The brotherhood of man
lev_semerkin — 01.11.2022 .Продолжу еще немного про вахтанговского "Короля Лира" и вернусь, как обещал, к началу спектакля. Ведь он не с персевалевской шеренги стульев начинается, у него есть еще сцена за-тактом. Точка входа.
Пока занавес закрыт, а зрители входят в зал и рассаживаются, один из актеров уже сидит слева на авансцене у пианино и гримируется. Он не случайно выделен из всех и показан за рамками собственно «Короля Лира». Перед нами протагонист - персонаж, который на вопрос «Чья это история?» отвечает «Моя!». Современный актер, который еще только готовится к роли, будет представителем от нашего времени, представителем зрителей на сцене. Режиссер сам входит и нас вводит в эту пьесу через Эдмонда-бастарда, который со стороны наблюдает за происходящим в королевстве законнорожденных и на наших глазах делает выбор – как идти к успеху. Важный поворот в подходе режиссера к пьесе. В первом, сатриконовском «Лире» представителем режиссера был другой брат – Эдгар. Если бы Бутусов сам выбегал на сцену в том спектакле, как он это делал в «Чайке», то он выбегал бы, чтобы поплясать на углях вместе с Артемом Осиповым – Эдгаром. Теперь все очень сильно усложнилось, режиссера не так интересует жертва обстоятельств, жертва несправедливости, его интересует человек, задающий себе вопросы. Эдмонд единственнный из персонажей пьесы колеблется, размышляет, перебирает варианты (несколько раз повторенное во втором действии – кого же выбрать, эту или ту, обеих, ни одну?) Эдгар, как Макбет, как Клавдий – рефлексирующий злодей более важен и интересен, сложен, чем наивный мечтатель Эдгар. А задача Эдгара предьявить альтернативу, другой, положительный полюс. Ассоциация ведет режиссера от наивного Эдгара, который бежал от цивилизации и упростился до Бедного Тома, к хиппи.
Смысловой разлом спектакля проходит не только между родителями и детьми (это главная линия, но не единственная). Вторая линия разлома между сильным и слабым. Между реальностью, отрицательным полюсом («Bad moon rising» Джона Фогерти) и мечтой, положительным полюсом («Imagine» Джона Леннона).
Эдгар (Василий Симонов) выходит в образе мечтателя из эпохи хиппи, длинноволосого Леннона, исполняет эту песню и аккомпанирует себе на клавишных. А после этого возвращается обратно в цивилизацию, в борьбу за место под солнцем, в войну - надевает униформу (золотистый пиджак, такой же как у брата Эдмонда, а ближе к финалу и вся массовка в таких выходит). Альтернатива оказалась призрачной и трагедия быстро катится к финалу.
Песня Леннона в струтуре «Лира» играет роль аналогичную песне из фильма «Золотого ключик» в «Р.»
Прощайте, мы едем за море
В далекий и радостный путь,
В страну, где не ведают горя,
Где сможем и мы отдохнуть.
В стране той - пойдешь ли на север,
На запад, восток или юг -
Везде человек человеку
Надежный товарищ и друг.
Imagine no possessions,
I wonder if you can,
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
Imagine all the people
Sharing all the world
You may say I'm a dreamer
|
</> |