Тиват солнечный, Тиват пасмурный, Тиват грозный.
denokan — 09.08.2014Вторым рейсом после отпуска у меня стал полет в Тиват.
Казалось бы, что тут еще можно написать - я уже много-много раз летал туда, и здесь неоднократно по полочкам раскладывал все нюансы возможных заходов, с приведением схем и видео.
Однако, были в рейсе эпизоды, достойные внимания.
Начнем?
В Москве и области установилась интересная погода. Помните, когда стало прохладно, народ просил жару? Дали жару. Народ запросил прохлады. Устав от нытья клиентов, в небесной канцелярии решили удовлетворить всех - с утра и до обеда - жарко, а затем проливные дожди с грозами.
В четверг и пятницу, к слову, из "офиса" наблюдал красивую картину - ярко светит солнце, и при этом поливает мощный ливень. Правда, потом солнце ушло отдыхать и стало уж совсем темно - а мне домой ехать...
Ну а сегодня - мы летим в Тиват. Не привычным, 925-м, рейсом, а утренним - 931-м.
Рейс обещает отличаться еще и тем, что нам предстоит слетать не на В737-800, а на его самолете старшей модификации - В737-400, три из которых еще эксплуатируются у нас. Давно я не летал за штурвалом на четырехсотках!
VP-BQG, мой старый добрый знакомый. Много чего связывает меня с этим самолетом - о давней его техперегонке я уже вскользь упомянул в прошлой записи, ну а еще однажды мне пришлось применять интересные навыки, чтобы безопасно вернуть его на землю... Но об этом я напишу, наверное, не раньше, чем окончательно уйду на пенсию. Пусть останется интригой.
К слову, я говорил, что уже пенсионер? Год уже как.
Это к комментарию к прошлой записи: "ты же совсем не старенький" :)))
Я уже писал, что из двух модификаций любимой является 800-ка. Более того, на ней я готов лететь хоть на Луну, коли прикажут. Но, если уж совсем говорить откровенно, то и от В737-400 я все равно получаю кайф, хотя в этой кабине с будильниками летаю уже почти 10 лет - начиная с 500-к, аналогичных по оборудованию, которые эксплуатировались в "Сибири" в 2005-2008гг.
Когда только получили первую 800-ку, ее шикарные большие дисплеи привели в восторг, а манера "исполнения", т.е., то, как 800-ка летает - в экстаз. Плавно.. Степенно... Грациозно.. Пересаживаясь обратно в 400-ку, возвращаешься в винтаж, а сама манера "исполнения" - совершенно отличается - резво, юрко, быстро.
Различия начинаются еще на рулении. У 800-ки совершенно по-другому нажимаются тормозные педали - приходится делать глубокие движения, а на 400-ке можно тормозить кончиками пальцев - торможение начинается практически сразу.
К слову, о вальяжности. В свое время 400-ка после короткой 500-ки нам показалась лимузином - по манере реагирования на отклонение рулей. Теперь 400-ка кажется "истребителем", т.к. сравнивать приходится уже с 800-кой. Интересно, все-таки, как бы я сейчас воспринял 500-ку?
500-ка очень нравилась. У меня всегда в ней создавалось ощущение, что я усаживаюсь в кресло, и ремнями (плечевыми, поясными) пристегиваю самолет на себе - настолько чутко чувствуется поведение этого лайнера. Очень юркий самолетик.
Мой сегодняшний Второй пилот, Эльдар, уже побывал на страницах моего блога. Год назад я заканчивал его ввод в строй - четыре полноценных рейса. И в течение года мы так же пересекались. Так что, рейс будет полезным еще и тем, что я посмотрю в работе на своего ученика, хоть и был он им совсем недолго.
- Денис, нам предлагают заправку под посадку с максимальной посадочной массой...
Ну, как обычно - при вылете из Москвы берем как можно больше топлива, чтобы поменьше заправляться обратно, так чаще всего выгоднее.
- Какие будут мысли по этому поводу?
- Предлагаю уменьшить килограмм на 400
Смотрю на него
- Я б на тонну уменьшил.
В Тивате ожидается прогнозом попутный ветер, если заходить с прямой. Либо - Circle-to-land. В любом случае, не хотелось бы прилетать туда с максимальной посадочной массой.
Конечно, уменьшение ее на тонну особого бонуса по скорости не даст, но иногда даже два узла играют роль, особенно, если ты планируешь заход с закрылками 40. А я планирую именно так.
