Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

топ 100 блогов denokan09.08.2014  Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Вторым рейсом после отпуска у меня стал полет в Тиват.

Казалось бы, что тут еще можно написать - я уже много-много раз летал туда, и здесь неоднократно по полочкам раскладывал все нюансы возможных заходов, с приведением схем и видео.

Однако, были в рейсе эпизоды, достойные внимания.

Начнем?

В Москве и области установилась интересная погода. Помните, когда стало прохладно, народ просил жару? Дали жару. Народ запросил прохлады. Устав от нытья клиентов, в небесной канцелярии решили удовлетворить всех  - с утра и до обеда - жарко, а затем проливные дожди с грозами.

В четверг и пятницу, к слову, из "офиса" наблюдал красивую картину - ярко светит солнце, и при этом поливает мощный ливень. Правда, потом солнце ушло отдыхать и стало уж совсем темно - а мне домой ехать...

Ну а сегодня - мы летим в Тиват. Не привычным, 925-м, рейсом, а утренним - 931-м.

Рейс обещает отличаться еще и тем, что нам предстоит слетать не на В737-800, а на его самолете старшей модификации - В737-400, три из которых еще эксплуатируются у нас. Давно я не летал за штурвалом на четырехсотках!

--==(о)==--

VP-BQG, мой старый добрый знакомый. Много чего связывает меня с этим самолетом - о давней его техперегонке я уже вскользь упомянул в прошлой записи, ну а еще однажды мне пришлось применять интересные навыки, чтобы безопасно вернуть его на землю... Но об этом я напишу, наверное, не раньше, чем окончательно уйду на пенсию. Пусть останется интригой.

К слову, я говорил, что уже пенсионер? Год уже как.
Это к комментарию к прошлой записи: "ты же совсем не старенький" :)))


Я уже писал, что из двух модификаций любимой является 800-ка. Более того, на ней я готов лететь хоть на Луну, коли прикажут. Но, если уж совсем говорить откровенно, то и от В737-400 я все равно получаю кайф, хотя в этой кабине с будильниками летаю уже почти 10 лет - начиная с 500-к, аналогичных по оборудованию, которые эксплуатировались в "Сибири" в 2005-2008гг.

Когда только получили первую 800-ку, ее шикарные большие дисплеи привели в восторг, а манера "исполнения", т.е., то, как 800-ка летает - в экстаз. Плавно.. Степенно... Грациозно.. Пересаживаясь обратно в 400-ку, возвращаешься в винтаж, а сама манера "исполнения" - совершенно отличается - резво, юрко, быстро.

Различия начинаются еще на рулении. У 800-ки совершенно по-другому нажимаются тормозные педали - приходится делать глубокие движения, а на 400-ке можно тормозить кончиками пальцев - торможение начинается практически сразу.

К слову, о вальяжности. В свое время 400-ка после короткой 500-ки нам показалась лимузином - по манере реагирования на отклонение рулей. Теперь 400-ка кажется "истребителем", т.к. сравнивать приходится уже с 800-кой. Интересно, все-таки, как бы я сейчас воспринял 500-ку?

500-ка очень нравилась. У меня всегда в ней создавалось ощущение, что я усаживаюсь в кресло, и ремнями (плечевыми, поясными) пристегиваю самолет на себе - настолько чутко чувствуется поведение этого лайнера. Очень юркий самолетик.

--==(о)==--

Мой сегодняшний Второй пилот, Эльдар, уже побывал на страницах моего блога. Год назад я заканчивал его ввод в строй - четыре полноценных рейса. И в течение года мы так же пересекались. Так что, рейс будет полезным еще и тем, что я посмотрю в работе на своего ученика, хоть и был он им совсем недолго.

- Денис, нам предлагают заправку под посадку с максимальной посадочной массой...

Ну, как обычно - при вылете из Москвы берем как можно больше топлива, чтобы поменьше заправляться обратно, так чаще всего выгоднее.

- Какие будут мысли по этому поводу?

