Сухой Суперджет: испытания по программе "шимми"

топ 100 блогов engineering_ru11.11.2014 Пишет Сухой Суперджет: испытания по программе шимми r_fardeev:

Завершились испытания опытного самолета SSJ100 LR 97006 по программе "шимми" (2013). Сухой Суперджет: испытания по программе шимми
Шимми — автоколебания колёс шасси самолета, возникающие вследствие неустойчивости процесса их прямолинейного качения. Явление проявляется как интенсивные поперечные колебания колёс шасси при движении самолета по земле с относительно высокой скоростью. Частота колебаний зависит от параметров опоры шасси и может составлять 5—25 Гц.

При шимми колёса совершают угловые колебания относительно оси, перпендикулярной плоскости земли, сочетаемые с колебаниями той же частоты в поперечном направлении. Данное явление возникает под действием поперечных сил со стороны земли на шину катящегося колеса при его колебаниях. Явление шимми очень опасно, так как может привести к разрушению стойки шасси и как следствие всего самолета.
Таким образом, для натурных испытаний необходимо создать поперечную силу на стойку шасси в процессе пробежки самолета по ВПП. Для этого на ВПП закрепляется специальная металлическая плита. Мы ее называем «доска шимми». Она имеет строго определенные и утвержденные органами сертификации размеры.
Сухой Суперджет: испытания по программе шимми
Доска крепится к покрытию ВПП под углом 45 к ее оси. Затем ее покрывают обычным мелом. После пробежки по следам на меле определяется точность попадания колесами на доску. При большой скорости наехать правильно на маленькую доску большим самолетом сложно. Особенно основной опорой шасси, которая далеко позади и сбоку от летчика. Поэтому бывает и незачет.
Сухой Суперджет: испытания по программе шимми
При наезде на такое препятствие на стойку шасси начинают действовать требуемые поперечные силы и возникают колебания стойки. Все эти силы и колебания измеряются средствами бортовых измерений (СБИ) которыми напичканы, как стойки, так и весь самолет. Благодаря этому есть возможность определить не только параметры колебаний стоек шасси, но и то, как эти колебания передаются на сам планер и какие нагрузки возникают в каждом элементе его конструкции.
Основная стойка шасси самолета оборудована демпфером шимми, а также различными средствами измерений.

Сухой Суперджет: испытания по программе шимми

Для испытаний с одной стойки шасси демпфер шимми был демонтирован и при пробежках самолет наезжал на доску левой и правой стойками шасси. В остальном стойки абсолютно идентичны. Включая уровни заправки азотом амортизаторов и пневматиков колес. Все было проверено непосредственно перед испытаниями. Таким образом, можно определить эффективность демпфера шимми и последствия его отказа

Хочется отметить, что для проверки давления в пневматиках колес, на SSJ 100 устанавливаются вот такие указатели давления в пневматиках.

Сухой Суперджет: испытания по программе шимми


С ними нет необходимости в переносном манометре. Здорово экономят время при обслуживании. Устанавливаются опционально. В процессе опытной технической эксплуатации мы выясняли, что эти указатели особенно актуальны при низких температурах. Замеры различных давлений вручную на сильном морозе малоприятны и занимают много времени. Счастье для любого техника, когда весь самолет оборудован визуальной индикацией - много работать не надо ТО выполняется быстрее…:)

Давление азота в амортизаторах можно быстро проверить при помощи линейки по специальной таблице. Таблицы нанесены на каждую стойку шасси

Сухой Суперджет: испытания по программе шимми

Также наезды на препятствие совершались и передней опорой шасси. Причем как с включенной системой поворота передних колес, так и с выключенной.

Испытания проводились совместно со специалистами из ЦАГИ. Много чего интересного они рассказывали. Постараюсь обобщить и рассказать доступным языком о целях и задачах подобного эксперимента, который является наиболее правильным, так как выполняется в процессе летных испытаний на настоящем самолете. Подобным испытаниям подвергалась и «единичка» (97001) перед своим первым полетом.
В общем, и в целом в ходе таких натурных испытаний возможно:
- Определить параметры колебаний опор шасси самолета при наезде на препятствие на различных скоростях. В нашем случае колебания являются затухающими, т.е. явления шимми не наблюдается. Причем, как с демпфером шимми, так и без него. Следовательно, отказ демпфера шимми на безопасность не влияет.
- Определить коэффициенты затухания колебаний стоек шасси. Наличие демпфера увеличивает данные коэффициенты. Т.е. увеличивается «запас по шимми», а также снижаются нагрузки на стойки шасси и самолет в целом.
- Определить нагрузки на стойки шасси, возникающие при колебаниях, а также нагрузки, передаваемые на планер самолета.

Вот как-то так.

Программа испытаний по шимми завершена - результаты положительные.

См.также:
SSJ 100. Проверка аварийных трапов
Тестер воздушных сигналов

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
9 июня 2011 г. 19:37 Ху борец с коррупцией? Г-н президент, читали ль вы в среду нашу заметку с полуприличным названием “А ху-ху не хо-хо?” — про вашу любимую научно-теоретическую борьбу с коррупцией? Формально бессмысленный заголовок означает ...
*поправка: как многое в этом мире, этот текст путешествует по интернетам как предсмертное письмо Маркеса, но есть информация, что писатель этого текста не писал. Что однако не отменяет того факта, что текст пробирает до глубины души* Впервые ...
У меня есть два брата. Одному 10, другому 8. Первый вроде как уже взрослый, любит читать разные детские детективные истории. А второй во втором классе, и я вообще без понятия, что там читают) Так что его надо бы заинтересовать этим делом.  ...
Чем хорошо сообщество - так это возможностью использовать не только свой собственный опыт, но и опыт других людей, учиться на чужих ошибках, перенимать и применять к себе чьи-то находки. С момента, когда было объявлено о переносе контента блогов в Мой Мир, прошло две недели. Кто-то не ...
Итак, первый брак, заключенный дистанционно, с трансляцией в режиме реального времени, по итогам знакомства в социальной сети, - это брак Сары Ортен из Питтсбурга и Томаса Уэлша из Цинцинатти, познакомившихся в телеграфном «чате» (популярное развлечение тех лет) в 1883 году. Приглашение на ...