Опять же, писал не раз и не два - заправляться строго по расчету будет весьма чревато - тут спрямят, там спрямят, ветер не оправдается, будет попутным - вот уже экономия. Далее, в расчет включны 300 кг на руление - а мы столько не раходуем. Далее - есть вариант, что в последнюю минуту дозагрузят чего-нибудь.. и еще есть варианты, но и этого достаточно для того, чтобы прилететь на аэродром назначения и обнаружить, что масса твоя далеко от максимальной посадочной... То есть, выше.
Как обычно, объясняю свои соображения Эльдару.
Пришли девчонки - старшую бортпроводницу, Наталью, знаю очень давно, боевая девушка. По большому счету, рассказывать ей мне нечего - "...по три часа расчет в обе стороны, погода обещает быть неплохой, до 30 градусов там. Самолет на базе... Ну а остальное обсудим на самолете". Уходит.
Вот бы и нам следом за ней уйти, как выяснилось вскоре - это сэкономило бы нам кучу времени...
За 1ч10 до вылета пришли на "границу", и встали в очередь - перед нами проходила бригада бортпроводников из Трансаэро. Как минимум, с В747, судя по численности... Стоим... Стоим.. Не двигаемся... Стоим.. Стоим..
В-общем, мы потеряли 25 минут на то, чтобы пройти границу - у одного из двух работников погранслужбы упорно не хотела работать техника, но он все равно пытался заставить ее заработать. В итоге так и не заставил и те, кто прождал, пока он ее починит (в том числе и мы), быстро-быстро прошли через его коллегу.
Зато с автобусом повезло - не ждали, сразу сели.
Вот тут можно поговорить об управлении временем - есть такая группа пилотов, которая принципиально миллиметрит. Говоришь им: "ну что, пойдем на самолет?" А они: "а чего там делать? Можно еще пятнадцать минут посидеть".
Никогда не миллиметрил и Вам не советую. Неоднократно замечал, что время работает на тебя, если ты о нем заботишься. А вот когда упускаешь - то обязательно что-нибудь да случится. Вот и в нашем случае - ну простояли мы 25 минут. Ни на что это не повлияло. А пришли бы на 10 минут позже, простояли бы те же 25 минут, вот тут обязательно и автобус бы отсутствовал, пришлось бы ждать его еще минимум минут 5, затем он встал бы на полпути, пропуская буксирующееся судно...
И началась бы спешка.
А так - я очень спокойно иду осматривать самолет, улыбаюсь старому знакомому:
- Привет, Квебек Гольф! Как дела? Скучал тут?
Заканчиваю осмотр, возвращаюсь в кабину. Быстренько просматриваю - все ли сделал Эльдар по процедуре Preliminary, затем сажусь в кресло. Эльдар уже заканчивает ввод данных в компьютер.
- Ну что, давай проверим связь?
Одеваем наушники, я беру в руки микрофон и включаю передачу в салон:
- Добрый день, уважаемые коллеги, говорит командир корабля! Меня зовут Денис, сегодня мне помогает второй пилот Эльдар. Прошу нас любить и жаловать и мы обязательно ответим Вам взаимностью! Летим мы сегодня в Черногорию, в город Тиват, время пути в обе стороны по 3 часа. Погода там хорошая, днем ожидается до +30 градусов. Желаю всем приятного полета и отличных пассажиров, пожалуйста, не забудьте приготовить для них свои замечательные улыбки - ведь от их количества и качества зависит успех нашего полета! Спасибо за внимание! Старший бортпроводник, Наташа, если слышите, дайте знак.
Приходит Наташа:
- Слышно хорошо.
- Ок, сейчас Эльдар проверит связь в салон, затем проверим внутреннюю и проведем брифинг.
Выполняем.
- Денис, посадка окончена. У нас изменения - минус пять человек.
- Что такое? Не хотят с нами лететь?
- Да кто ж знает? Зато апгрейд был в бизнес, он полный, а в экономе теперь свободно, получается.
Это значит, что Наташе придется поработать :) Ничего, ничего.
Минус пять пассажиров, это значит, что самолет будет почти на полтонны легче, чем планировалось по предварительному расчету. Жалко, конечно - но в условиях полета в Тиват, чисто по-пилотски, это бонус. Самолет будет полегче.
Приветствую пассажиров, представляю себя, Эльдара, прошу рассаживаться поудобнее, благодарю за выбор нашей авиакомпании.
Время - десять минут до отправления по расписанию. Связываемся с Домодедово-Деливери, те просят нас выйти повторно тогда, когда будем полностью готовы к запуску. Хм, это что-то новое или я пропустил? Да вроде нет.
Что ж, самое время провести брифинг с Эльдаром, что и делаем.
