Страсти по Диору в костюмах сериала "Оттепель" (2013)

топ 100 блогов selyanka130.04.2021 Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) _900 x 500.jpg

В 2013 году на экраны вышел 12-серийный телесериал "Оттепель" о советской кинематографической богеме 60-х.

Предлагаю  вашему вниманию интервью художника по костюмам сериала Владимира Купцова.

К сожалению, оригинальные фотографии к тексту нигде не сохранились, канув в Лету вместе с сайтом (текст сохранился в перепечатках, но без фотографий), поэтому картинки к тексту я подбирала сама, какие смогла найти по теме.

*******************************************************************************************************

- В сериале Санчо, ваш коллега, художник по костюмам, придумывает образы героев для фильма “Девушка и бригадир”, вдохновляясь последними коллекциями Диора. А чем вдохновлялись вы, работая над костюмами для “Оттепели”? Без Диора тут, понятно, никак. Но, наверно, было что-то еще?

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013)
Кадр из фильма. "Вдохновение от Диора"


- Изначально главным отсылом и референсом в этой работе от Валерия Петровича (Тодоровского, режиссера и автора идеи “Оттепели” — ред.) был американский сериал Mad Men (“Безумцы”).

- Вы его смотрели до того, как получили эту работу?

- Вы знаете, это первая моя работа с Тодоровским, на которой, собственно, мы с ним и познакомились. Для меня это счастливое стечение обстоятельств. Невероятно талантливый художник Александр Осипов, с которым Тодоровский сделал замечательные, на мой взгляд, картины (“Стиляги”, “Страна глухих”), был занят, и авторитетные люди порекомендовали ему меня. Для меня же Валерий Тодоровский – это что-то из области небожителей, работа с ним – это очень серьезно и ответственно. Без кокетства, но я человек довольно молодой и не настолько опытный, и, когда это предложение поступило, я немного, конечно, испугался.

Когда я получил сценарий “Оттепели” и прочитал его, я был поражен, потому что он невероятно интересный, литературный, написанный красиво, подробно, внимательно. Это, действительно, просто очень хорошая литература. Таких сценариев очень мало в современном кино. Обилие подробностей, деталей меня очень сильно удивило и порадовало.  Потом я узнал, что Валерий Петрович давно вынашивал эту идею. Собственно, он является соавтором сценария (над сериалом “Оттепель” также работали сценаристы Алена Званцова и Дмитрий Константинов – ред.). Так вот, когда мы встретились впервые, Тодоровский спросил меня: “Вы смотрели сериал Mad Men”? Я понял, что это что-то очень важное, но так получилось, что не видел его: сейчас с каждым годом появляется все больше значимых фильмов и сериалов – смотреть все практически невозможно, особенно учитывая то, что я же не сижу целыми днями дома.  Я подумал, что врать нет смысла. И честно сказал, что нет, не смотрел, но с удовольствием посмотрю. И я действительно четыре сезона посмотрел, не отрываясь.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) 1 Mad Men7.jpg
В основе сюжета Mad Men, разворачивающегося в 1960-е годы, работа вымышленного рекламного агентства "Стерлинг-Купер", расположенного на престижной Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. В центре повествования жизнь его креативного директора Дона Дрейпера и его коллег. Сотрудники престижного бюро на Мэдисон Авеню в погоне за внешним блеском жизни страдают от внутренней пустоты — и сами называют себя "безумцами"

- Понравился?

- Да, понравился. Но мы сразу договорились о том, что это очень красивая история, но она абсолютно американская и к советской жизни того времени не имеет никакого отношения. Единственное, Валерий Петрович говорил о том, что ему бы хотелось, чтобы наша история звучала так же. То есть не делать “Оттепель” копией Mad Men. А равняться на него по настроению, по изображению, по стильности. И сразу договорились о том, что мы не делаем документальность в сериале. Мы очень внимательно относимся к тому, что было на самом деле, но делаем чуть красивее, чуть-чуть отрываем от реальности. Не стилизуем, как, например, в “Стилягах”, — там стилизация в чистом виде: оправданная, интересная, яркая. Но там и жанр другой, там мюзикл.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) 2 Capture.PNG
Модели в платьях Dior в советской Москве 1959 год. Кадр из фильма. Марьяна Пичугина (актриса Анна Чиповская) в платье с тюльпанами

- Все время казалось, что в таких платьях, как у Марьяны в “Оттепели”, девушки, наверно, по улицам все-таки не ходили. Иначе реакция на них была бы, как на одетых в Dior моделей, которые в 1959-м прогуливались по Москве.

