terens: отчет Никиты Васильева (Казань) о Стрелк

топ 100 блогов terens27.04.2010 отчет Никиты Васильева (Казань) о Стрелке:

16 – 18 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде состоялся Пятый Всероссийский фестиваль современной поэзии «Стрелка», проводимый творческой группой «Культура Междуречья». Чтения проходили в киноцентре «Рекорд».
Главным отличием этого фестиваля от предшествующих было введенное организаторами принципиальное условие участия в нем: наличие текстов, написанных в течение последнего года. Подобное ограничение, по замыслу кураторов, позволило бы показать срез современной русской поэзии в том виде, в котором она существует на настоящий момент. Впрочем, из этого правила по тем или иным причинам нередко делались отступления. В общей сложности в фестивале приняли участие 45 принадлежащих разным литературным поколениям авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Казани, Пензы, Перми, Пущина, Рязани, Саратова, Чебоксар, Челябинска, Ярославля.
Первый день фестиваля начался с выступления Алексея Колчева из Рязани, в своих текстах легко переходящего от прямого к игровому высказыванию и переосмысливающего широко понимаемую русскую поэтическую традицию в ее же рамках, проблематизируя и одновременно используя как инструмент познания мира. В стихах Адели Циферблат (Нижний Новгород) лирическая героиня осуществляет тонкую ироническую рефлексию собственных эмоций, игра с синтаксисом и ритмом дополнительно способствует остранению эмоций. Денис Липатов, также из Нижнего Новгорода, прочел тексты, в которых постакмеистическая традиция переосмысляется благодаря легкой иронии, а необязательность делает возможным романтическую позицию лирического героя.
Екатерина Боярских (Иркутск) читала свои стихи, в которых поэзия оказывается средством прорыва к трансцендентной сути вещей. Характерные для поэтики автора избыточность поэтического письма, обращение к фольклорной и песенной традициям, присвоение внутренней речи, всеобщие метаморфозы –следствия поиска вневременных архетипов в окружающей современности. Амбивалентно осмысляемое травматическое единство человека и космоса является не данностью, а итогом трудного пути. Также Боярских представила публике книгу «Женщина из Кимея», вышедшую в 2009 году в издательстве «Время».
Анна Толкачева из Нижнего Новгорода в сознательно упрощенных текстах соединяет прямое высказывание с рефлексией над самим процессом поэтической репрезентации. Анна Лазарева (Нижний Новгород) читала стихи, в которых психологические движения лирического «я» передаются с помощью цитаций классических литературных текстов или исторических ситуаций, а ирония снимает возможную проблему оперирования ссылками на канон в целях, с ним не связанных. Елизавета Калинина, также из Нижнего Новгорода обращается в текстах к внутренней речи, а частность высказывания находит свое выражение в создаваемой индивидуальной мифологии.
Андрей Пермяков (Пермь – Москва) выступил со стихами, в которых экзистенциальное усилие трансформируется в усилие социальное, выход за пределы личного и интерес к повседневности делают возможным занятие лирическим субъектом стоической позиция приятия тяжести существования в дисгармоничной реальности. Кирилл Стасевич (Пущино) прочел тексты, передающие усилия лирического субъекта по упорядочиванию окружающего его мира и защите образовавшегося космоса от хаоса; миф и культура выступают здесь как орудия этой деятельности субъекта. Завершил первый день фестиваля Вадим Кейлин (СПб) со стихотворениями, апеллирующими к достаточно архаическим (в том числе ритуальным) практикам; сложная организация всех уровней текста и объединение отдельных фрагментов в циклы делает возможным нахождение универсального в партикулярном. Выступление Кейлина сопровождалось исполнением авангардной музыки.
Второй день фестиваля начался с выступления Ольги Зондберг (Москва), читавшей прозаические тексты из последнего по времени написания цикла «Все города теперь одинаковы». Становящееся все более минималистичным фрагментарное письмо позволяет автору аналитически исследовать неустранимое одиночество человека, не приводящее, тем не менее, к отчаянию. Подспудная эмоциональность сдерживается и остраняется афористичной и несколько ироничной интонацией, транслирующей отчужденную вовлеченность пишущего.