- Предлагаю уменьшить килограмм на 400

Смотрю на него

- Я б на тонну уменьшил.

В Тивате ожидается прогнозом попутный ветер, если заходить с прямой. Либо - Circle-to-land. В любом случае, не хотелось бы прилетать туда с максимальной посадочной массой.

Конечно, уменьшение ее на тонну особого бонуса по скорости не даст, но иногда даже два узла играют роль, особенно, если ты планируешь заход с закрылками 40. А я планирую именно так.

Опять же, писал не раз и не два - заправляться строго по расчету будет весьма чревато - тут спрямят, там спрямят, ветер не оправдается, будет попутным - вот уже экономия. Далее, в расчет включны 300 кг на руление - а мы столько не раходуем. Далее - есть вариант, что в последнюю минуту дозагрузят чего-нибудь.. и еще есть варианты, но и этого достаточно для того, чтобы прилететь на аэродром назначения и обнаружить, что масса твоя далеко от максимальной посадочной... То есть, выше.

Как обычно, объясняю свои соображения Эльдару.

--==(о)==--

Пришли девчонки - старшую бортпроводницу, Наталью, знаю очень давно, боевая девушка. По большому счету, рассказывать ей мне нечего - "...по три часа расчет в обе стороны, погода обещает быть неплохой, до 30 градусов там. Самолет на базе... Ну а остальное обсудим на самолете". Уходит.

Вот бы и нам следом за ней уйти, как выяснилось вскоре - это сэкономило бы нам кучу времени...

За 1ч10 до вылета пришли на "границу", и встали в очередь - перед нами проходила бригада бортпроводников из Трансаэро. Как минимум, с В747, судя по численности... Стоим... Стоим.. Не двигаемся... Стоим.. Стоим..

В-общем, мы потеряли 25 минут на то, чтобы пройти границу - у одного из двух работников погранслужбы упорно не хотела работать техника, но он все равно пытался заставить ее заработать. В итоге так и не заставил и те, кто прождал, пока он ее починит (в том числе и мы), быстро-быстро прошли через его коллегу.

Зато с автобусом повезло - не ждали, сразу сели.

Вот тут можно поговорить об управлении временем - есть такая группа пилотов, которая принципиально миллиметрит. Говоришь им: "ну что, пойдем на самолет?" А они: "а чего там делать? Можно еще пятнадцать минут посидеть".

Никогда не миллиметрил и Вам не советую. Неоднократно замечал, что время работает на тебя, если ты о нем заботишься. А вот когда упускаешь - то обязательно что-нибудь да случится. Вот и в нашем случае - ну простояли мы 25 минут. Ни на что это не повлияло. А пришли бы на 10 минут позже, простояли бы те же 25 минут, вот тут обязательно и автобус бы отсутствовал, пришлось бы ждать его еще минимум минут 5, затем он встал бы на полпути, пропуская буксирующееся судно...

И началась бы спешка.

А так - я очень спокойно иду осматривать самолет, улыбаюсь старому знакомому:

- Привет, Квебек Гольф! Как дела? Скучал тут?

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Заканчиваю осмотр, возвращаюсь в кабину. Быстренько просматриваю - все ли сделал Эльдар по процедуре Preliminary, затем сажусь в кресло. Эльдар уже заканчивает ввод данных в компьютер.

- Ну что, давай проверим связь?

Одеваем наушники, я беру в руки микрофон и включаю передачу в салон:

- Добрый день, уважаемые коллеги, говорит командир корабля! Меня зовут Денис, сегодня мне помогает второй пилот Эльдар. Прошу нас любить и жаловать и мы обязательно ответим Вам взаимностью! Летим мы сегодня в Черногорию, в город Тиват, время пути в обе стороны по 3 часа. Погода там хорошая, днем ожидается до +30 градусов. Желаю всем приятного полета и отличных пассажиров, пожалуйста, не забудьте приготовить для них свои замечательные улыбки - ведь от их количества и качества зависит успех нашего полета! Спасибо за внимание! Старший бортпроводник, Наташа, если слышите, дайте знак.

