Римский всегда имел над ней довольно ограниченную власть, а испанские и португальские монархи лишь поначалу полностью контролировали ее.
- В Испании и Португалии (кроме последних десятилетий своего существования) инквизиторы имели широкую поддержку населения, равно как и нацисты в Третьем Рейхе.
- Созданный инквизиторами массовый параноидальный невроз нанес огромный ущерб экономическому и политическому развитию стран Иберии.


.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжение. Зато влажная, ветренная, и сильно переменчивая погода поспособствовала появлению большого количества радуг, которые я никогда раньше в этой обсерватории не видел. И это еще не ...
Я ничего не знаю о турецкой литературе и решил восполнить и этот пробел. Вот правда не знаю, насколько нобелевский лауреат Орхан Памук типичен для литературы этой страны, насколько по нему можно о ней, есть подозрение, исходя из того, что я прочитал о нем самом, что не особо, но я ...
Наша экономика напоминает большую мафиозную семью – «государство» и крупный бизнес живут, как бы, в одном большом доме и собираются утром за завтраком, потягиваясь и зевая. Там и принимаются решения. Замечательный пример – с налогом на «сверхдоходы», о котором первый вице-премьер ...
В 1984 году на прилавках советских магазинов появилась электронная игра «Электроника ИМ-02», она же «Ну, погоди!» или «Волк ловит яйца». К началу 90-х о такой мечтали все дети страны. Многие считают, что это устройство разработали в СССР, но это не так. А вот другие модификации ...
...