Татьяна Барботина из Москвы читала импрессионистичные стихи, передающие ощущение изумления перед миром, в который заброшен лирический субъект, и восхищение чудом события, спонтанно случающимся внутри повседневного существования. Затем выступила Елена Горшкова (Москва) с сдержанно эмоциональными поэтическими текстами (большей частью – нарративными), в значительной степени построенных на переживании загадочности и величины окружающего мира, а также на переходах от обычного к фантастическому.
После этого второй раз за время второго дня фестиваля стихи уступили место короткой прозе. Сергей Соколовский (Москва) прочел рассказы, фиксирующие и изучающие амбивалентно понимаемые случайность и необязательность человеческого существования. Также им было прочитано эссе о поэте и издателе Иване Новицком «Портрет в отсутствие интерьера», в котором реализуется возможность лишенного пафоса мемориального высказывания. Очевидным представляется сходство принципов организации прозы и эссеистики Соколовского.
Далее со стихами, проникнутыми достаточно традиционным психологизмом, выступила Антонина Мясникова из Чебоксар. Следующей читала Ксения Чарыева (Москва). В своих текстах она воссоздает процесс структурирования изменчивого и пластичного мира, осуществляемый преодолением отчуждения от него лирического «я». Именно этим вызваны появление элементов личной мифологической системы и семантизация фонетического уровня стиха (в том числе и его ритмического подуровня). Завершил первую часть субботнего вечера Дмитрий Каплин из Нижнего Новгорода, тексты которого характеризуется остро телесным восприятием мира и прямым высказыванием, удерживающимся от впадения в банальность с помощью иронии.
После паузы первым выступил Эдуард Кранк (Чебоксары) со стихами, построенными на напряжении между метафизической и социальной реальностями (отсюда появление в них юмора и эротики). Алена Каримова из Казани прочла стихотворения, в которых постакмеистическая традиция переосмысливается для передачи психологии современного жителя мегаполиса, игровые же элементы способствует легкому взаимодействию с поэтическим каноном, смешению «высокого» и «низкого». Затем читала Алиса Розанова, также из Казани, чьи стихи характеризуются этически обусловленным вглядыванием в неочевидные социальные вещи и описанием извлекаемых из сообщаемых историй о персонажах инвариантных социальных сценариев.
Александр Маниченко (Челябинск – Москва) прочитал тексты последнего времени, где актуализируемый миф выступает и как орудие критики традиции, и как залог возможности метафизического усилия. Голоса персонажей создают расширяющееся с помощью интертекстуальных отсылок к различным культурным контекстам и обращения к песенному мелосу полифоническое единство, в границах которого совершается ритуал. Гуля Кабилова (Чебоксары) выступила со стихами, относительная традиционность которых преодолевается с помощью отчужденной метафорической образности. Игорь Гулин из Москвы прочел тонко отделанные тексты, обращающиеся к эстетике фрагмента и включающие многочисленные отсылки к разнообразным традициям, апроприации которых в пространство личного мифа способствует кажущаяся наивность оптики.
Читавший далее Григорий Гелюта (Ярославль) выступил со стихами, в которых внимание к деталям позволяет лирическому субъекту осваивать и познавать мир, становящийся соразмерным ему, так как большое и малое уравниваются в правах. Удивление перед окружающими героя предметами и существами становится источником отчетливой эротичности письма. Дмитрий Зернов (Нижний Новгород) читал как старые, так и новые тексты, где тщательное исследование обыденных ситуаций, от эротики до политики, позволяет разглядеть в них потаенные трагизм и счастье жизни, ирония подтверждает действительность чувств, а лирический герой с помощью этих действий убеждается в реальности собственного существования. Ксения Маренникова (Москва) прочитала стихи последнего года. В них традиция посткоцептуализма трансформируется под воздействием социального высказывания: частное лицо не только испытывает собственную боль, но и разделяет боль иных лиц. Благодаря обреченности на поражение взаимодействие с Другим оказывается возможным, и нащупывается некий инвариант человеческой судьбы. Телесное же переживание травматического опыта находит свое отражение в ритмических и фонетических ходах, воплощается в ткани стиха. Евгения Риц из Нижнего Новгорода продемонстрировала слушателям жесткую манеру чтения, делающую явными ритмическую и синтаксическую организацию текстов и, тем самым, эксплицирующую важность самого усилия по структурированию мира, которое осуществляется с помощью индивидуальной стиховой интонации. Внимательность к деталям вызвана стремлением к освоению телесного опыта, оказывающимся основным инструментом познания мира. В стихах Риц происходит мужественное принятие современным человеком происходящих случайных процессов.
