Тема недели № 44. Объединивший континенты

топ 100 блогов diecast_4309.11.2014 "Автомобили объединяющие поколения, страны и даже континенты ... Самые, на ваш взгляд, легендарные, самые любимые, автомобили легенды, автомобили долгожители, объединяющие поколения и народы, и являющиеся "визитной карточкой" своей страны ... В общем, сам не уверен, что это хорошая затея..."
Неизвестный петербуржец.

Этот прекрасный спич я читал 5 ноября, с мобилки, коротая время в очереди на сельской почте. И тоже не был уверен, что это хорошая тема недели. Потому что стоял где-то в хвосте, весь такой сплоченный с народом, и - благодаря небольшой площади отделения связи - буквально пропахший единением, а местами даже патриотизьмом. Вернувшись домой, вытащил из коробочки очередную модельку, покрутил в руках и, выражаясь образно, прямо на ней прочитал вот эти строки, вынесенные в эпиграф. Прям каждое слово оттуда.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Кто-то, возможно, уже не помнит как это было, кто-то вообще не застал, а мне же показалось, что без канонично желтого городского Икаруса-260 тема недели уйдет в историю песочницы с белым пятном. Кого с кем только эта машина не объединяла.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Как-то так сложилось, что главное автобусное ностальжи в сердцах большинства занимает ЛиАЗ-677 (М). Но может ли он похвастаться такой географией распространения, какая есть у Икаруса? Автобусы из Венгрии экспортировались в 14 стран Африки, в Южную Америку (Чили и Эквадор), Кубу (а там еще и собирались на местном шасси). Спецмодификации 200-й серии небольшими партиями поставлялись даже в США и Канаду (хотя казалось бы). Не было их, наверное, только в Антарктиде, потому что за Австралию лично я не уверен. То есть фактически Ikarus объединил не только нации, страны и народы, но и большинство континентов на планете. Куда уж глобальнее, а? Разве что в космос его не запустили, но не сомневаюсь, протяни Союз еще пару десятилетий и всё бы случилось.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Как бы еще венгерские инженеры бок о бок пересеклись с простым советским солдатом, если бы не Икарус. Во второй половине 90-х, сидя в библиотеке, прочитал в журнале "За рулем" историю-прелесть о том, что Икарусы для Европы выпускались квалифицированными белоручками на линии в Секешфехерваре, а машины для Советского Союза собирала в Матиашфельде бесплатная рабочая сила в лице военнослужащих из Западной группы войск.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

И как контролеры головного завода волосы на голове рвали от того качества, с которым матиашфельдовские автобусы поступали на площадку готовой продукции. Если гайка "А" не садилась на шуруп "Б", то её по традиции забивали кувалдой, а с производства регулярно и мифическим (каким же еще) образом исчезали ящики с разной мелочевкой и комплектующими. Тот журнальный текст за давностью лет помню весьма тезисно, поэтому трудно сказать - долго ли Икарусы собирались советскими солдатами, как делился объем производства между разными заводами и все ли автобусы для СССР собирались не на головном конвейере.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Как не вспомнить и еще целый ряд отечественных заводов, которых объединила между собой марка "Ikarus". И если СВАРЗ (например) был специализированным транспортным предприятием, то сотрудники крупного тольяттинского химзавода собирали Икарусы отвертками из машинокомплектов, и делали это параллельно с производством аммиака вплоть до 2001 года.

Тема недели № 44. Объединивший континенты
Автобус, собранный силами тольяттинского химзавода.