Приходит Наташа:

- Слышно хорошо.

- Ок, сейчас Эльдар проверит связь в салон, затем проверим внутреннюю и проведем брифинг.


Выполняем.
--==(о)==--

- Денис, посадка окончена. У нас изменения - минус пять человек.

- Что такое? Не хотят с нами лететь?

- Да кто ж знает? Зато апгрейд был в бизнес, он полный, а в экономе теперь свободно, получается.


Это значит, что Наташе придется поработать :) Ничего, ничего.

Минус пять пассажиров, это значит, что самолет будет почти на полтонны легче, чем планировалось по предварительному расчету. Жалко, конечно - но в условиях полета в Тиват, чисто по-пилотски, это бонус. Самолет будет полегче.

Приветствую пассажиров, представляю себя, Эльдара, прошу рассаживаться поудобнее, благодарю за выбор нашей авиакомпании.

Время - десять минут до отправления по расписанию. Связываемся с Домодедово-Деливери, те просят нас выйти повторно тогда, когда будем полностью готовы к запуску. Хм, это что-то новое или я пропустил? Да вроде нет.

Что ж, самое время провести брифинг с Эльдаром, что и делаем.

--==(о)==--

Нам никак не привезут последний багаж. Стоим, ждем. Сами-то полностью готовы. Потеряли на этом минут двадцать.

Наконец, парнишка-бортпроводник забегает по трапу и через минуту Наташа докладывает об окончании загрузки и просит разрешение на закрытие дверей. Конечно же! Полетели!

Точнее, порулили.

Тут тоже немножко пришлось подзадержаться - впереди взлетали два "тяжелых". В итоге, от запуска до взлета прошло 14 минут. Потратили 170 кг - это к вышесказанному.

Взлетели!

Вроде еще утро, но болтанка у земли уже чувствительная. Переходим на связь с диспетчером круга, тот отправляет нас на FV, минуя DK, ну и еще через несколько минут подрезают еще раз. Отлично!

Забираемся на эшелон 320, читаю информацию пассажирам, желаю приятного аппетита!

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Полет спокоен, гроз нигде не наблюдается - не полет, сказка!

Самое время обсудить с Эльдаром возможные нюансы предстоящего захода. На страницах этого блога Тиват я как только не рассмотрел, поэтому, позвольте мне в этот раз не повторяться )

Зато Эльдар молодец! На вопрос "как будем выполнять схему захода, если вдруг р-раз, и FMC откажется работать" - ответил сразу, без всяких "поставим POD на страничку фиксов и будем в HDG SEL лететь", как это отвечают многие, не задумываясь... Эх, парни! Какая страничка "фиксов" (от FIX - страница FMC, компьютера, на которой можно внести дополнительную точку, и она будет видна на дисплее), если FMС отказал?

Постоянно вспоминаю "детей мадженты"... А ведь выступлению этого дядьки уже 17 лет

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Вот так спокойно до Тивата и долетели.

Красиво!

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.



 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Правда, гор до самой Подгорицы не увидели - из-за туч. Да и влажность везде слишком высокая - даже если земля и просматривалась, то была в дымке.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

А вот и Подгорица со своим красивейшим озером. Снижаемся. Скоро уже будет посадка.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Решил в этот раз отключить автопилот пониже, чем обычно. В замечательную погоду я тут отключаюсь на сотом эшелоне, сегодня погода еще не плохая, но кучки кучкуются, и их нижний край передан на 5000ф. Да и фактор 400-ки, на которой я довольно долго не летал - нужно, все-таки, чтобы глаза попривыкли к приборам. Так что, отключился сразу по выходу на прямую, на 4000 футах. Тут уже все было видно - аэродром, хоть и пытается прятаться за горушку, но как на ладони, тем не менее. Оставляю директоры включенными, AFDS работает в режиме VNAV/LNAV, при этом я вижу еще и повторитель локалайзера, который уверенно стоит в центре. На классиках наших нет GPS-ок, навигация работает по хитрому принципу обновления позиции по радиосредствам и по инерциалкам. Но точность, когда есть наземные радиосредства великолепная, что мы сегодня и видим.

