ТАСС. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
roman_rostovcev — 23.12.2024
Что ж, друзья, пора поставить точку с запятой в серии очерков о Трианоне. Хотелось бы закончить серию на оптимистической ноте, и я попробую. Из концовки сериала «ТАСС уполномочен заявить» можно сделать вывод о том, что Сергей Дубов, который якобы и был (в одно лицо) Трианоном, покончил с собой во время ареста. Но это, конечно, не так. Сотрудники КГБ лишь имитировали его самоубийство для того, чтобы довести до конца радиоигру с ЦРУ США и передать в Лэнгли информацию о том, что в случае вторжения повстанцев генерала Огано в Нагонию окажет режиму Гриссо прямую и непосредственную военную помощь.

Совершенно очевидно, что роль двойника Дубова, каким-то волшебным образом возникшего как Бог из машины или рояль из кустов, сыграл сам Дубов, которого КГБ перевербовал и поручил ему во время фиктивного ареста разыграть собственное фиктивное самоубийство. Дубова объявили мёртвым лишь для того, чтобы сорвать игру его кураторов из ЦК КПСС.
Ведь Дубов, конечно же, не был никаким шпионом вообще. Как мы уже разбирали, он просто торговал лицом, то есть, находясь под наблюдением сотрудников ЦРУ, изображал из себя их агента. А в остальное время Дубов просто жил своей немудренной жизнью мелкого клерка. Радиопередачи ЦРУ принимала и расшифровывала партийная разведка, она же готовила материалы для американцев, которые Дубов закладывал в тайники. И даже выполнение этой простейшей задачи Дубову не доверили выполнять в одиночку, приставив к нему в качестве надзирательницы несчастную Ольгу Винтер.
Правда, в фильме траслируется версия о том, что появляясь в условленное время в условленных местах с девушкой, Дубов тем самым подтверждал сотрудникам московской резидентуры ЦРУ, что у него всё в порядке. Нелепость и несуразность такого способа оповещения такова, что он не поддается какой-то осмысленной критике.
Допустим, наблюдая Дубова вместе с Ольгой Винтер, сотрудник ЦРУ убеждался, что Дубов не разоблачен. А что должен был подумать американский разведчик, увидев рядом с Дубовым другую, незнакомую ему девицу — тоже Ольгу, но уже Вронскую? Естественно, что Дубов раскрыт, работает под контролем КГБ, который и заменил дочь именитого профессора, пославшую чекистов подальше, на свою оперативную сотрудницу. Вот и всё.
Да и зачем ЦРУ такие выкрутасы? С незапамятных времён в разведке принято сразу же, при вербовке агента оговаривать с ним сигнал тревоги: «Я влип, работаю под контролем». Дубова вербовали в Луисбурге, никаких гарантий того, что Винтер согласится мотаться с ним по Москве, демонстрируя себя в качестве сигнала благополучия Дубова, у него тогда не было. Сигнал тревоги, который Глэбб оговорил с Дубовым, был простым, незаметным и мимолетным. Таким, чтобы группа наружного наблюдения, устроившаяся на безопасном от места моментального контакта Дубова с резидентом ЦРУ, не могла бы его зафиксировать.
Так что Ольга Винтер, а впоследствии прикрепленная той же спецслужбой к Дубову Ольга Вронская (это несомненно псевдоним) должны были присматривать за ним, что бы он не выкинул какого-то коленца.
Пресловутые лекарства для больной матери и сережки от Серёжки для любовницы Дубову, конечно же выдали из запасов ХОЗУ Кремля. Советские посольства за рубежом на постоянной основе закупали лекарства для престарелых членов Политбюро и ювелирку для их жён и любовниц. Если бы эти передачки собирали Дубову в Лэнгли, как минимум упаковку таблеток бы сменили на какую-нибудь венгерскую «Ношпу». Да и купить антикварные серьги на Брайтоне у оперативников ЦРУ ума вполне хватило бы.
Как известно, Соединенные Штаты в итоге всей этой шпионской истории сдали назад и приказали Огано сидеть тихо. Те силы в советском Политбюро, которые посредством радиоигры Трианона пытались втихую сдать Нагонию американцам, проиграли. Ведь какой план был у партийной группировки, решившей сдать Гриссо американцам? По каналам резидентуры «Трианон» в ЦРУ сообщили, что СССР не станет вмешиваться в ситуацию в Нагонии при одном условии: если Огано будет действовать не под американским, а под китайским флагом, то есть выставит себя сторонником Пекина.
Так и произошло. В своих воззваниях генерал Марио Огано начал прославлять Пекин и ругать американцев. Таким образом, Советский Союз мог представить переворот в Нагонии не победой США в глобальной мировой игре, а переходом власти от просоветских к прокитайским коммунистам, что было не так обидно.
Однако КГБ эту игру разрушил, и судя по всему, в последнем сообщении Трианона была передана дезинформация о том, что СССР в любом случае пошлёт войска на помощь Гриссо. И американцы не рискнули вступать в прямую конфронтацию. Они отозвали свою военно-морскую группировку, а Огано приказали сидеть тихо и ждать другого момента.
А что сам Юлиан Семёнов хотел сказать вдумчивому зрителю всей этой историей? Что Советский Союз переродился, что за мировую революцию и торжество социализма во всём мире борются только немногочисленные честные чекисты. Что Политбюро сдаёт позиции СССР во всём мире, что оно вступило в прямой, лишь слегка завуалированный контакт с врагом. Что ради сотрудничества с США партийные ренегаты убили раскаявшегося власовца Ивана Белого-Белью, что ради этого сотрудничества они отравили втянутую ими в шпионские игры Ольгу Виктор. Что обрекли на свержение дружественный режим Нагонии.
В этом сериале Юлиан Семенов показал и самого себя: журналиста, постепенно разочаровывающегося в лини партии и правительства, во всех своих прежних идеалах под влиянием цинизма политического курса своей страны. В фильме этот журналист выведен под именем Пола Дика, внешность которого полностью копирует внешний образ самого Семенова.
На заглавной картинке к этому посту американский журналист Пол Дик беседует с полковником Славиным. А на заключительной — Юлиан Семенов говорит с артистом Тихоновым, исполнившим в фильме роль генерала Константинова. Или наоборот?

|
|
</> |
Эдик был примерным пионером
Притворяющийся дружбой паразитизм лезет в форточку ностальгии по СССР
Привет из Фаюма
Загадки «Personal Jesus» Depeche Mode. Яблоко Адама, дискета и Купертино
Доброе утро!
"Женщина в белом"
Культур-мультур в торговом сервисе в США...
Японский грумминг. До и после.

