Теология атеизма. Не о Puss Riot

топ 100 блогов lenya29.03.2012 Сразу оговорюсь, что я совсем не специалист в теологии, и до самого недавнего времени теологические идеи и проблемы меня не сильно волновали. Т.е. читал с удовольствием, но, скорее, как художественное эссе, чем как исследование в другой области знания. Почему задумался на эту тему? Тоже, в целом, понятно. Во-первых, потому, что я - атеист. В наличии персонифицированного трансцендентального Ничто необходимости не вижу. Во всяком случае, для себя. Во-вторых, потому, что столкнулся с забавной, но, видимо, распространенной точкой зрения, что атеизм - чистая негативность. Типа О. Бендера: "Бога нет. Это - медицинский факт".

Собственно, мне всегда казалось, что ситуация намного сложнее, а атеизм - одна из самых сложных форм теологического осмысления мира. Потому и захотелось поделиться своими вполне дилетантскими соображениями. Теология, насколько я (опять же, профанно) ее понимаю, построена на качественном разделении сакрального  и профанного миров. Первый источник ценностей и форм для второго. Просто, иначе ценности вступают в конфликт с "физическим человеком", и уничтожая его, или себя. Собственно, приступ ценностей в острой форме и становится основанием для "глупых" действий, зачастую, направленных на физическое самоуничтожение.

В трансценденции, которая к тому же священна,  они чувствуют себя вполне комфортно. Столь же комфортно они заставляют человека физического совершать самоубийство, аскезу,  (или что-то еще ценностно-рациональное) во Имя свое. В этом плане атеизм похож на барона Мюнхаузена, вытаскивающего себя из болота. Только, в отличие от легендарного выдумщика, действие это вполне реальное. Сакральное не выносится из реальности, не разделяется с профанным. Оно живет с ним вместе. Священным смыслом наделяются вполне "земные" явления - любовь, дружба, искусство как свободное творение форм. В них человек вырабатывает ценности и смыслы, творит их, не отделяя себя от акта творения. Так сказать, сохраняя авторские права.  Наверное, крайний вариант атеизма не нуждается и в этом.

Смыслотворчество, создание ценностей и т.д. здесь заменяется АКТОМ УТВЕРЖДЕНИЯ МИРА! Гигантским АЗ ЕСМЬ, который, causa sui, не нуждается в оправдании и в чем либо, кроме самого себя. Он бессмыслен. Поскольку смысл возникает после него. Он бесцелен, поскольку цель рождается из акта утверждения. Он атеистичен, поскольку делает возможным религию, трансценденцию, сакральность. Это - то, что делает человека человеком. Кто-то называет это - политическим. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Единственным непоказанным на текущий момент видом пернатых, встреченным на Воложке, осталась озерная чайка. Очень распространенная птица. Особенно много их наблюдаешь, когда едешь на Воложку на катере, а вереница озерных чаек сопровождает тебя и на лету хватает крохи хлеба, которые с ...
Не судите строго:))) Нашла в Facebook вот такой коллаж с фотографиями супруги Николая Румынского, Алины-Марии и семейной фотографии четы герцогов Кембриджских с принцем Чарльзом, герцогиней Корнуольской и четой герцогов Сассекских (ноябрь 2018). Алина-Мария и герцогиня Кембриджская одеты ...
Результаты опроса ( 38 ) Позвать друзей голосовать Опрос с открытыми результатами.   Поместить опрос в ...
Еще с древних времен для того, чтобы сохранить продукты питания на долгое время, люди использовали разные способы: сушку, вяление, заморозку, засолку, консервацию и другие. Особенно это важно для сезонных овощей и ягод, которые можно найти только в теплое время года. Поэтому вполне ...
Олень спасает тонущего сурка в зоопарке Покателло, штат Айдахо. Достал, аккуратно опустил на землю и легонько подтолкнул копытом в сторону кустов. Сурок ...