Таримские мумии и тохары
andvari5 — 31.10.2021
Думаю, многие уже видели новость про генетическое исследование таримских мумий. Ученые обследовали 13 костяков из Сяохэ и Гумугоу в Таримском бассейне. Эти останки датирутются 2100- 1700 гг. до н.э. Их сравнили с пятью ранее исследованными останками из Джунгарии, но более ранними (3000 - 2800 гг. до н.э.). Это самые ранние останки из Северного и Южного Синцьзяна. Джунгарцы показывают родство с афанасьевцами, как и предполагалось, а вот таримцы оказались несколько необычными. Это наследники довольно популяции древних северных евразийцев. Например, останки из Афонтовой горы тоже принадлежат к такой популяции. Древние таримцы на 72% разделяют геномы с жителем Афонтовой горы, а на 28% с жителями Байкала эпохи бронзы. Эти люди употребляли молочные продукты - на из зубах обнаружены следы молочных белков, и были знакомы со скотоводством. Были ли они прото-тохарами или еще нет, сказать сложно, но никаких следов взаимодействия с афанасьевцами, которые предплагаются предками тохар, у таримских мумий нет. Уклад жизни и особенности материальной культуры древние таримцы переняли без каких-либо значительных брачных контактов с соседями.
Ранние таримские жители принадлежали к горизонту Сяохе. Их кладбища выглядели вот так.


Европеоидный вид мумий, которые сохранились на этих кладбищах благодаря особенностям климата, наличие сохранившейся войлочной и шерстяной одежды, свидетельства скотоводства, даже наличие кефирного сыра (?)(kefir cheese) наталкивали на мысль, что эти люди не имели местных корней и пришли извне. Три гипотезы должны были объяснить происхождение этих людей.

Исследованные 5 образцов из Джунгарии археологически отнесены к афанасьевской культуре, а образцы из Тарима как раз к горизонту Сяохе. В итоге полученные данные спроецировали на генетический плот, который показал, что все эти люди образовывают различные кластеры. Например, часть джунгарцев (Dzungaria_EBA1) сгруппировались вблизи алтаских афанасьевцев, вторая часть (Dzungaria_EBA2) сдвинута от них в сторону таримцев, которые тоже разделились на две части. Восточные таримцы из Сяохэ и Гумугоу (Tarim_EMBA1) группируются рядом с древними образцами, которые показывают высокую долю компонента древних северных евразийцев, например, ботайцев. Таримец с южного памятника Бейфанг (Tarim_EMBA2) показывает большее отклонение в сторону популяций Байкала бронзового века.

Моделирование представило четыре эти группы следующим
образом. Для джунгарцев большинство предков составили
афанасьевцы (около 70% в Dzungaria_EBA1 и около 50% в
Dzungaria_EBA2), остальная часть их генома - это смесь Афонтова
гора3/Tarim_EMBA1 (19-36%) и байкальского бронзового века
Baikal_EBA (9-21%).


Группы Tarim_EMBA1 и Tarim_EMBA2 хоть и разделены шестью сотнями
километров, родственны между собой и происходят от популяции,
когда-то претерпевшей бутылочное горлышко (т.е. резкое сокращение
численности и генетического разнообразия). Индивидов Таримского
бассейна смоделировали как смесь двух древних автохтонных
азиатских генетических групп: древних северных евразийцев ANE,
представленной верхнепалеолитическим индивидом из стоянки Афонтова
Гора в верховьях Енисея в Сибири (AG3) (около 72%), и древних
северо-восточных азиатов, представленных Baikal_EBA (около 28%).
Tarim_EMBA2 из Бейфанга также может быть смоделирована как смесь
Tarim_EMBA1 (около 89%) и Baikal_EBA (около 11%).
Исследователи оценили дату формирования генетического профиля
Tarim_EMBA1 в 183 поколения до исследованных индивидов Таримского
бассейна, или 9 157 ± 986 лет назад, если принять жизнь
поколения за 29 лет . Если рассматривать эти результаты вместе, то
генетический профиль индивидов бассейна Тарим указывает на то, что
самые ранние индивиды горизонта Сяохэ принадлежат к древнему и
изолированному автохтонному азиатскому генофонду. Этот автохтонный
генофонд, связанный с ANE, вероятно, сформировал генетический
субстрат предскотоводческих популяций Центральной Азии и Южной
Сибири.

Тем не менее, несмотря на такую изоляцию, древние таримцы были вполне открыты миру и впитывали достижений тогдашних цивилизаций. Молочное скотоводство, земледелие на основе пшеницы и проса - основа экономики жителей Таримского бассейна. Эти достижения не были изобретены здесь, а получены при общении с соседями. Все исследованные люди употребяли молочные продукты. Это было зафиксировано не только протеомным анализом. Некоторые люди были погребены с кусками сыра, следы которого сохранились. При этом ни один из исследованных образцов не был толерантен к лактозе. Видимо, именно такую молочку, типа сыра или йогурта, они и употребляли.
Интересно, что про них часто пишут, как о светловолосых
европеоидах. Но если смотреть на качественные фотографии, то
особенно сильной депигментации не видно. У большей части
похоже темно-русые волосы. По настоящему светлосолоса вроде только
женщина с татуировкой на лбу. Но нельзя быть уверенным, что это не
посмертные изменения. Остальные индивиды носители скорее
темно-русых оттенков.

А вот ее сосед, как можно видеть, не похож на блондина. Хотя зачастую на пересвеченных или низкокачественных фотографиях он выглядит гораздо светлее.

В общем, это относительно депигментированная популяция, но уровень депигментации оценить трудно.



Ну и однородительские маркеры до кучи. Игреки:
По мито-ДНК; тринадцать - C4, три U5a1, два R1b1, два D5a2, один T2d1a, один H2b, один H15b1, один R, один Y1b1, один A5a, один U2e, один M8/C4.
Саму статью можно почитать здесь
The genomic origins of the Bronze Age Tarim Basin mummies
https://www.nature.com/articles/s41586-021-04052-7
А тут, например, русский пересказ, если мой показался сложным.
Таримские мумии оказались древними охотниками-собирателями, которые ранее жили у берегов Байкала
https://zolord.ru/interesting/3087
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Ретро-автомобили на Кубе: винтажные машины на улицах Гаваны
Хроники грустного сегодня.
Измайлово. Остров...
Совсем пропащие
Китайский понедельник
89 лет Биллу Уаймену
16 октября ● "День шефа", "День северного ветра" и не только...
Сказки как элемент национальной безопасности

