Так погибают замыслы с размахом (О фильме "История одного назначения")
drugoe_kino — 05.10.2018Эти слова Гамлета как нельзя лучше подходят к описанию нового фильма Авдотьи Смирновой. Можно воспользоваться и другим крылатым выражением: «Гора родила мышь». Да, продюсерская гора в лице Чубайса, Сельянова, Барковской, еще кого-то и Смирновой, но Натальи (то ли родственницы, то ли однофамилицы – чтобы больше к этому не возвращаться, замечу лишь, что титры фильма чуть ли не наполовину состоят из носителей этой популярной фамилии) родила мышь или, вернее, анемичного мышонка.
Бегло просмотрев имеющиеся рецензии маститых киноведов и знатоков, я заметил, что все они – исключительно положительные: от сдержанно-благожелательных, в которых авторам все равно не удается скрыть слез умиления, до восторженных и, я бы сказал, дифирамбических. Фильм знаковый, важный, важнейший, «веха», «беспощадный анализ», лучший в этом году, десятилетии, веке, фильм-метафора … – единодушны маститые, среди которых и Гусев, и Долин, и… Да что там – сам Дмитрий Львович Быков восторгнулся и умилился! Среди потока славословий я нашел лишь один критический отзыв некоего Дмитрия Иванова. Да и то он опубликован в мало читаемом издании для высоколобых.
Странно, подумал я. Почему мои впечатления совпадают только с Дмитрием Ивановым и идут в разрез с остальными? Видимо, из духа противоречия? Или просто я ничегошеньки не понимаю.
Фильм мне не понравился. Ни фильм, ни замысел (насколько я смог его понять), ни игра актеров. Авдотья Смирнова лепила его из того, что было. А чего только не было в богатом на события 19 веке русской истории? Например, столкновение юного идеалиста и романтика с суровой и мертвящей реальностью режима. Если бы не эполеты, главный герой очень похож на одного из соколят того современного политика, имя которого велено не упоминать (ну, и я не буду). «Перемен, мы ждем перемен!» – словно вопиет с экрана прекраснодушный поручик. Но куда там! Что может сделать этот пылкий юноша даже вкупе с самим графом Толстым (его линия – главная находка и изюминка всей истории) противу сурового, но несправедливого Закона (а на самом деле, понятно, что Произвола), могильной плитой лежащего на всем – от армии до простого народа. И чем кончится это столкновение? Понятно – чем. Чистый телом, душой и помыслами поручик будет раздавлен и станет винтиком все той же бездушной машины. Да и сам граф Толстой отползет в свое имение, чтобы дописывать «Войну и мир».
Да если бы только они? Вот и отец поручика – бравый и заслуженный генерал претерпел в свое время ту же печальную метаморфозу. Ведь фильм прозрачно намекает, пока самого тупоумный из зрителей не догадается: "Ба! Да он же из поколения декабристов!!!" И что? А ничего. Да, по-прежнему умен генерал, все понимает, но давно забыл о души прекрасных порывах и верно служит кровавому режиму.
«Боже, как грустна наша Россия!» – словно восклицает вслед за Пушкиным Авдотья Смирнова. И я бы с ней согласился. Но, увы, фильм получился с одной стороны ходульным, почти пародийным, а с другой – откровенно скучным и, как я уже писал выше, на диво анемичным. И не спасают ни граф Толстой, одновременно похожий и на себя самого, и на атлетичного хиппи, и на Маркса (молодые годы), ни генерал в исполнении самого Андрея Смирнова, чью эпизодическую роль Быков назвал «грандиозной», ни страдалец писарь, в котором мы легко опознаем Акакия Акакиевича. Но проглядывают в нем и другие черты. Уж не в Платона Каратаева мог бы вырасти наш писарь, если бы не был казнен?
Вот с таким вопросом и чувствами взирал я на опустевший экран компьютера после просмотра очередного несостоявшегося шедевра. «Но как же можно-с?! Это искусство, а его надо видеть исключительно на большом экране. А так, с компьютера-то, понятно, что хулитель не понял и не оценил» – резонно возразят мне многочисленные поклонники. Что ж, согласен – видимо, недопонял и недооценил. Иначе откуда бы такое единодушие экспертов? Так пусть же меня поправят, а то и дадут гневную отповедь моим инсинуациям.
|
</> |