Снижаемся. Подходим к точке начала финального снижения - приводу TAZ, контролирую, что пройдем его строго на 2300 футов, как требуется... И тут на FMA загорается ALT ACQ и директор начинает указывать вверх - мол, тяни выше.

Семен Семеныч :) Надо почаще в отпуске летать!  Все правильно - на МСР стоит заданная высота 2300 футов, мы к ней подходим в постоянном снижении, рассчитывая ее занять точно над TAZ, и компьютер показывает, что надо бы выходить в горизонт. Но нам-то в него не надо :))

А надо было практически несколько секунд назад (удостоверившись, что проходим TAZ, как положено) ставить следующую высоту - минимальную высоту снижения, тогда директор не стал бы лезть вверх, сбивая пилота с понталыки... Хотя, кого он тут пытается сбить? Даже не дернулся (сам же "глядеть сквозь директоры" всех учу летать)! Держу прежний угол снижения, закрылки уже выпущены в посадочное положение, аэродром впереди, самолет находится строго на профиле. Эльдар,похоже, еще не "догнал" ситуацию, поэтому просить его сделать несколько махинаций с МСР (поставить высоту, нажать VNAV или подкрутить vertical speed) - будет сложнее, чем просто попросить выключить флайт директоры и поставить на МСР высоту ухода на второй круг.

А после посадки - обязательно обсудить эту ситуацию.

Летим по глиссаде, красота! Ветра пока не видно, но он, скорее всего, будет у земли - обычное дело для Тивата. Поэтому, готовлюсь к изменениям.

Прошу Эльдара каждую милю контролировать высоту по дальномеру (в схеме опубликованы дальности и высоты) - правда, мне сейчас это нужно, как собаке пятая нога, аэродром-то вот он, слева впереди. Но пусть Эльдар тренируется, подобные заходы нынче редкость, а вот в плохую погоду это жизненно важная процедура взаимодействия!!

Проходим минимальную высоту снижения, делать нечего - придется в этот раз на второй круг не уходить, ведь мы на профиле и стабилизированы, продолжаю заход.

Начинаю доворот влево - сейчас главное, не потерять угол снижения - в развороте ВПП выглядит не так, как ты привык ее видеть прямо перед собой. Да еще и сама ВПП в начале имеет уклон вверх, и пилоту кажется, что идешь ты выше, чем нужно.

А вот и скорость начала гулять, появился встречный ветер - разом выросла почти на 10 узлов, прибираю режим, не даю подрасти, штурвал чуть отпускаю от себя - не даю самолету уйти вверх. Теперь надо еще в голове держать эту заметку - раз режим прибрал, то надо будет и добавить, когда все устаканится.  Ага, а вот сейчас надо добавить, причем неплохо - скорость полезла вниз, придавливаю штурвал, чтобы не позволить кабрирующему моменту вынести меня выше профиля - ВПП-то уже практически под нами.

Отмечаю, что мчимся чуть левее осевой линии, поэтому, пока есть высота, небольшой кренчик вправо.. вот, нормально, теперь возвращаемся на место, торец полосы резво уходит под нас, а бетон начинает набегать под нашу кабину. Ощутимо так набегать - ведь и мы снижаемся, и ВПП имеет уклон вверх в этом месте - не забыли?

Учитываю это на выравнивании - тяну штурвал сначала чуть-чуть, и сразу же, не давая самолету взмывать - начинаю уменьшать режим работы двигателям... И теперь уже поинтенсивнее тяну штурвал на себя... и еще чуть-чуть интенсивнее (полоса набегает)... Ну и теперь чуууууть чуть для себя - вижу, что отлично приземляюсь, позволяю себе выполнить очень мягкую посадку на радость пассажирам.

