Сусуманские истории. Самолёт в доме и северная испытательная станция.
olly_ru — 12.02.2021 Ещё один рассказ из серии "есть ли жизнь за МКАДом".Спойлер. Жизнь есть везде. Даже если мы о ней ничего не знаем.
Многие ли из вас знают о городе Сусуман? Подозреваю, что немногие.
Я и сама ещё несколько месяцев назад ничего не слышала про город Сусуман. До недавнего времени для меня это была лишь одна из точек на нашем маршруте по Колыме.
Но путешествия тем и хороши, что названия и точки на карте вдруг становятся осязаемыми. Наполняются картинками и смыслом.
Конечно, я бы вполне могла прожить и дальше, не зная, где этот Сусуман находится. Впрочем, я могла бы прожить и без путешествия по Колыме. Да вообще многие люди прекрасно живут не отъезжая от своего места жительства больше чем на пару сотен километров.
Возможно, я бы тоже так могла. Но это была бы не я.
Меня же жизнь вечно заносит в какие-то отдалённые точки глобуса.
Ну а раз уж занесла, давайте я расскажу, что там есть.
Чем же знаменит, пусть даже среди очень узкого круга, Сусуман?
Сусуманзолото - как не сложно догадаться из названия, находящаяся в Сусумане - самая крупная золотодобывающая компания Магаданской области.
Здесь провёл детство со своими родителями Ефим Шифрин.
В Сусуманском районе нашли знаменитого мамонтёнка Диму.
Про Сусуман Александр Розенбаум написал песню "Сусуманская лирическая".
Здесь с 1982 по 2004 год работала Северная Автомобильная Испытательная станция, где проходили испытания на морозоустойчивость все автомобили, выпускаемые в СССР.
И здесь есть, возможно, единственный в мире дом, из которого можно выйти в кабину настоящего самолёта.
1.
Но давайте начнём всё-таки с Северной Испытательной станции.
Вернее, с её гаража. Тем более, что многие задают вопрос, где ночевали наши машины? Понятно, что при морозах в -50 градусов вопрос этот не праздный. Особенно, если хочешь, чтобы с утра твоя машина завелась и поехала.
Ответ напрашивается как бы сам собой - хочешь куда-то ехать с утра, оставляй машину в тёплом гараже.
Нет, конечно есть ещё один вариант - можно оставить машину на ночь на улице и не глушить. Пусть стоит работает, пока вы отдыхаете.
Так себе вариант. Как минимум не очень справедливый по отношению к машине. К этому можно добавить затраты на топливо и тот прискорбный факт, что утром садиться вам придётся в очень холодную машину.
С тёплыми гаражами, несмотря на всю очевидность этого варианта, не всё так просто. Планируя маршрут зимой по Колыме, лучше заранее проработать этот вопрос. Найти контакты гаражей, договориться. Правда, никакой гарантии, что для вашей машины найдётся место (особенно, если машин несколько) нет. Но по крайней мере вас будет греть мысль, что вы старались. Хоть что-то в -50 вас будет греть кроме тёплой одежды и батареи в гостинице.
В Сусумане поставить машину в тёплый гараж немного проще, чем в других местах. Хотя бы потому, что гараж там очень большой. И это как раз гараж Северной испытательной станции.
Воспользовавшись служебным положением, пока основная часть нашей команды только готовилась покинуть тёплые номера гостиницы, я поехала с водителями в гараж. Надо же посмотреть, как там всё устроено. И что осталось от испытательной станции. Прикоснуться, так сказать, к истории.
2.
Пока наши водители были заняты делом - проверяли наши машины, готовили их к новым подвигам, я слонялась по гаражу, фотографируя всё подряд. Вдруг кому-то кроме меня это ещё будет интересно.
3.
4.
5.
6.
Машинам в здешних условиях работать непросто. Поэтому чтобы как-то им помочь, их утепляют.
Смотрите, какая симпатичная мордочка автобуса в маске. Маски - тренд двадцать первого века.
