Свобода творчеста и цензура.
natali_ya — 03.12.2014 Так сошлось, что я только что прочитала книгу Сергея Юрского "Игра в Жизнь", а буквально вчера в одном разговоре зашла речь о цензуре.Не я этот вопрос подняла, начал yuri4z5lf
"В таких случаях мне хочется сказать: "Спасибо товарищу Сталину" )). Ну, может быть и не Сталину. Не знаю кому. За то, что в своём детстве и молодости, когда я прочитал основную массу книг (позже из-за учёбы и работы на это оставалось мало времени), доступная мне литература отличалась высоким качеством. Наша издательская система не пропускала и не распространяла халтуры и малограмотной окололитературной лабуды. Так может быть государственный контроль качества литературы был благом?"
karasu_akira продолжил:
"Была ответственность за слово, а не безудержный эпатаж. Хотя многие это называют цензурой. Да, была и она, но были и творения.
Итог: цензуры нет, безудержная свобода в творчестве ничего толком не дала".
Отрывок из книги Сергея Юрского "Игра в Жизнь".
В 68-м первой постановкой БДТ после вхождения танков в Прагу была "Цена" Артура Миллера в переводе с английского Константина Симонова и его сына Алексея Симонова. Поставила спектакль Роза Сирота, Царствие ей Небесное. Играли мы вчетвером: Валентина Ковель (Ц.Н.!), Вадим Медведев (Ц.Н.!), Владислав Стржельчик (Ц.Н.!) и я. Спектакль был показан 1 октября и сразу запрещен. Миллер (председатель ПЕН-клуба) высказался по поводу вторжения наших войск в Чехословакию, и его имя сразу попало в черный список. Раз в две недели мы играли тайно - под видом просмотра, не продавая билетов. Зал был переполнен каждый раз. Товстоногов пытался воздействовать на вершителей судеб, но власти были непреклонны. Им говорили: это, поверьте, о простом американце, который сохранил честь среди торгашеского общества. А они отвечали: а это, видите ли, не имеет значения, фамилия врага Советского Союза - господина А. Миллера - на афише не появится.
Но тут включилась тяжелая артиллерия - влиятельный, дипломатичный, могущественный Константин Симонов. Весы начали колебаться. А мы всё играли тайно, раз в две недели, чтоб спектакль не умер. А публика все ходила. И слухи о спектакле волнами расходились по всему городу и далее - в столицу. Это, кстати, типичный пример того, как во времена социализма запрет заменял все виды рекламы. Это было посильнее нынешних зазывных телероликов и ярких журнальных обложек. Народ доверял властям, доверял полностью их вкусу. Народ знал: плохое, всякую муру не запретят. Если они запретили - значит, дело стоящее, значит, хорошее. Они не ошибаются.
Поэтому когда наконец появилась афиша и на 10 декабря была назначена премьера... О-о! В нашем огромном зале кого только не было!..."
Я могла бы привести массу других примеров, но во-первых, как уже сказала, книгу Юрского только что прочла и она произвела на меня большое впечатление, а во-вторых, из другой его книги "Кто держит паузу" поделилась цитатой, а из этой нет, вот появился удобный случай.
ДОПОЛНЕНИЯ.
Пишет maorong_tuzi
Мой собственный вывод - в творчестве контроль качества - только во вред. С контролем все хорошо, но безлико, а без него - сложно, но живо.
|
</> |