
Танки как снегоходы

Надо сказать, что в ходе зимних испытаний советских танков до войны непосредственно глубина снежного покрова, который преодолевал танк, обычно не замерялась. Больше интересовало то, как танк преодолевает различные инженерные заграждения, а также подъемы. Вместе с тем, иногда глубину снежного покрова всё же замеряли. Например, в ходе испытаний танка Т-28 машина вполне уверенно (на скорости 21-25 км/ч) шла через поле с глубиной снежного покрова 50-60 см. Также танк преодолевал подъем 20 градусов при условии снежной целины, и 25 градусов при укатанном снеге. Дальше лимитирующим фактором становилось сцепление с грунтом. При движении по глубокому снегу и температуре -2-3 градуса по Цельсию ведущие колеса забивались снегом и танк терял ход. При более низкой температуре подобных проблем не возникало. Для танков семейства Т-26 и БТ толщина преодолеваемого снежного покрова составляла 35-50 см, что вполне нормально для боевых машин данного типа. При этом у БТ-7 имелся один существенный недостаток. Плоский трак не имел достаточного сцепления с грунтом, что несколько снижало возможности преодоления танков определенных участков.
Разумеется, у советских танков имелся ряд проблем, связанных с эксплуатацией в зимних условиях. Вместе с тем, наличие этих самых проблем заставило раньше их и решать. Дополнительным катализатором стала советско-финская война, ставшая первым крупным военным конфликтом, где произошло массовое применение танков. Эта война также дала массу пищи для размышлений, заодно став причиной для ряда выводов. В результате к войне в зимних условиях Красная Армия оказалась более готовой, чем немцы. Немецкая армия явно оказалась не готовой к тому, чтобы воевать в условиях зимы. Это наложилось на крайне суровую зиму 1941-42 годов, так что рассказы про Генерала Мороз имеют под собой некоторые основания. По этой причине уже позже, летом 1942 года, пришлось срочно готовить большой объем зимнего оборудования, который ставился на немецкие танки и САУ.

Впрочем, в последний день уходящего 2020 года стоит поговорить не столько о зимней эксплуатации, сколько о проходимости танков в зимних условиях. При этом речь пойдет не только о нашей, но и о немецкой технике, а также о танках, которые поставлялись союзниками по Антигитлеровской коалиции. Рассматриваться будет, прежде всего, зима 1941-42 года, как наиболее критичная с точки зрения "снегоходности".
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/snegohodnye-svoistva-tankov-zimoi-194142-godov-5fe997c0dba1eb4af8a583e9
Другие "зимние" материалы:
Немецкий "снежный танк" из разведсводки Генштаба Красной Армии
"Аэромобиль" Л.П. Крубалы, попытка создать помесь автожира и аэросаней
|
</> |
