Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю

топ 100 блогов paisiypchelnik02.07.2020 В рамках рубрики #ThrowbackThursday я вспоминаю свои старые тексты, которые в свое время не получили должной популярности. Для меня это повод освежить свои тексты, для кого-то из вас – почитать еще один пост от меня.
Повод этого ностальгического четверга – суд над Кириллом Серебренниковым и условный срок. Что я думаю по этому поводу, можете прочитать в моем предыдущем посте (спойлер: мнение будет предельно коротким и однозначным). А в этом же материале я расскажу вам о недооцененном фильме, который совершенно незаслуженно провалился в прокате. Как вы поняли, я говорю о фильме 2018 года «Лето».

Если вы не в курсе, это музыкальный фильм – о знакомстве и дружбе Майка Науменко с Виктором Цоем и их первых шагах в Ленинградском рок-клубе. Я, несмотря на критические высказывания некоторых авторитетных людей, решил дать фильму шанс и пошел на него.
Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю
И знаете, я не пожалел о потраченном времени! Фильм вышел вполне хорошим. С неплохим и непохабным юмором, весьма простой, но трогательной историей настоящей дружбы, а главное – с великолепными песнями! В фильме звучат не только хиты «Кино» и «Зоопарка», но и классика зарубежного рока. Причем сделано это в невероятно стильной и оригинальной подаче – с карандашными вставками и статистами, которые подпевают своими немузыкальными голосами. Я подобного в мюзиклах еще не видел, и это выглядело очень прикольно и свежо. Особенно мне понравился клип на Psycho Killer.


По сюжету. Не ждите от фильма каких-то неожиданных поворотов, закрученных историй и прочего. Это просто фильм о дружбе, порядочности и искренности. Возможно, тема советской цензуры и щемления музыкантов недостаточно хорошо раскрыта, хоть и затрагивается моментом с «литовкой» текстов (то есть официальным их одобрением перед публичным исполнением).

О персонажах. Если честно, мне не очень понравился Цой. И дело не в его отношениях с Натальей Науменко. Я не знаю, каким он был в жизни, но в фильме он какой-то слишком эгоистичный, слишком упрямый. Мол, не нравятся мои тексты? А я вообще тогда ничего петь не буду и пойду отсюда. Хочешь заявить, что песни шуточные? Нет, я против! Бескомпромиссность – это хорошо, но тут это выглядело как юношеское упрямство. Особенно на фоне того, что рядом с ним стоят товарищи, которые вообще-то тоже в группе играют и у них тоже есть свое мнение. Может, я просто постарел. Но это все же была незначительная проблема, которая просмотру совсем не мешала. К остальным героям – без претензий.
Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю
Очень важный момент, о котором просто необходимо сказать. Кастинг. Многие взбунтовались и взбеленились, узнав, что Майка Науменко будет играть попсовый музыкант Рома Зверь. И очень странным выглядел комментарий режиссера, что «музыканта должен играть музыкант». То есть по его мнению, Цой и БГ – не музыканты, раз их играют актеры. Но вот я всегда говорил: прежде чем критиковать, дайте человеку шанс. И лично у меня нет ни единой претензии к игре Ромы Зверя. Сыграл хорошо, внешне определенное сходство есть (хотя Майк был немного полнее). Но есть все же претензия по исполнению песен. У стиля исполнения Ромы есть определенное сходство со стилем Майка. Но вот все же это манерное жевание каши у Майка скорее воспринималось как издевка, насмешка, как будто ему самому неловко, что он так плохо поет, поэтому обращает все в шутку. У Ромы Зверя – это стандартная манера пения, которая бесила еще с первых хитов «Для тебя» и «Просто такая сильная любовь». И это слегка подбешивало. Хотя в песне «Лето» было очень хорошее попадание.
Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю
Кстати, с песней «Лето» вышел анахронизм. В фильме Майк ее поет незадолго до знакомства с Цоем, но насколько я знаю, он написал ее уже после знакомства, под впечатлением от цоевской песни «Весна».