Тимофей Дунченко (СПб) читал характерные для себя циклы, создающие общее впечатление развернутого заговора. Присутствующие на разных уровнях стиха повторы и переклички, избыточность дискурса, полифония сливающихся друг с другом голосов позволяют лирическому «я» строить личный миф, в котором предпринимается попытка разрешения универсальных проблем.
Завершил второй день фестиваля Геннадий Каневский (Москва). Для стихов Каневского характерны помещение повседневности в широкий исторический и культурный контекст, драматическое переживание экзистенциальных проблем, легитимация пафоса наличием иронии и абсурда, сочетание обреченных на неудачу попыток лирического субъекта внести смысл в мир и смирение перед бессмысленностью мира.
Третий день фестиваля начался с выступления Марии Глушковой (Нижний Новгород), читавшей стихотворные тексты, драматичность которых основана на не всегда реализуемом желании персонажей войти в контакт друг с другом – монолог становится репликой в диалоге, голос обращается к другому голосу. Вадим Калинин (Москва) прочитал несколько характерных для себя стихотворений, сочетающих провокативность высказывания с традиционностью просодии; перевод из итальянского шансонье Фабрицио Кристиано де Андре; а также рассказ, продемонстрировавший общий для прозы и поэзии автора принцип сталкивания различных стилевых пластов. Николай Звягинцев (Москва) прочел несколько стихотворений последнего времени, развивающих традиционные для его поэтики решения: колебания семантики и ритмики, метонимические сдвиги, пронизывающее все уровни стиха ненаправленное движение, превращение экфрасиса в аллегорию, общая неопределенность мира и положения субъекта в нем.
Любовь Лебедева (СПб) читала тексты не только прошедшего года, так как была на фестивале впервые. В ее стихах ирония позволяет переходить от прямого переживания к переживанию отчужденному, а лирический субъект стремится заполнить собой весь окружающий его мир. Владимир Навроцкий (Пенза – Москва) прочел объединенные в единый цикл стихи последнего времени, для которых характерно сочетание рефлексивного психологизма и социальной оптики: основной темой является распад поколенческого единства под воздействием времени. Юрий Щекотов из Саратова выступил с текстами, сочетающими иронически-цитатный минимализм и вполне конкретистские наблюдения над бытовой реальностью; жесткость высказывания не мешает лирическому «я» преодолевать отчуждение от мира. Алексей Романов из Нижнего Новгорода прочитал постфутуристические тексты, передающие абсурд социальной реальности и, одновременно, восхищение перед мирозданием в целом. В стихах Алены Агеевой (Нижний Новгород) лирическое «я» монтирует образы по метонимическому принципу, сдвигая обыденное восприятие (аналогично на лексическом уровне в них остраняются и изменяются фрагменты обыденного языка).
После перерыва первым читал Сергей Поничев (Саратов), в стихах которого отчетливое влияние фольклора соединяется с опытом конкретизма, а романтическое начало поверяется иронией. Затем выступила Любовь Макушина из Нижнего Новгорода, чье выразительное и несколько аффектированное чтение привлекло внимание слушателей и даже несколько отвлекло от самих текстов. В стихах Макушиной веселый абсурд реализуется в карнавальном смешении стилевых регистров; наивность и детскость лирического «я» позволяют взглянуть на мир под неожиданным углом. Лев Оборин (Москва) прочитал стихотворения и фрагмент из поэмы, посвященные последовательному исследованию соотнесения «я» современного человека с историческим контекстом, а самого произведения с литературным каноном; пафос и ирония в текстах Оборина органично дополняют друг друга. Александр Мисуров (Саратов) выступил с не лишенными легкой иронии стихами, для которых характерны внимание к деталям и неожиданные сближения далеко отстоящих друг от друга вещей и явлений, объединяемых упорядочивающим усилием лирического субъекта.