Нам никак не привезут последний багаж. Стоим, ждем. Сами-то полностью готовы. Потеряли на этом минут двадцать.
Наконец, парнишка-бортпроводник забегает по трапу и через минуту Наташа докладывает об окончании загрузки и просит разрешение на закрытие дверей. Конечно же! Полетели!
Точнее, порулили.
Тут тоже немножко пришлось подзадержаться - впереди взлетали два "тяжелых". В итоге, от запуска до взлета прошло 14 минут. Потратили 170 кг - это к вышесказанному.
Взлетели!
Вроде еще утро, но болтанка у земли уже чувствительная. Переходим на связь с диспетчером круга, тот отправляет нас на FV, минуя DK, ну и еще через несколько минут подрезают еще раз. Отлично!
Забираемся на эшелон 320, читаю информацию пассажирам, желаю приятного аппетита!
Полет спокоен, гроз нигде не наблюдается - не полет, сказка!
Самое время обсудить с Эльдаром возможные нюансы предстоящего захода. На страницах этого блога Тиват я как только не рассмотрел, поэтому, позвольте мне в этот раз не повторяться )
Зато Эльдар молодец! На вопрос "как будем выполнять схему захода, если вдруг р-раз, и FMC откажется работать" - ответил сразу, без всяких "поставим POD на страничку фиксов и будем в HDG SEL лететь", как это отвечают многие, не задумываясь... Эх, парни! Какая страничка "фиксов" (от FIX - страница FMC, компьютера, на которой можно внести дополнительную точку, и она будет видна на дисплее), если FMС отказал?
Постоянно вспоминаю "детей мадженты"... А ведь выступлению этого дядьки уже 17 лет
Вот так спокойно до Тивата и долетели.
Красиво!
Правда, гор до самой Подгорицы не увидели - из-за туч. Да и влажность везде слишком высокая - даже если земля и просматривалась, то была в дымке.
А вот и Подгорица со своим красивейшим озером. Снижаемся. Скоро уже будет посадка.
Решил в этот раз отключить автопилот пониже, чем обычно. В замечательную погоду я тут отключаюсь на сотом эшелоне, сегодня погода еще не плохая, но кучки кучкуются, и их нижний край передан на 5000ф. Да и фактор 400-ки, на которой я довольно долго не летал - нужно, все-таки, чтобы глаза попривыкли к приборам. Так что, отключился сразу по выходу на прямую, на 4000 футах. Тут уже все было видно - аэродром, хоть и пытается прятаться за горушку, но как на ладони, тем не менее. Оставляю директоры включенными, AFDS работает в режиме VNAV/LNAV, при этом я вижу еще и повторитель локалайзера, который уверенно стоит в центре. На классиках наших нет GPS-ок, навигация работает по хитрому принципу обновления позиции по радиосредствам и по инерциалкам. Но точность, когда есть наземные радиосредства великолепная, что мы сегодня и видим.
Снижаемся. Подходим к точке начала финального снижения - приводу TAZ, контролирую, что пройдем его строго на 2300 футов, как требуется... И тут на FMA загорается ALT ACQ и директор начинает указывать вверх - мол, тяни выше.
Семен Семеныч :) Надо почаще в отпуске летать! Все правильно - на МСР стоит заданная высота 2300 футов, мы к ней подходим в постоянном снижении, рассчитывая ее занять точно над TAZ, и компьютер показывает, что надо бы выходить в горизонт. Но нам-то в него не надо :))
А надо было практически несколько секунд назад (удостоверившись, что проходим TAZ, как положено) ставить следующую высоту - минимальную высоту снижения, тогда директор не стал бы лезть вверх, сбивая пилота с понталыки... Хотя, кого он тут пытается сбить? Даже не дернулся (сам же "глядеть сквозь директоры" всех учу летать)! Держу прежний угол снижения, закрылки уже выпущены в посадочное положение, аэродром впереди, самолет находится строго на профиле. Эльдар,похоже, еще не "догнал" ситуацию, поэтому просить его сделать несколько махинаций с МСР (поставить высоту, нажать VNAV или подкрутить vertical speed) - будет сложнее, чем просто попросить выключить флайт директоры и поставить на МСР высоту ухода на второй круг.
А после посадки - обязательно обсудить эту ситуацию.
Летим по глиссаде, красота! Ветра пока не видно, но он, скорее всего, будет у земли - обычное дело для Тивата. Поэтому, готовлюсь к изменениям.
Прошу Эльдара каждую милю контролировать высоту по дальномеру (в схеме опубликованы дальности и высоты) - правда, мне сейчас это нужно, как собаке пятая нога, аэродром-то вот он, слева впереди. Но пусть Эльдар тренируется, подобные заходы нынче редкость, а вот в плохую погоду это жизненно важная процедура взаимодействия!!