Все, мы на месте. Оттормаживаемся до скорости руления напротив РД В, и это при том, что уровень автоматического торможения - "двойка". Привет любителям "тройки" и "максимума" в Тивате! Это ж 400-ка, закрылки 40, Vref+5 :)

Но диспетчер просит освободить нас в конце - по альфе. Плавно катимся по остатку полосы, отмечаю про себя - какие чудесные, все-таки, тут виды... Так и хочется остановиться прямо на полосе и начать фотографировать! :)

--==(о)==--

Маршал везет нас непривычно долго, и мы заруливаем на стоянку аж напротив той самой рулежки Bravo. Ни разу еще тут не стоял.

Выключаем двигатели, делаем процедуру. Прощаюсь по громкой связи с пассажирами, желаю им, как обычно, чудесного отдыха и новых встреч с нами. Затем, по уже отработанной схеме, выхожу их провожать лично...

- Ой, спасибо большое! Прекрасный полет! А вы знаете, мы первый раз летим вашей авиакомпанией, а в интернете про вас чего только не пишут! Но нам так понравилось, посадка просто отличная!

Смотрю на говорящего, бодрого дедулю, которому вторит, видимо, супруга... А сам не верю глазам. Он или не он? Спросить стесняюсь.

А зря.

Дедуля просто счастлив, заглядывает через мое плечо в кабину, затем еще раз сердечно благодарит, прощается с нами, берет под руку супругу и выходит на трап.

- Наташ.. А это не Алексей Леонов, случайно? Первый человек в открытом космосе.

- Ой, то-то мне он что-то в полете рассказывал, что летал, что был в Кемерово, там самолеты  стоят, на которых он летал... Сейчас манифест гляну.

Смотрим манифест. И ведь точно - Aleksei Leonov.

Эх ты, Денис Сергеевич! Вот где-то совсем не скромный, а тут можно было и бы и не постесняться! У меня в детстве книжка была про тот полет, с иллюстрациями Леонова. А я ж очень тогда интересовался космической темой, даже комиксы рисовал, как тогда было модно.

За бизнес-классом потянулись остальные пассажиры. И каждый душевно благодарил и дарил улыбки, поднимая тем самым волну позитива и отличного настроения. Кто-то спросил, каким образом можно оставить благодарность, ну это просто - через форму обратной связи на сайте... (к слову, так же можно оставлять и жалобы)

В-общем, полет в эту сторону удался точно!

А что будет на обратном пути?

--==(о)==--

А вот про обратный путь рассказать не успеваю, так что, почему "Тиват пасмурный, Тиват грозный" - напишу в следующий раз.

Если, конечно, Вам это будет интересно!

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.

Всем хорошего настроения!

 Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный. FLYSAFE


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вряд ли есть человек, который бы не начинал "дергаться" при звуках любимой музыки! даже не танцевать, а произвольно, не осознано постукивать мизинцем левой ноги в сапоге(ведь все равно никто не видит). Это я молчу про людей, которые не стесняясь пританцовывают на улице "при всем чесном нар ...
Я еще чуток побухчу на вчерашнюю тему, извенити. Немного в другую сторону, так сказать. Я вот не помню, весь этот шум с Роулинг как скоро дополз до рунета? Я к тому, что история с Докинзом приключилась несколько дней назад, а у нас инфы до сих пор хер найдешь, и шума никакого. Как бы ...
На фото - молебен под открытым небом в Гданьске, 1987 год. ...
А я думаю, что у человека просто комплексы. Завидует он аббатусу. А может, он просто влюбленный в него "питух"? Тож вариант. Хочет всем доказать, что он не хуже, но себя выставляет клоуном и весь Афон позорит ...
"Как стать для него той самой? Женщиной которую он будет любить, на руках носить и прочее подобное", - вопрос, которым регулярно оказываются озабочены милые барышни всех возрастов. Вопрос этот из той же колоды, что и "как сделать так, чтобы мама меня любила?", "как сделать так, чтобы муж ...