Свияжск. Богородице-Успенский монастырь

топ 100 блогов mycruises14.09.2022 Свияжск. Богородице-Успенский монастырь

Остров-град Свияжск с его древнейшими архитектурными сооружениями является замечательным памятником русской старины в Республике Татарстан. Свияжск расположен в трех километрах от устья реки Свияги на высоком холме «Высокая гора», и в 60-ти километрах от Казани, если ехать на машине. Свияжск основан в 1551 году, как форпост войск Ивана IV Грозного.
На острове сохранились дореволюционные названия улиц: Успенская (главная улица) тянется через остров с северо-востока на юго-запад, южнее параллельно ей идет Троицкая, а севернее — Никольская. В середине острова их пересекает улица Александровская.
Многие архитектурные сооружения на Свияжске появились еще в правление Ивана Грозного. Первый монастырь, основанный на Острове-граде — Троице-Сергиевский — состоял из двух церквей Троицкой и Сергиевской. Этот древнейший монастырь на протяжении своей долгой истории часто переживал нелегкие времена. В настоящее время на его месте находится Успенско-Богородицкий мужской монастырь. Его мы и видим в первую очередь, подъезжая на машине.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 01.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 02.jpg

Ансамбль Успенско-Богородицкого монастыря представлен такими замечательными архитектурными памятниками, как Никольская церковь и собор Успения Богородицы. Храм Успения Богородицы, основанный в период правления Ивана Грозного, представляет собой чудесное белокаменное здание. Внутри храма сохранилась уникальная фресковая живопись. Но всё по порядку.

Попадаем на территорию монастыря через Святые ворота, над которыми расположена церковь Вознесения Господня. Вид с колокольни.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 03.jpg

То, что мы видим, к сожалению не равноценно другим постройкам монастыря. Надвратную Борисоглебскую церковь, срубленную в начале XVII в., разобрали. Да и высокая Вознесенская церковь, которая поднялась на ее месте в начале XVIII века, над Святыми воротами каменных стен, тоже не дошла в целости до нашего времени.
Но можно подняться на открытую галерею надвратной церкви, и осмотреться вокруг. С галереи хорошо виден весь остров, а главное, основные древние постройки монастыря. Древнейшими храмами мужского монастыря являются Успенский собор, который появился в 1561году и Никольская трапезная церковь, которая появилась в 1556году и имеет колокольню высотой в сорок три метра. Вот она.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 04.jpg

О колокольне из книги М. Фехнера «Великие Булгары, Казань, Свияжск». Никольская трапезная церковь - не разгаданное еще до конца интереснейшее сооружение XVI века. Она была заложена осенью 1555 года и освящена в 1556 году, согласно надписи на холщовом интиминсе, существовавшем еще в начале текущего столетия (теперь уже прошлого столетия).
Изначально, по-видимому, это была квадратная в плане одноглавая белокаменная церковка псковского типа с восьмискатной кровлей. Ее алтарная часть позднее была заново построена в кирпиче, и в современном виде ее можно датировать второй половиной XVII века, как и декоративную обработку оконного проема самого храма. Краткое описание церкви составленное Борисовым и Кикиным спустя всего каких-нибудь десять лет после ее окончания, гласит: «...церковь Николы Чудотворца и трапеза теплая камена, а под нею 6 служб две стены трапезные и с церковью по 14 сажен и две стены о десять сажен у церкви лоб железом немецким побит у трапезы паперть камена длина на 6 сажен а поперег три сажени под папертью сытня камена...»
Стены трапезной и церкви были сложены из тесаного белого камня, из такого же материала был построен четырехъярусный четверик колокольни. Характер сочетания объема колокольни, куда ведет крутая внутристенная лестница, и восточного щипца собственно храма доказывает, что она все же была построена несколько позднее церкви.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 05.jpg

В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 06.jpg

Архимандрит Герман (Садырев-Полев) был основателем монастыря и его первым настоятелем, позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец.

