The Banshees of Inisherin
movie_rippers — 19.02.2023Опять режиссер пишет себе сценарий и считает, что его творение называется комедией... Я уже начал опускать в данных случаях определения от автора.
Скажу сразу, что купился не на оскаровские претензии фильма, а потому что очень хорошо в своё время запомнилась мне эта парочка (Колин Фаррелл и Брендан Глисон) в "Залечь на дно в Брюгге", снятый к тому же и всё тем же самым режиссером. Очень атмосферный фильм тогда получился. Оба актера и сами по себе практически прекрасны в своих ролях, а на пару у них какая-то телепатическая связь — так они хорошо другу друга чувствуют в дуэте.
И в этом фильме всё тот же актерский тандем:
Действие происходит в ирландских землях, то есть материал знакомый и двум основным актерам, и самому режиссеру. При этом место действия погружено как бы в "никуда" и в "никогда"; ну, там есть какие-то отсылы к временам гражданской войны в Ирландии в первой половине прошлого века, но она (война) никак не проявляется на этом острове, выдуманном и оторванном от всего мира.
Простота нравов и быта, не сильно большой круг персонажей, достаточно маргинальных по свое сути. Из всех культурных развлечений — посещение паба с приобщением к высокому искусству ирландского пивоварения и художественная самодеятельность на народных и доступных малогабаритных музыкальных инструментах. Так вот персонаж Колина Фаррелла — Патрик — всё больше по пиву; а Брендана Глисона — Колм, тот — скрипач...
Фильм начинается с того, что Колм не идет с Патриком пить пиво, просто игнорирует его в попытке вместе отправиться на мероприятие.
У Колма вызрела мысль, что он рожден для чего-то более высокого, чем напрасная трата времени и жизни — он ощутил в себе композитора и патриота. В принципе, в заглавие фильма как раз и вынесено название музыкальной пьесы, которую он будет творить в процессе фильма: Инишерин — именно тот самый остров проживания, а Банши — местный фольклорный персонаж, некие феи — предвестники смерти. Ну смертью, кстати, в фильме очень даже попахивает — и от упомянутой войны, да и от развития конфликта двух бывших друзей.
Что касается Патрика... У меня как-то укоренилось, что такие роли идиотов или слабоумных дают простор творчеству актеров; во всяком случае хорошие актеры это своими ролями подтверждают. Так вот Колин Фаррелл отрывается по полной — с его мимикой и вообще актерским дарованием — просто поражает игрой и достигаемым результатом.
Так вот Колм торжественно объявляет Патрику о новой творческой странице в своей жизни и не желает более общаться с Патриком, потому что тот ему скучен.
Патрик пытается как-то пообсуждать сложившуюся ситуацию со своей сестрой, тоже практически запертой в своем развитии, планах на жизнь и желаниях на этом проклятом острове; но не находит желаемой психологической помощи. Единственно, что — сестра поправляет брата, что он не тупой, а добрый.
Ну, эталон тупости на острове всё же не Патрик, а его друг Доминик. Там тоже достаточно интересные приключения и творческие находки в воплощении образа — смотрится всё живо и интересно.
Из вариации на тему друзей Патрика — нелепая и неуклюжая попытка Доминика поухаживать за сестрой Патрика; но при всём отсутствии вариантов выбора — Доминик точно не герой её романа.
И Патрик, и его друзья как-то пытаются восстановить отношения с Колмом, повлиять на его решение, тем более, что не пересечься в замкнутом пространстве никак нельзя; но Колм непреклонен...
Скажем так, что Колм категоричен в принятом решении, но в беде и проблемах не отказывается помочь бывшему другу в разрешении его незадач...
Но это не повод, чтобы наладить прежние отношения.
Более того конфликт развивается по нарастающей, доходя до членовредительства и порчи движимого и недвижимого имущества. Забавно всё это посмотреть.
В итоге... Когда все средства борьбы исчерпаны, разрушены и отрублены; да и незамысловатая пьеса написана; то есть — практически наступает конец фильма — наблюдается какое-то непонятное в своем направлении движение к изменению отношений...
По результатам просмотра фильма хочу сказать, что фильм и актерская игра очень понравились, по ощущениям — один из лучших фильмов, посмотренных и в этом году, да и за достаточно большой промежуток времени.
Думаю, что оскаровские награды фильму, конечно, не помешают; но ценность и шедевральность картины видны и осязаемы и без этих призов. Настоящее кино.