Суррогатное материнство в Ветхом Завете
diak-kuraev — 10.01.2014 Сторонники «суррогатного материнства» утверждают, что эта биотехнология имеет аналог в священной библейской истории.По их мнению, именно таковы были отношения Аврама с Сарой и Агарью (Быт. 16) и Иакова со своими женами Рахилью и Лией и их служанками Валлой и Зелфой (Быт. 30).
Прежде всего таких толкователей надо предостеречь от вкусового отношения к текстам Ветхозаветного Священного Писания. Им по душе такое поведение этих героев книги Бытия. Но иные читатели, вдохновленные столь буквальным переносом парадигм из древности в современность, могут предложить актуализировать иные эпизоды ветхозаветной истории и законодательства – например, народный самосуд с казнью за прелюбодеяние, гомосексуализм, колдовство, аборты (Левит, 20).
Не все практики и нормы Ветхого завета, тем более те, что предшествуют даже появлению законодательства Моисеева (а именно их и описывает книга Бытия) обладают непреходящим значением.
Описанная в книге Бытия архаичная практика рождения служанками детей от их хозяина для их хозяйки не повторяется нигде на дальнейших страницах библейской истории. Отдают ли себе отчет такие «подражатели» Библии, что в качестве примера они избирают события, относящиеся к 17 столетию до нашей эры?
Данные эпизоды прежде всего предлагают модель неравноправно-полигамной семьи: у одного мужа несколько жен, причем с заведомо разными правами (собственно жена и рабыня).
Сходство этих отношений с СМ весьма натянуто:
1. Никому из библейских персонажей не делали ЭКО.
2. Никто из положительных героев Библии не отрекался от своего ребенка и не продавал его.
3. Связь детей и их матерей не разрывалась. Нигде в Писании не видно, чтобы женщины-заказчицы впоследствии и в самом деле считали детей, рожденных их служанками, своими. Дети, рожденные служанками пусть и по просьбе хозяек, во всем дальнейшем повествовании именуются детьми именно своих матерей: «Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего» (Быт. 37,2). «Это сыны Зелфы; она родила их Иакову шестнадцать душ… Это сыны Валлы, она родила их Иакову всего семь душ» (Быт. 46 18-25). «Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил» (Быт. 16,15); «Сарра сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее» (Быт. 21,10).
И, когечно, не надо путать усыновление чужого ребенка и суррогатное материнство. Нет греха в том, чтобы две женщины по взаимной договоренности считали одного и того же ребенка своим и равно по матерински относились к нему. Грех состоит в отлучении выносившей и родившей женщины от ее ребенка. Ничего подобного упомянутые библейские истории не описывают.
Кроме того, сторонники суррогатного материнства в своих псевдо-богословских упражнениях уверяют, будто всякое репродуктивное событие есть проявление прямого благословения Божия. Это не так. Есть люди, рожденные в результате изнасилования. Конечно, и такие дети дороги Богу. Но то изнасилование, которое дало начало их жизни, было бы некорректно расценивать как «Божие благословение», а насильника воспринимать как исполнителя воли Бога. Православное богословие в таких случаях различает волю Бога (которая всегда блага и свята) и попущение Божие, то есть ситуацию, когда действие злой человеческой воли не пресекается Богом, но терпится Им (см. Климент Алекс. Строматы кн. 4,12,36-38).
|
</> |