Подъём на колокольню

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 07.jpg

На колокольню, ясное дело, я не стала подниматься, хотя клялась, что полезу. Но, когда клялась, ещё не знала, что из потолочного люка под прямым углом будет торчать просто деревянная шести- семи- восьмиметровая лестница. Аскетичненько так. Муж уже был наверху, когда я передумала... А я осмотрела зал, и хотя он был пуст, всё равно нашла кое-что интересное.

Голосники для акустики, о которых много говорят, но мало, кто видел.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 08.jpg

Один вид с колокольни мы уже видели в начале рассказа, вот ещё один на островные дали.
А на ближнем плане братский корпус (XVII-XIX вв.) с церковью Германа Казанского и Митрофана Воронежского.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 09.jpg

Эта же церковь с привычного ракурса

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 10.jpg

Германовская церковь, примкнувшая в конце XVIII века к восточному торцу братского корпуса, частично сохранила лишь барочные наличники своих окон. Со стороны его северного фасада две наружные крытые каменные лестницы с крыльцами вели непосредственно со двора на второй этаж. Утрата их, также как и растеска изначальных проемов и пробивка новых, нанесли, по словам М. Фехнера, этому интересному памятнику гражданской архитектуры невосполнимый ущерб.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 11.jpg

Теперь о главном для тех, кто не был, не знает. Спасибо подслушанной подсказке. Мимо нас проходила группа с экскурсоводом, и гид пояснила, что собор Успения Пресвятой Богородицы надо рассматривать не только снаружи, но и постараться попасть внутрь. Там сохранились фрески. Датировка росписей неоднозначна: от рубежа 1550-1560-х до начала ХVII века. Вся проблема в том, что на территории монастыря работает реставрационная мастерская и именно они выдают бесплатные талончики на посещение церкви. Примерно 30 билетов, точно не помню, выдаются в мастерской за 40 минут до посещения. К назначенному времени все обладатели талонов подходят к церкви, куда их запускают толпой и двери закрываются. Далее, если вы пришли без индивидуального экскурсовода, можете осматриваться, любоваться, фотографировать сколько угодно, так как полностью предоставлены сами себе. Билетёр, он же смотритель, остаётся на улице, - в интерьере церкви только туристы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 12.jpg

Успенский собор одноимённого монастыря в Свияжске возводился во второй половине 1550-х годов. Его создание было поручено псковичам - вероятно, "церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи". Высказывалось предположение, что свияжский храм выстроен тем самым Постником, который является автором храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. День освящения новопостроенного собора Успенского монастыря в Свияжске известен. Об этом свидетельствует надпись на храмовом антиминсе, который долгое время сохранялся в соборе, однако не дошёл до наших дней: «Лета 7069 месяца сентебря в 12 день на паметь святаго священномученика Автонома, при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и приосвященном архиепископе нашем Гурие Казанском и Свияжском, священа бысть церкви сия во имя Пречистыя Богородица честнаго и славного Успения первым архимандритом тояж обители Германом и священным собором».

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 13.jpg

Несмотря на переделки позднейшего времени, которые за четырехвековое существование претерпел собор, его типично псковский облик совершенно отчетливо выступает из-под наброшенного на него барочного наряда. Поставленный на подцерковье одноглавый храм Успения Богоматери, почти квадратный в плане, с четырьмя широко расставленными столбами, с полукруглыми центральной и двумя ониженными боковыми апсидами был покрыт пофронтонно на восемь скатов. Фасады его обработаны «по-псковски» четырьмя лопатками, стянутыми вверху лопастными арками. Бровки над узкими окнами большого барабана главы, нарядный пояс из бегунков, поребриков и полуциркульных арочек, украшающий верх барабана и апсид, арочные тяги на апсидах являются характерными мотивами орнаментации для псковской архитектуры.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 14.jpg