Алик Якубович (Нижний Новгород) выступил со стихами, явно родственными его же фотографиям: сентиментальное, но лишенное иллюзий фиксирование уходящего мира порождает эфемерные образы-следы стираемого временем, меланхолия лирического героя преодолевается в акте письма. Тимофей Усиков (СПб) начал свое чтение со свеженаписанного текста, упоминающего прибытие в Нижний Новгород и извержение исландского вулкана. Так он дополнительно эксплицировал присущие своим стихам черты: отстраненная кинообразность и актуальность, понимаемая как социальность. Аллегоричность позволяет лирическому субъекту осуществлять сопряжение метафизики и повседневности. Сергей Кынчев (Нижний Новгород) прочел стихи, в которых поставангардная традиция органически используется для соединения разнородных событий, предметов и персонажей во вновь организуемый космос, а откровенная лиричность прямого репортажа о чувствах и переживаниях санкционируется иронией и самоиронией. Завершил фестиваль Антон Помелов (Нижний Новгород), взбодривший усталых зрителей хэппенингом с использованием ручной сирены. Тексты Помелова, испытавшие явное влияние песенной поэзии, характеризуются поиском трансцендентного в якобы обыденной реальности, оказывающейся на самом деле конструктом, развернутой метафорой, необходимой в качестве орудия познания субъекта.
В заключительном слове один из кураторов фестиваля Евгений Прощин объявил, что в следующем году фестиваль «Стрелка» пройдет совместно с ежегодным фестивалем свободного стиха.
Фестиваль показал, что поэзия Нижнего Новгорода вполне вписана в общероссийский поэтический контекст и переживает период достаточно интенсивного развития. Если же рассматривать фестиваль как срез состояния современной русской поэзии в целом, нельзя не отметить ширину диапазона действительных на данный момент поэтических практик, восходящих к самым разнообразным традициям. Легкость обращения к различным просодическим решениям свидетельствует об отсутствии у пишущих каких-либо предубеждений в этой области – выбор делается в зависимости от стоящей перед поэтом задачи. В стихах выступавших были легко различимы отмечавшиеся критиками тенденции последних лет: зафиксированное Кузьминым нарастание интереса к метафизике и связанные с ним попытки построения личной мифологии; отмеченное Кукулиным стремление к транссубъективности высказывания и соединению «далековатых понятий»; многажды замеченный возросший интерес к истории и особенностях существования субъекта в ее потоке. Но этими тенденциями дело далеко не исчерпывалось – актуальное некоторое время назад не полностью ушло в архив, а продолжает присутствовать в текстах, несколько отойдя на второй план или частично изменившись в соответствии с духом времени. Это наблюдение справедливо как в отношении уже вполне сложившихся авторов, так и в отношении молодых поэтов.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну, вот чисто поболтать. Я всегда с жадностью жду отчетов о том, как мои друзья проводят субботу. О близких и так все знаю, а вот вы, мои пока не знакомые лично. Что вы делаете? И даже если день сводится к порке воспитанию детей, домашним урокам, приготовлению обеда, стирке, мне это все ...
Я уже писала когда-то, что являюсь верной последовательницей учения Святого Оккама, которое формулируется в сущности одной фразой: не умножай сущностей без крайней на то необходиости. Это учение всесильно, потому что оно верно. Оно применимо ...
Серафим Саровский великий подвижник Русской Православной Церкви и чудотворец 30 июля 1754 — 14 января 1833 ***************** О душе Человек по телу подобен зажженной свече. ...
В Ведомостях вышла моя немаленькая статья про то, что не так с бизнес-планом ...
Господи! дай мне сил, потому что я почти готова сдаться - а сдаваться нельзя! сайка готов начать ходить на продленку в обычный сад. и хочет. и чувствует себя достаточно сильным... но отвести его из сада в сад - никто не может, хотя это через дорогу 4 ...