Проходим минимальную высоту снижения, делать нечего - придется в этот раз на второй круг не уходить, ведь мы на профиле и стабилизированы, продолжаю заход.
Начинаю доворот влево - сейчас главное, не потерять угол снижения - в развороте ВПП выглядит не так, как ты привык ее видеть прямо перед собой. Да еще и сама ВПП в начале имеет уклон вверх, и пилоту кажется, что идешь ты выше, чем нужно.
А вот и скорость начала гулять, появился встречный ветер - разом выросла почти на 10 узлов, прибираю режим, не даю подрасти, штурвал чуть отпускаю от себя - не даю самолету уйти вверх. Теперь надо еще в голове держать эту заметку - раз режим прибрал, то надо будет и добавить, когда все устаканится. Ага, а вот сейчас надо добавить, причем неплохо - скорость полезла вниз, придавливаю штурвал, чтобы не позволить кабрирующему моменту вынести меня выше профиля - ВПП-то уже практически под нами.
Отмечаю, что мчимся чуть левее осевой линии, поэтому, пока есть высота, небольшой кренчик вправо.. вот, нормально, теперь возвращаемся на место, торец полосы резво уходит под нас, а бетон начинает набегать под нашу кабину. Ощутимо так набегать - ведь и мы снижаемся, и ВПП имеет уклон вверх в этом месте - не забыли?
Учитываю это на выравнивании - тяну штурвал сначала чуть-чуть, и сразу же, не давая самолету взмывать - начинаю уменьшать режим работы двигателям... И теперь уже поинтенсивнее тяну штурвал на себя... и еще чуть-чуть интенсивнее (полоса набегает)... Ну и теперь чуууууть чуть для себя - вижу, что отлично приземляюсь, позволяю себе выполнить очень мягкую посадку на радость пассажирам.
Все, мы на месте. Оттормаживаемся до скорости руления напротив РД В, и это при том, что уровень автоматического торможения - "двойка". Привет любителям "тройки" и "максимума" в Тивате! Это ж 400-ка, закрылки 40, Vref+5 :)
Но диспетчер просит освободить нас в конце - по альфе. Плавно катимся по остатку полосы, отмечаю про себя - какие чудесные, все-таки, тут виды... Так и хочется остановиться прямо на полосе и начать фотографировать! :)
Маршал везет нас непривычно долго, и мы заруливаем на стоянку аж напротив той самой рулежки Bravo. Ни разу еще тут не стоял.
Выключаем двигатели, делаем процедуру. Прощаюсь по громкой связи с пассажирами, желаю им, как обычно, чудесного отдыха и новых встреч с нами. Затем, по уже отработанной схеме, выхожу их провожать лично...
- Ой, спасибо большое! Прекрасный полет! А вы знаете, мы первый раз летим вашей авиакомпанией, а в интернете про вас чего только не пишут! Но нам так понравилось, посадка просто отличная!
Смотрю на говорящего, бодрого дедулю, которому вторит, видимо, супруга... А сам не верю глазам. Он или не он? Спросить стесняюсь.
А зря.
Дедуля просто счастлив, заглядывает через мое плечо в кабину, затем еще раз сердечно благодарит, прощается с нами, берет под руку супругу и выходит на трап.
- Наташ.. А это не Алексей Леонов, случайно? Первый человек в открытом космосе.
- Ой, то-то мне он что-то в полете рассказывал, что летал, что был в Кемерово, там самолеты стоят, на которых он летал... Сейчас манифест гляну.
Смотрим манифест. И ведь точно - Aleksei Leonov.
Эх ты, Денис Сергеевич! Вот где-то совсем не скромный, а тут можно было и бы и не постесняться! У меня в детстве книжка была про тот полет, с иллюстрациями Леонова. А я ж очень тогда интересовался космической темой, даже комиксы рисовал, как тогда было модно.
За бизнес-классом потянулись остальные пассажиры. И каждый душевно благодарил и дарил улыбки, поднимая тем самым волну позитива и отличного настроения. Кто-то спросил, каким образом можно оставить благодарность, ну это просто - через форму обратной связи на сайте... (к слову, так же можно оставлять и жалобы)
В-общем, полет в эту сторону удался точно!
А что будет на обратном пути?
А вот про обратный путь рассказать не успеваю, так что, почему "Тиват пасмурный, Тиват грозный" - напишу в следующий раз.
Если, конечно, Вам это будет интересно!
Всем хорошего настроения!
|
</> |