Цой… Тут момент спорный. Его сыграли сразу четыре человека: кореец Тео Ю светил лицом, еще один парень озвучил речь, третий пел, четвертый играл на гитаре. И вот я подумал: а стоило ли так делать? Может быть, лучше было взять условного бурята, который бы понимал, кого он играет и что он говорит? Но опять же, это не особо коробило. Кстати, с появлением Цоя связана одна очень классная шутка с ломанием четвертой стены, специально для агрессивной фан-базы.

Но что меня в фильме больше всего поразило, это то, как Цой пел. Я до конца фильма так и не смог понять, то ли создатели каким-то образом так очистили записи Цоя, что звучало как переозвучка, то ли актер переозвучки спел настолько похоже. Но оба варианта мне казались невероятными. И потом уже, узнав, что это поет другой человек, я был в легком шоке. В фильме я четко слышал вокал Цоя, со всеми его особенностями и мелочами. Невероятное сходство.

Кстати, очень порадовали и некоторые эпизодические персонажи. Особенно герой Баширова - попадание в образ стопроцентное.
Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю
Ну и я не могу обойти стороной еще одного персонажа. Борис Гребенщиков запретил использовать свое имя, но ведь без него эта история была бы просто невозможна. И создатели выкрутились очень элегантно – они не стали менять фамилию (как, например, в «Движении вверх» было с Гаранжиным – Кондрашиным), они просто не называют героя по имени, а используют его прозвище  тех лет – Боб. Вроде и права на образ не нарушены (мало ли, кого Бобом называли), и все прекрасно всё понимают. В итоге в фильме он играет очень эпизодическую роль, что, конечно, немного нарушает историческую точность.

Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю
И кастинг на роль БГ меня невероятно порадовал. Персонаж внешне был невероятно похож, особенно в профиль. Вообще кастинг на роли вышел очень удачным. Когда в кадре появляется будущая жена Цоя, я сразу сказал: о, это точно Марьяна. Не ошибся. Кстати, с ней связана одна приятная пасхалка. С ее номером телефона. Угадайте, каким.

Ах, да, прикольный момент. Когда Майк идет в гости к БГ, фильм фактически воссоздает легендарный отрывок подъездной лестницы из фильма Алексея Учителя "Рок". Я сразу узнал его и понял, что щас появится Боб.

Вот мы плавно и подобрались к важному моменту всей истории. А именно – исторической точности. Никогда не стоит забывать: фильм – это в первую очередь художественный вымысел. И в самом кино это говорится несколько раз прямым текстом, прямо в камеру, специально для ревнителей исторической правды. Все же фильм основан на воспоминаниях Натальи Науменко, и она вроде как давала добро, а значит определенный вымысел имеет право на существование. И я не знаю, как там на самом деле все было, но как вымышленная история фильм работает.
Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю

Да и в конце концов, много ли у нас художественных фильмов о русском и советском роке? Единицы и те в основном - представители кино перестроечной эпохи, с которым лично у меня не самые лучшие отношения.

К сожалению, плохую службу фильму еще до его выхода сослужил друг обоих почивших музыкантов – горячо любимый мной Борис Гребенщиков. Гуру в пух и прах разнес сценарий до премьеры фильма, назвав его «ложью от начала и до конца». Потом эти его слова использовали провластные СМИ, устраивая Серебренникову травлю. Забавно, как они умудряются одновременно называть БГ выжившим из ума за его критику власти и при этом выставлять его мнение как авторитетное. Ну да ладно.

К сожалению, мнение Бориса Борисовича повлияло на отношение к фильму огромного количества более адекватных людей и главное – целевой аудитории, поклонников Майка и Цоя.