7.
Про наши машины я уже рассказывала, как они были подготовлены к перегонам в экстремальных условиях. Но на всякий случай покажу ещё раз.
Маска на морду, тёплое одеяло на мотор и специальное масло - вот наше тайное оружие против холодов.
8.
Большие машины берут с собой в дорогу вот такие симпатичные брутальные цепи.
9.
10.
Но без поломок и происшествий не обходится.
Видимо, в память о них - вот такая небольшая "выставка" дорожных потерь.
11.
12.
А что же с самой станцией?
Увы-увы. К сожалению, она давно уже прекратила свою работу. И сейчас о былой мощи и славе напоминают лишь старые фотографии на проходной.
13.
Как написано в статье на сайте МагаданМедиа:
В процессе создания новых и модернизации серийного автомобильного подвижного состава большой объем занимают испытания. Тесты агрегатов для автомобилей северного исполнения проводились обычно на заводах в специальных холодильных камерах, что было недостаточно для их полной и комплексной оценки.
Необходима была проверка автомобиля при одновременном воздействии таких климатических факторов, как: низкие температуры окружающего воздуха, снежная пыль, высокая относительная влажность воздуха, ветер, атмосферное давление, солнечная радиация, полярная ночь и другие. Подобные условия невозможно было создать искусственным образом, поэтому автопромышленники организовывали разовые выезды на территорию Магаданской области и Якутии, где зимой температура воздуха часто опускается ниже -60 градусов. Однако комплексного изучения работы автомобилей в критических условиях провести не получалось и 14 июля 1971 года было предусмотрено создание на Севере СССР постоянно действующей северной автомобильной испытательной станции. Постройка предприятия заняла более 10 лет
Все автомобили, выпускаемые в СССР проходили испытания на станции.
Испытывали как автомобили целиком, так и отдельные узлы.
Кроме советских автомобилей здесь же проводили испытания Porsche, Pegeout, Fiat.
14.
15.
Сама я далека от автомобильной тематике. Приблизительно также далека, как от Земли до соседней галактики. Или даже чуть дальше.
Поэтому для меня - это лишь история про ещё одни осколки былого величия.
А вот Саша, с которым мы ехали из Якутска в Магадан - человек, родившийся с рулём в руках и скромно называющий себя теперь "главным водителем Арктики", с восторгом рассказывал, что он помнит эти фотографии ещё по жутко популярному тогда журналу "За рулём".
16.
17.
Но от дел давно минувших давайте перейдём к более свежим и оптимистичным историям.
Например, к самолёту в доме.
В 1984 году пассажирский самолёт ИЛ 18 был списан по старости и подлежал уничтожению.
Так бы его и разделали на кусочки, но ему была уготована другая судьба.
Директору сусуманской станции юных техников, человеку влюблённому в авиацию, Александру Смирнову пришла в голову очень необычная идея - сделать из отработавшего самолёта учебный класс.
Несколько лет ушло на то, чтобы эта идея, которая изначально казалась всем абсолютно невозможной, стала реальностью.
Переднюю часть самолёта доставили в Сусуман и пристыковали к зданию.
С тех пор там расположился учебный класс, где юные авиамоделисты мастерят свои летающие аппараты.
Правда, посмотреть на учебный класс изнутри, нам не удалось. Каникулы, карантин, раннее утро - можно выбрать любую причину из ряда перечисленных.
18.
И прежде чем мы покинем город Сусуман, остановимся у ещё одной достопримечательности.
Автомобиль Татра.
19.
Эти машины славно поработали на дорогах Колымы. И хоть говорили, что в здешних условиях они достаточно быстро разваливаются, видимо это не совсем так.
Этот автомобиль проработал 25 лет. За что и был удостоен чести - стать памятником. Кажется, единственным памятником, установленным иностранному автомобилю в нашей стране.
20.
Ну, а нам пора садиться в наши машинки - не такие прославленные как Татра, но тоже вполне себе подходящие под местные условия.
21.
|
</> |