Темная сторона зеленой индустрии

топ 100 блогов chrdk22.11.2018

«Критические географы» продемонстрировали, какими средствами ветроэнергетика подминает под себя окраины Дании

Обычно энергетика возобновляемых источников, прежде всего солнечная и ветровая, описывается в позитивном ключе – как нечто одновременно высокотехнологическое и полезное для окружающей среды. А споры вокруг нее ведутся в основном в ключе экономической эффективности и плановой целесообразности: сможет ли альтернативная энергетика заместить традиционную безболезненно для потребителей? не подорожает ли электричество? не распадутся ли какие-то жизненно важные экономические цепочки в регионе? Но во всем этом зачастую упускается из виду то, что солнечные панели и ветряки устанавливаются не в абстрактном пространстве, а на конкретной земле — на территориях со своей историей, своими обитателями и своими смыслами. И тут тоже есть место конфликту, не только экономическому.

Читать оригинальный текст на chrdk.ru

Темная сторона зеленой индустрии

Территориальной политикой новой энергетики и инструментарием разрешения социальных и политических конфликтов, возникающих на пути «зеленой» индустрии, заинтересовались «критические географы» — представители молодой социогуманитарной дисциплины, возникшей в конце ХХ века. Недавно исследователи обратили свой взгляд на Данию — мирового лидера в сфере коммерческой ветроэнергетики. Первые ветряки в стране появились еще полвека назад, после взлета мировых цен на нефть, а к 2017 году они обеспечили уже 44% от потребления электроэнергии.

Дальнейшее развитие ветроэнергетики требует все больше свободных земель, и в таком небольшом по площади государстве, как Дания, это делает неизбежным конфликты по поводу дележки территории. Чтобы достичь своей цели — полностью перейти на возобновляемые источники энергии к 2050 году и уже к 2024 году получать 23,3 ТВт·ч от ветряков — и при этом не отказываться от прочих инфраструктурных проектов, Дании понадобится 140% ее территории.

«Зеленые» энергостанции устанавливаются не в тех же самых местах, где прежде стояли ТЭЦ, — эти площади часто не позволяют максимизировать эффективность ветряков и солнечных панелей. В случае с Данией ветряки массово устанавливают на западном побережье Ютландии и западных берегах островов Датского архипелага, чтобы «питаться» от ветров с Северного моря.

Темная сторона зеленой индустрии
Карта «ветровых ресурсов» Дании. Источник: emd.dk

Компании — строители ветроэлектростанций — активно конкурируют за наиболее выгодные для ветряков участки в сельской местности, а крупные землевладельцы участвуют в стратегическом планировании развития энергетики, продавая (или сдавая в аренду) свои земли. Вместе с этим местные жители сталкиваются с тем, что теперь они вынуждены существовать в ландшафте, разрезанном полями турбин, от соседства которых страдает их деятельность (рыбная ловля, животноводство и даже обычное передвижение).

Дания — страна с высоким уровнем институциональной прозрачности и демократической культуры, и проворачивать такие операции просто с помощью больших денег невозможно. Поэтому для того, чтобы добиться успеха в своем предприятии, «зеленым» предпринимателям нужно привлечь на свою сторону общественное мнение. Тем, как именно они это делают, заинтересовались авторы недавней статьи в журнале Antipode.

Как пишут исследователи, чтобы получить нужную землю, прогрессивной энергетике сначала надо ее «освободить» — стереть ее сельскохозяйственное и человеческое прошлое.

И, как утверждают ученые, в ходе этого в дело идут сознательные и неосознанные стратегии стигматизации — укрепления в общественном сознании представлений о том, что вожделенные энергетиками земли — это «окраина Дании» (Udkantsdanmark) и «гнилой банан» (den radne banan). Это, по мнению «критических географов», облегчает приобретение участков, снос зданий, выселение людей для освобождения места под ветряки.

Темная сторона зеленой индустрии
Изображение: Анатолий Лапушко / Chrdk.

«Грязные» места

Само понятие стигматизации в общественные науки ввел социолог Ирвинг Гофман, обозначив им увязывание какого-либо качества, обычно отрицательного, с отдельным человеком или группой (например, «все немцы — фашисты»). Ученый описывал навешивание таких ярлыков на людей, но в дальнейшем в качестве объектов стигматизации исследовали также продукты, технологии и пространства. В качестве примера можно привести города и территории вблизи от АЭС, «опасных» производств или «грязных» объектов городской инфраструктуры. Или города, которые просто прославились своей разрухой, — вспомним тут об Омске и шутках о попытках его покинуть. Нередко стигма переносится с самого места на тех, кто там живет или работает. Более того, эти люди сами могут соглашаться с негативным ярлыком и принимать его как часть своей идентичности («мы люди пропащие», «в нашем районе одни бомжи»).

Стигматизация редко возникает сама по себе — очень часто у нее есть бенефициар, который подогревает негативные стереотипы места.

Так, нередко нагнетают — в прессе, например — образ «ветхих», «аварийных» построек или «разваливающегося», «криминогенного» района, чтобы под этим предлогом устроить массовый снос, выселить жителей, застроить район новой недвижимостью и продать ее.

Да и на государственном уровне такая же тактика иногда употребляется применительно к целым «опасным» районам, позволяя ввести там чрезвычайное положение и организовать этнические чистки (как, например, было с рохинджа в Бирме).

В Дании отношения между урбанизированными и сельскими районами сильно менялись за последние 150 лет. В XIX веке периферия воспринималась как оплот чистоты и «здорового» сельского хозяйства, в двадцатом — как объект заботы государства, проводившего в «отсталых» районах индустриализацию и создававшего рабочие места. До 2000-х годов датские социал-демократы проводили политику равного развития, пытаясь создавать точки роста по всей территории страны, но потом победила стратегия централизации социальной сферы (закрытия школ и больниц на периферии) и либерализма: пусть каждый регион развивается как может.

Смерть неизбежна

И как раз в новую эпоху неравного капиталистического развития в Данию активно приходит ветроэнергетика. Пытаясь понять механику этого процесса, критические географы взяли 27 полуструктурированных интервью у представителей всех сторон в постепенной экспансии...


Читать оригинальный текст на chrdk.ru

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
ЖИЗНЬ В РОЗЫСКЕ Девушки всегда неравнодушно относятся к благородным разбойникам. Алимжан Тохтахунов (он же Тайванчик) оправдал их самые романтические ожидания Текст: Ксения Соколова, Ксения Собчак Фото: Иван Куринной Преисполнившись ...
фото сонного козла.жпг вчера с наслаждением и урча сожрал порцию острого доширака, бля , как же я скучал по этой обжигающей гадости на очереди гамбургер с халапеньё, жареная картошка, мясо обжаренное с большим количеством специй , гренки с чесноком, тертым сыром и капелькой майонеза, ...
Taken on October 13, 2020 Nikon D60 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/5.6 55.0 mm 1/125 280 Centrs, Rīga, Latvia Autumn in Riga. Осень в Риге ...
Велопрокатчики и велоторговцы? Хм. Сблабо им так пмсм. Вообще наезд на электросамокаты довольно могучий. Все средства массовой идиотизации вдруг запестрели историями про попал под лошадь. Хотя велосипедистов гораздо больше и творят они происшествий куда как больше - но о них молчок. Кто ...
11:26:32 DSC_9664 Taken on July 7, 2018 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/4.8 30.0 mm 1/60 360 Centrs, Rīga, Latvia Riga. signs of summer. ...