И кажется, даже сам БГ жалел о словах, сказанных явно сгоряча. Потом он, словно извиняясь, тепло отзывался и о Серебренникове, и о фильме, который он все же решился посмотреть. Но при этом он уточнял, мол, это красивая фантазия о том времени, но это не мы». Вторила ему и Джоанна Стингрей на недавней пресс-конференции в Питере.
О, зацените, это я с Джоанной:
Throwback Thursday #45. В поддержку Кирилла Серебренникова. Почему я люблю

И они имеют на это право. Однако разве мы любим историческое кино за его историчность? Вспомните, например, культовые фильмы про Древний Рим: «Гладиатор» или «Спартак». Они же сплошь и рядом грешат историческими неточностями! А вестерны о ковбоях и индейцах? Давно уже известно, что привычный нам образ ковбоя – это просто рекламный ход, не имеющий ничего общего с реальными ковбоями.

Да, вы скажете: «Ну, Древний Рим и ковбои были давно, а тут все недавно и реальные люди». Ну да. Но ведь и «Поймай меня, если сможешь» снят на основе реальных событий с реальным человеком. И «Чудо на льду». И «Игра в имитацию». И «Волк с Уолл-Стрит». И «Богемская рапсодия». И «Зодиак». И прочая, прочая.

Имеет ли Серебренников право снять фильм на основе реальных событий и сделать его художественным вымыслом? Да, имеет. А имеет ли право Борис Гребенщиков не любить этот фильм? Да, имеет. Но делает ли это фильм плохим? Конечно, нет.



Для меня культовым примером остается кино «Движение вверх», которое один блогер, не к ночи будет помянут, совершенно не заслуженно разругал, в том числе и потому, что вдовы баскетболиста и тренера были недовольны сценарием фильма и даже запретили использовать их имена и имена их покойных супругов. Но почему-то, когда вспоминают эту историю, «забывают» упомянуть, что прототип самого спорного персонажа этот фильм хвалил и не был против даже того, что его представили в столь спорном виде.

И кстати, насчет претензий Гребенщикова. Я читал его интервью до выхода фильма, а потом посмотрел и сам фильм. И я совершенно не увидел ничего того, за что он фильм ругал. Есть у меня подозрение, что ему давали черновой вариант сценария, который потом много и долго дорабатывался, и в итоге избавился претензии БГ были учтены. Но все же тогда есть один вопрос к создателям: неужели было так сложно уговорить Бориса Борисовича выступить постоянным консультантом, а не просто дать ему первый сценарий и всё? Все же фильм – про двух его друзей, думаю, он сам бы с радостью помог его доработать и довести до ума. Но, повторюсь, вымышленную историю это совсем не портит.

P.S. А как фильм «Лето» вам? Что думаете о критике БГ? И какой из фильмов Серебренникова вам нравится больше всего? Когда уже обнуленный уйдет?


UPD Моя запись попала в рассылку под неправильной ссылкой. Я к этому отношения не имею, ошибка админов ЖЖ. Приношу извинения тем, кто хотел пройти тест на советское кино, а тут это))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Моя новая колонка на Руфабуле: ...
Мы часто становимся свидетелями неприятных сцен. Стоим в очереди в магазине, или едем в общественном транспорте, а рядом мама или папа с ребенком раздраженно кричит и вычитывает совсем маленькое дитя. Ребенок, как маленький котенок, шалит, требует внимания, играется, а раздраженная мама ...
Художник Егор Жгун выпустил продолжение ставшей культовой летописи правления президента России Владимира Путина, сделанной в стилистике мультсериала «Симпсоны». За 3 минуты в ролике показан портрет Путина с мировыми и российскими событиями за последние шесть лет. Видеоролик опубликован на ...
Rudely Interrupted - это австралийская группа, играющая power-pop в стиле 80-ых. Музыка неплохая, не особо примечательная, но можно слушать. Примечательным является другой момент. Момент, который невозможно заметить при прослушивании, но осознание которого ...
Доброго пятничного утра! Снова время болтать о чем угодно и делиться фотографиями звериков. Лично я воспользуюсь своей безнаказанностью начну с собачек. Час сеять анархию!:) Желаем вам отличного начала выходных! Напоминаем, что результаты голосования по лучшему наряду будут опубликованы ...