Всех этих милых людей - венгерских инженеров, советских солдат, московских ремонтников, химиков из Тольятти - венгерская легенда связала с нами, пассажирами. Мы хоть и жили друг от друга в тысячах километрах, но каждое утро ездили на работу и в школу в том числе и на этих желтых автобусах. И оттого у многих наверняка найдется пара личных историй, где фигурирует Икарус.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Мое самое яркое воспоминание из детского сада - о том, как нас всей группой возили в наш сельский театр юного зрителя. До него мы впрочем так и не доехали, потому что внезапно начали блевать полным составом - то ли траванувшись детсадовским завтраком, то ли выхлопными газами, часть которых попадала в салон (этим славятся все старые Икарусы). Как бы то ни было, но запах отработанной соляры и рисунок резинового покрытия пола Икаруса запомнил с тех пор на всю жизнь.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Помню, как возвращаясь с массового спортивного мероприятия, мы, малолетние раздолбаи, курили в широкую форточку венгерской машины, а один раз я даже заночевал в Икарусе. Это был списанный прицеп от Ik-280, стоявший в качестве сарая на даче одноклассника, где наша компания счастливо отметила сдачу каких-то экзаменов.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Мою школу, которой уже не существует, Икарус прославил и чуть позже: гопники из параллельного класса тупо угнали этот автобус, оставленный на обочине, пока его водитель мирно обедал у себя дома. В силу возраста парни отделались лишь учетом в милиции, а их родители, понятно, неслабым штрафом. Но зато наше богоугодное образовательное учреждение прославилось на всю область и номер школы гремел по округе еще с полгода после событий.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Уже в относительно взрослом возрасте я и с девушками знакомился в переполненном Икарусе. А дубак? Помните ли вы тот дубак, стоявший зимой в салонах городских Икарусов? В общем, есть о чем поностальгировать в связи с этой легендарной машиной - наобъединяла она действительно всех со всеми.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Признаюсь честно, на этом я бы сию малосвязную простынь и закончил. Потому что про модельку от Классикбаса рассказывать хочется меньше, чем о прототипе. На прилавках она появилась давно и сразу не понравилась. Пожалуй, впервые в жизни надеялся, что тираж в 1000 экземпляров разберут быстрее, чем кончится моя сила воли. Но их почему-то не раскупали и не раскупали.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Спустя время, новых поводов разжиться этим Икарусом так и не появилось, готов уж был поставить памятник собственной сдержанности. И в этот момент известный магазин поставил на витрину вариант модельки "со следами эксплуатации". И если в оригинальном виде кетайская поделка никак не зацепила, то фоточки "со следами" вполне вдохновили. Ну и в итоге не выдержал. Там еще было такое манящее примечание: мол, товар, который вы получите, соответствует представленным фотографиям. А на них мне конкретно понравилось как обгадили заднюю и переднюю части автобуса. Именно такими помню Икарусы в реальной жизни:

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Надо ли говорить о том, что приехавшая моделька весьма условно соответствовала фото с магазинной витрины? То есть ко всем минусам оригинальной модели Классикбаса добавился еще один. Гадили мой экземпляр явно наспех и конвейерно.

Единственное, что по-настоящему вставило - резиновые брызговики за колесами.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Мало того, что они сами по себе сделаны неплохо, но еще и обгажены вполне жизненно. А в противовес им - задние колеса, которые не крутятся. Не, я всё понимаю: тут вот коллеги-собиратели периодически утверждают, что для модельки, стоящей на полочке, этого и не требуется. Но. Вот держу я здоровенную тяжелую прямоугольную металлическую болванку. И если нет возможности покатать её по столу вдоль клавиатуры, то лично мне трудно отделаться от ощущения, что в руках не масштабная копия, а натуральный утюг или обыкновенный кирпич. Для модельки миниатюрного "Москвича" или 21-й "Волги" крутящиеся колеса и правда необязательны, но для автобуса размером с буханку хлеба - явный перебор и сильно смазанное удовольствие от приобретения.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Внезапно синий двигатель:

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Целиком донышко выглядит как-то вот так. И, кстати, именно оно - на мой вкус - удалось кетайским фабрикантам и специалисту по обгадингу лучше прочего:

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Наиболее характерные элементы обгадинга кузова:

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Вместе с моделькой мастер угваздал и подиум. Не, нуачо, заодно уж, чтоб два раза не вставать:

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Прозрачный колпак тоже обгажен так, будто модельку из кетая тащили по земле волоком:

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Точно так же, как обгадинг приближает модельку к жизни, отсутствие маршрутных табличек и госномеров отдаляют её от реальности. И острейше не хватает эмблемы АТП под стеклом по левую от водителя руку.

Тема недели № 44. Объединивший континенты

Разве что цвет. Вот тут кетайцы, запряжённые Классикбасом, реально попали в яблочко. В отличие от костромских бракоделов под брендом "Советский автобус". А еще салон - он есть и вполне себе проработан близко к оригиналу, но из-за обгадинга я так и не смог подобраться к нему с фотоаппаратом.

Стоит ли овчинка тех денег, которые за неё просят? Лично для меня - нет. Даже несмотря на то, что на прототип изделие вполне похоже.

Такой Икарус.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
06.11.2014 Попутали.
Архив записей в блогах:
Снега в Минске зима насыпала только вчера. А воскресенье  ещё было плюс три.. Прогулялисиь по центру города и по ГУМу. Везде многолюдно Многие с детками Котик ГУМ новогодний Вьетнамец купил у нас матрёшку Семья А у этой семьи уже двое деток И целый ...
...
Товарищи, а что бы взяли с собой в поездку на зубиле километров так на 1500? Может ...
Голливудская звезда на презентации «Люди в черном-3» ударил корреспондента украинского телеканала, который попытался поцеловать своего кумира. Не замеченный ранее в скандалах с представителями СМИ, американский актер обычно добродушно ...
            ...