Танцовщица и карлик. Такая драматичная любовь
tanjand — 27.09.2014Он, конечно, ведущая фигура в истории литографии, этого вида гравюры. И он мастер, определивший путь становления европейского плаката XX века. Можно только поражаться, как его талант, его потрясающий визуальный язык, до сих пор покоряющий всех, шел рука об руку с его пороками. Он был певец Мулен–Ружа, борделей и водевилей. И его поразила любовь, краткая и яркая, драматичная и не принесшая радости.
Поторет Тулуз-Лотрека кисти Болдини
Анри де Тулуз-Лотрек родился в богатой французской семье. Его родители были кровными родственниками, а это, естественно, очень плохо для здоровья потомства. Ребенок получился слабым, хрупким, и больным. В 14 лет Анри сломал поочередно ноги, что определило всю его жизни.
С этого момента ноги у Лотрека больше не росли, и красавец Анри стал уродливым карликом. Его рост был не больше 150 см, голова была очень большой, ноги непропорционально короткими. Большие кисти рук и объемная голова с крупными чертами лица – увесистым носом и пухлыми губами – создавали гротескный портрет художника. Непропорциональный череп Анри пытался «закамуфлировать» черным котелком, который был его неизменным спутником почти на всех фотографиях, а челюсть скрыть за густой бородой. С утиной походкой ему помогала бороться короткая палка с загнутой ручкой, которую он шутливо называл «крючком для ботинок».
Изначально диагноз художника вызвал много споров в медицинской среде. Семья Тулуз-Лотрека не разрешила эксгумировать его останки, чтобы доказать достоверность той или иной теории, поэтому постановка истинного диагноза остается на уровне предположений. Ученые склоняюся к мнению о наследственном заболевании.
Однако, Анри, казалось, все это было нипочем. Всегда веселый, остроумный и улыбчивый, он старался убедить семью, что абсолютно всем доволен. Понятное дело, что став уродом, не будешь счастлив. Тулуз-Лотрек искал веселья, радости и праздника, поскольку не было этого в его душе. И он нашел. Нашел мир, который приютил его. Мир, свободный от предрассудков. Сверкающий весельем и полный незаурядными людьми. Это было кабаре на Монмарте.
Анри наслаждался легкостью, молодостью, силой и красотой людей, населяющих этот мир. Разухабистое веселье, простые развлечения нравились Лотреку, судьбой исключенного из нормальной жизни. Тулуз-Лотрек любил публику Монмарта и старался проводить с ними, как можно больше времени. Ему отвечали взаимностью. Еще бы, он был безупречен в манерах, внимателен, нежен и заботлив. Он не стеснялся девушек из борделей, приглашал их в театры, гулял с ними по столичным улочкам, дарил подарки ко Дню Рождения. За свою безумную любовь к женщинам Анри получил прозвище «горбатого донжуана».
В 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской начал учиться живописи. Он рисовал, рисовал, рисовал…
"Он наблюдал за женщинами, в борделе, изучал выражение их лиц, то грустных, то озаренных грезами о далеком и навсегда ушедшем детстве. С какой любовью смотрел он и на юные существа, совсем еще девочек, и на увядших женщин с помятыми лицами, припухшими веками, усталым ртом. Они были ему сестрами. Да, «образ жизни не выбирают».
Иногда он возвращался в замок, когда настаивали на этом родители, но неизменно скучал по Монмарту. В замке он написал несколько портретов: матери, кузена Паскаля, который работал в страховом обществе, мадам Паскаль. Он просто упражнялся, "набивал себе руку". Эти портреты были выполнены в близкой к импрессионистам манере". (Перришо)
Первые уроки живописи он получил у художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца. Самые ранние из сохранившихся рисунков Тулуз-Лотрека относятся к 1873 г.
Джейн Авриль.
«Лотрек испытывал дружеские чувства к этой болезненной, впечатлительной молодой женщине с несчастным лицом, бирюзовыми глазами, попавшей в толпу девок, которые называли ее Безумная Джейн. Они считали ее чужой. Она разбиралась в картинах и книгах, у нее был хороший вкус. Ее утонченность, изысканность, культура, одним словом, «одухотворенность» выделяли Джейн среди товарок по «Мулен Руж», которые, как водится, ненавидели ее за это". (Перришо)
«Он без конца писал ее, очарованный ее своеобразным лицом, сдержанным и потому, как это ни странно, особенно привлекательным, придававшим ей «волнующий» шарм, порочный, как уверяли некоторые, или же, как его остроумно определил Артур Саймонс, - шарм «развращенной девственницы».(Перришо)
Однажды в его жизнь ворвалась красавица Луиза Вебер, прозванная Ла Гулю, огненно-рыжая и прекрасная.
В 1889 году Луиза впервые выступила на сцене акробатического кабаре «Мулен Руж». Тогда это заведение только открылось и владельцы заведения, во что бы то ни стало, решили сделать его известным во всем мире. И это им, со временем удалось.
Здесь, в Мулен-Руж, Лотрек увидел Ла Гулю. Она была хороша и вульгарна в своем платье для танцев с глубоким декольте, обнажавшим на всеобщее обозрение ее грудь. Маленькая, огненно-рыжая, чувственная и страстная – она буквально приковала его к себе на долгие годы.
Теперь именно ей французский художник стал посвящать свои картины. Он писал ее сутки напролет – «Танец в Мулен Руж», «Ля Гулю, входящая в Мулен Руж».
Он сходил по ней с ума. Он не пропускал ни одного ее выступления, одаривал цветами и подарками, рисовал ее каждую ночь и страстно желал. Луиза снисходительно отвечала на его любовь. Она терзала его и веселый нрав иногда отказывал Лотреку. Но все же, это была любовь. Горькая и тяжелая, непостоянная…, и была она непостоянной.
Совсем скоро, гонорары юной танцовщицы стали бешенными. Ей открылся вход в мир роскоши. Вскоре она начала пить и регулярно употреблять наркотики. И в ее жизни для Тулуз-Лотрека просто не осталось места.
Однажды, она выступала на сцене и просто свалилась в зал, не устояв на ногах. Зрители были недовольны таким поведением и требовали выгнать опустившуюся Луизу. Так бесславно закончилась ее карьера великой танцовщицы.
Такая Луиза стала всем безразлична. Располневшая, оплывшая и вечно нетрезвая, она шаталась по улочкам Парижа в поиске таких же неудачников.
Забыл ее и художник. Теперь у него появилась новая любовь – Рыжая Роза. Она не только подарила художнику свою любовь, но и наградила его сифилисом.
Он пил без меры, периодически страдал приступами белой горячки. Родные, отчаявшись от его образа жизни, положили его в психиатрическую клинику, в надежде на улучшение здоровье. Но курс лечения ничего не дал. А в 1891 году его парализовало, через 3 недели он умер.
А еще через 14 лет мир покинула и Луиза. Она умерла в нищете, успев частично исповедоваться и покаяться священнику. Он отпустил ей все грехи, так и не узнав, какая страшная грешница каялась перед ним. Но Бог простил, надеюсь, простую душу Луизы, не выдержавшую испытание славой и деньгами.
Тулуз-Лотрек был наделен исключительным даром. Посмотрите на его работы. Тот яркий, блистающий Мулен-Руж, написан жестко и без прикрас, и не выглядит он веселым местом, где отдыхают счастливые люди.
Прожив всего 36 лет, Тулуз-Лотрек оставил после себя около 600 живописных работ, тысячи рисунков, несколько сотен литографий, десятки плакатов и афиш.
Портрет Ван-Гога
по мотивам