Время шло, собор менялся. В ХVII столетии с западной стороны к нему была пристроена трапезная: увеличивавшаяся монастырская братия нуждалась в новых пространствах. Ещё через несколько десятков лет, в середине ХVIII века, свою форму меняет глава храма, разбираются и восьмискатные покрытия сводов, место которых занимает четырёхскатная крыша. Над первоначальным барабаном появляется восьмигранник, его шлемовидное завершение заменяется сложным куполом в стиле украинского барокко. В верхней точке нового купола размещается маленькая луковичная главка, увенчанная крестом. Барокко оставило свой неизгладимый, легко узнаваемый след не только в куполе собора. Тогда же, в ХVIII веке, фасады храма со всех четырёх сторон дополняются барочными кокошниками, по три штуки над каждой стеной, а окна растёсываются и обрамляются барочными наличниками.
Но, если мысленно отбросить позднейшие наслоения, Успенский собор предстанет типичным образцом псковской архитектуры - детищем мастеров-псковичей.

Фресковая живопись трапезной, которая является пристройкой ХVII столетия

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 15.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 16.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 17.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 18.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 19.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 20.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 21.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 22.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 23.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 24.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 25.jpg

И вот она, самая древняя часть собора, основной четверик.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 26.jpg

Помимо своей высокой художественной ценности, эта стенопись чрезвычайно важна как уникальный объект русского наследия середины ХVI века, являя собой редкий пример почти полностью сохранившегося фрескового ансамбля эпохи. Интересна живопись и с исторической точки зрения. Так, среди персонажей, изображённых на стенах, можно увидеть фигуру Ивана Грозного - настоящий прижизненный портрет, хотя и выполненный в иконописной традиции.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 27.jpg

Можно увидеть - это, конечно, громко сказано. Для этого должны открыться царские врата, т.к. данная фреска находится именно в алтарной части, куда мне лично, как женщине, вообще путь заказан.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 28.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 29.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 30.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 31.jpg

Примечателен и редкий образ святого мученика Христофора Песьеглавца, изображённого, как следует из его имени, с собачьей головой. Хотя справедливости ради стоит заметить, что на свияжской фреске голова скорее лошадиная.

«Святой Христофор»

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 32.jpg

Что касается имени, одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста. Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.
Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах.

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 33.jpg

Что касается облика, в православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.
Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.
По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года, как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.
После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. В некоторых церквях разных городов нашей страны ещё можно встретить старинные изображения пёсьеголового Христофора.
С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.

А мы уже выходим из собора. Монастырское училище (XVIII в.)

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 34.jpg

За стенами монастыря находится хозяйственный двор

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 35.jpg

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 36.jpg

Общий вид Богородице-Успенского Свияжского монастыря

Свияжск. Богородице-Успенский монастырь 37.jpg

На сегодня всё. Во второй части расскажу об Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Свияжска

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В этом уверены и на этом настаивают, "требуют" их отмены, психиатры. При этом эскулапы-мозгоправы говорят, что беспокоятся о лишнем весе россиян. Мол, они из-за праздников становятся очень толстыми и отвратительными. Лена Миро случайно не психиатр?.. От длительных новогодних ...
есть мнение, что всему виной старые-добрые чит-борта совков, которые мы уже лицезрели на ис7 и ис3. Они там вогнуты внутрь и угол наклона от 60 до 65% на разных машинах. В итоге броня + фальшборта 30 мм - SOSNOOLEY! на схеме ис-3, но у ис-8 похожая ситуация. ...
Вот это: Геннадий Зыков. (1931—2013). "1991 год" ...
В следующую пятницу, 5 ноября, Верховная рада собирается рассмотреть в первом чтении законопроект №4188 (инициатор - "слуга народа" Олег Дунда) которым предлагается "запретить высказывания, содержащие отрицание факта военной агрессии Российской Федерации и оккупации ею части территории ...
Если бы меня попросили рассказать о погоде, то я бы просто показала эту фотокарточку. Мне кажется, что она достаточно красноречиво отображает то, что происходит за окном. Вроде бы, ...