Таня Малярчук "Mox Nox"
fem_books — 05.05.2018
Новая книга украинской писательницы Тани Малярчук -
постапокалиптическая фантастика для детей. Главная героиня -
летучая мышь (точнее, птеропус - летучая лисица) по имени Тереза.
Пожалуй, нечасто постапокалиптическая тема затрагивается в детских
книгах...
Иногда в подростковой литературе можно
встретить, но эту книгу книжный магазин yakaboo рекомендует для
9-12 лет.
Из рецензии Владимира Чернышенко:
"Говоря о своем детище, авторка подчеркивает, что собиралась
поговорить с читателем о грядущей беде, экологической катастрофе,
гибели цивилизации, но поняла, что со взрослыми о таких вещах
говорить уже нет смысла. Поэтому она решила обратиться к тем, что
еще имеет возможность своевременно задуматься о таких глобальных
вещах, а возможно, и сделать выводы.
Так возникла идея детской повести о постапокалиптической Земле, где
уже нет людей, зато зарождается цивилизация разумных рукокрылых.
Эти травоядные летучие мыши аллегорично изображают человеческое
общество, репрезентируют социальные законы и демонстрируют разные
характеры. В то же время их присутствие создает иллюзию
нереальности событий, настраивая ребенка воспринимать рассказ как
сказку.
Мир, который изображает авторка, достаточно условный.
Покинутый город, еще не совсем разрушенный, покинутые жилища, где
гнездятся новые существа, остовы автомобилей на улицах, далекие
горы, мангровые лесы, которые для летучих мыших представляют собой
своего рода рай на земле. Эти декорации создают неповторимую
атмосферу и не претендуют на достоверность. Не стоит спрашивать,
сколько тысячелетий развивалась новая цивилизация, если в
заброшенном театре даже не успели истлеть кресла, а крыша до сих
пор не обвалилась. С точки зрения классической фантастики, все эти
элементы достоверности проработаны довольно слабо. Да и не нужны
они, когда речь идет о притче, как в случае с «Мох Nох».
Притчевость повести довольно сильна. Иногда кажется, что
притчевые нотки вытесняют и фантастические элементы, и элементы
подростковой повести. Авторка пытается через притчу поведать о
проблемах человеческой цивилизации. Взрослому читателю заложенные
идеи могут показаться очевидными и неинтересными, а вот подростки,
к которым и обращается авторка, могут найти в ней много интересного
или резонирующего с их собственными мыслями. Хотя лично я скорее
рекомендовал бы эту книгу детям 10-12 лет, потому что это тот
возраст, когда ребенок начинает задумываться над глобальными
проблемами.
Насколько эффективен «Мох Nох» как подростковая повесть (или
скорее - новелла)? Главная героиня как раз входит в подростковый
возраст, обозначенный половым созреванием и интересом к летучим
мышам противоположного пола. Живет она в неполной семье, у нее есть
незамужняя тетушка, помешанная на религии, которая сперва
проповедует целомудрие, а потом таки выходит замуж. Лучша подруга,
у которой более красивый мех, получает всё внимание, а парень...
Парень, который нравится маленькой летучей мышке, оказывается
совсем не таким, как она намечтала. Зато парень из благополучной
семьи при более близком знакомстве - очень даже ничего.
Добавим сюда конфликт с учителями, которые не могут ответить
на все вопросы, который ставит им любознательный детский мозг, а
еще - жестокий моральный и физический буллинг со стороны
сверстников. С точки зрения воспроизведения подростковых проблем,
"погружения во внутренний мир" героя-подростка, это одна из
наилучших книг. На N-ом году нормального литпроцесса в детской и
подростковой литературе оказалось, что для того, чтобы правдиво и
без чернухи описать буллинг, украинский писатель должет писать не о
детях, а о летучих мышатах.
Фэнтезийная составляющая произведения не столь блестяща.
Постапокалиптика, где фигугируют не люди, а другие формы разумной
жизни - это интересно. В 1937 году в США даже был снят мультфильм
"Мир на земле", где набожные мыши строят себе домики в касках
погибших военных и поют псалмы, расспрашивая учителя - а что такое
"человечество"?
В то же время, жанр ставит автору жесткие рамки, в частности,
требует детального описания нового мира, его связи с миром старым,
знакомым читателю. Татьяна Малярчук создает общество разумных
летучих мышей, придумывает систему образования, иерархию, даже
религии. То есть, социальные аспекты описаны хорошо. География
нового мира - загадка, которая (возможно) будет разгадана в
продолжении. Также, надеюсь, позже будет дано объяснение, как
именно летучие мыши консервируют фрукты.
Хочу еще упомянуть о причудах наименований и связанных с ними
казусах. Например, героиня-нарраторка вынуждена придумать людям
название "ваданты" (те, кто ходили бы, если бы были), но на полном
серьезе рассказывает о здании театра, в котором есть кресла с
сидениями. Для представительницы неантропоморфной цивилизации такая
догадливость просто феноменальна, но авторка, опасаясь многословия,
этим не заморачивается. Таким образом, фэнтезийная составляющая
приносится в жертву ради притчи, достоверность - ради
атмосферности.