Таинственный космический супер-коллайдер обстреливает Землю лучами высоких

топ 100 блогов marena9906.02.2021

Астрономы давно задавались вопросом, откуда в нашей галактике берут начало космические лучи высокой энергии.

И теперь новые наблюдения открывают вероятного кандидата.

Что такое космические лучи?

Космические лучи - это вовсе не лучи, а скорее крошечные частицы, движущиеся по Вселенной почти со скоростью света.

Они могут состоять из электронов, протонов или даже ионов более тяжелых элементов. Они создаются во всевозможных высокоэнергетических процессах во всем космосе, от взрыва сверхновой звезды до слияния звезд или когда черная дыра всасывает газ.

Космические лучи бывают самых разных энергий, и, вообще говоря, космические лучи с более высокими энергиями встречаются реже, чем их родственники с низкими энергиями. Это соотношение меняется очень незначительно при определенной энергии - 10 ^ 15 электрон-вольт. Электрон-вольт, или эВ, - это просто способ, которым физики элементарных частиц любят измерять уровни энергии.

Для сравнения: самый мощный коллайдер частиц на Земле, Большой адронный коллайдер ЦЕРН , может достигать 13 X 10 ^ 12 эВ, что часто обозначается как 13 тераэлектронвольт или 13 ТэВ.

Редкие космические лучи

Космические лучи с энергией выше 10-15 эВ встречаются гораздо реже, чем можно было бы ожидать.

Это заставило астрономов поверить, что любые космические лучи на этом уровне энергии и выше приходят извне галактики, в то время как процессы в Млечном Пути способны производить космические лучи до 10-15 эВ включительно.

Все, что создает эти космические лучи более чем в 1000 раз мощнее, чем наши лучшие ускорители частиц - естественные «пэВатроны», блуждающие по галактике.

Где в Млечном Пути образуются космические лучи в масштабе ПэВ?

Несмотря на их энергию, трудно определить их происхождение. Это потому, что космические лучи состоят из заряженных частиц, а заряженные частицы, путешествующие в межзвездном пространстве, реагируют на магнитное поле нашей галактики.

Таким образом, когда вы видите космический луч высокой энергии, исходящий из определенного направления в небе, вы на самом деле понятия не имеете, откуда он на самом деле пришел - его путь искривлялся в ходе его путешествия к Земле.

Но вместо того, чтобы искать космические лучи напрямую, мы можем поискать их родственников. Когда космические лучи случайно попадают в облако межзвездного газа, они могут испускать гамма-лучи, высокоэнергетическую форму излучения. Эти гамма-лучи проходят через галактику по прямой линии, что позволяет нам напрямую определять их происхождение.

Поэтому, если мы видим источник сильного гамма-излучения, мы можем искать близлежащие источники космических лучей ПэВ.

В недавно опубликованной астрономической статье астрономы обнаружили источник гамма-излучения, превышающий 200 ТэВ, который может быть создан только более мощными космическими лучами - видами космических лучей, которые достигают шкалы ПэВ.

Источник, получивший название HAWC J1825-134, расположен примерно в направлении центра Галактики. HAWC J1825-134 представляется нам ярким пятном гамма-лучей, освещенным каким-то неизвестным источником космических лучей - возможно, самым мощным известным источником космических лучей в Млечном Пути.

Таинственное гигантское молекулярное облако

Несколько обычных предполагаемых источников космических лучей высоких энергий находятся в пределах нескольких тысяч световых лет от HAWC J1825-134, но ни один из них не может легко объяснить сигнал.

Например, галактический центр сам по себе является известным генератором интенсивных космических лучей, но он слишком далеко от HAWC J1825-134, поэтому не имеет отношения к этим измерениям.

Есть некоторые остатки сверхновых, и сверхновые, несомненно, очень мощные. Но все сверхновые в районе HAWC J1825-134 взорвались давным-давно - слишком давно, чтобы создавать эти космические лучи высокой энергии сейчас.

Пульсары - быстро вращающиеся плотные остатки ядер массивных звезд - также производят огромное количество космических лучей. Но они тоже находятся слишком далеко от источника гамма-излучения - энергии электронов и протонов, исходящих от пульсара, просто недостаточно высоки, чтобы пройти тысячи световых лет к месту излучения гамма-излучения.

Удивительно, но источником этих рекордных космических лучей оказалось не что иное, как гигантское молекулярное облако. Эти облака - гигантские неуклюжие существа, наполненные пылью и газом, которые бродят по галактике.

Иногда они сжимаются и превращаются в звезды, но в остальном они могут оставаться спокойными в течение миллиардов лет. Не причиняя никому серьезной угрозы - и едва ли даже заметной, если у вас нет хороших инфракрасных телескопов - это последнее место, где вы ожидаете найти такие безумно высокие энергии.

Внутри облачного комплекса находится скопление новорожденных звезд, но даже самые яркие молодые звезды не считаются достаточно мощными, чтобы запускать такие космические лучи.

Сами исследователи признают, что не знают, как это делает это облако, но каким-то образом оно генерирует одни из самых мощных частиц во всей галактике.

Источник: https://earth-chronicles.ru/news/2021-02-02-148049