- Нет, ведь изначально в фильме речь идет о людях из другой среды. Это…

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) 4 videoPreviewmm.jpg
Кадр из фильма

- Богема.

- Богема, абсолютно верно. Имеющая возможность доставать что-то, ездить заграницу.

4 Анна Чиповская и Виктор Хориняк в фильме Оттепель.jpg
Кадр из фильма.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) ___12868575.jpg
Кадр из фильма.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) ___49NeRlSbF5MDuH.jpg
Кадр из фильма.

- А все вопросы в отношении платьев Марьяны вообще легко снимаются: ее брат Санчa – модельер.

- Кстати, да. Так что тут особо и не врали. Мы не снимали кино про рабочего на заводе или ткачиху на фабрике. Ничего против них не имею, но история про других людей, про другой срез общества, который немного по-другому выглядел. Конечно, хотелось сделать красивее, интереснее, чем было, но я себя все время останавливал.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) i (1)mmmm.jpg
Кадр из фильма. Санча-модельер, он же портной Александр

- Дело же еще и в том, что представление зрителя о стиле 60-х сформировано не только и не столько фотографиями из бабушкиного альбома, сколько фильмами и журнальными фотосессиями, пересказывающими то славное время. И следовать исключительно правде жизни, возможно, не стоило, чтобы не лишать зрителя радости узнавания.

- То, что мы показали, — это тоже все было. Просто, может, мы дали это концентрированно. В фильме есть и люди в костюмах 50-х годов – все старшее поколение: мосфильмовские бюрократы, люди из прокуратуры.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) ___getImage (1).jpg
"Старшее поколение". Кадр из фильма.

- И рядом с ними – Егор Мячин, такой хипстер.

- Да, вот таким он получился. Ну, тут заслуга Саши Яценко – он потрясающий актер. Вообще, про актеров отдельный разговор: большего счастья в моей жизни не было. Такое количество красивых, талантливых, умных, интересных актеров разных поколений у меня не было и вряд ли будет в одном проекте. Это что-то невероятное.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) 5 Capture.PNG
Режиссёр-стажёр Егор  Мячин (актер Александр Яценко) в "хипстерской" одежде 60-х в клеточку и полосочку


- А кто из знаменитостей, живших тогда, помогал вам воссоздавать 60-е своим стильным примером? Были же и раньше иконы стиля.

- Когда я изучал материалы, приступая к работе над “Оттепелью”, больше всего меня потрясла, конечно, Марианна Вертинская. Как и ее сестра Анастасия. Невероятные красавицы. Плюс Валерий Петрович кое-что мне рассказал – какие-то реальные вещи, связанные, например, с Марианной. Это невероятно интересно: они необыкновенно красивые, интеллигентные, умные, ну, и тогда – молодые.

- Едва в эфире появились первые серии “Оттепели”, зрители принялись ломать голову: кто же прототипы главных героев сериала? Многим показалось, что прототип Инги Хрусталевой – Людмила Гурченко: красивая, модная, да еще и с получением ролей имела большие трудности. Но иконой стиля Гурченко, кажется, стала не в 60-х, а позже, хоть в 1956-м в «Карнавальной ночи» и продемонстрировала New Look, идеально сочетающийся с ее легендарной талией.  Вы подразумевали и ее тоже – ее наряды, ее стиль?

- Безусловно. В одну из первых встреч с Тодоровским я называл ему имена разных актеров, высказывая свои предположения о том, на каких реальных актеров похожи персонажи сценария. Он улыбнулся и сказал: «Володя, вы не так далеки от истины, но мы не делаем прямых прототипов в «Оттепели»». У каждого персонажа есть реальные прототипы – актеры, режиссеры, операторы, но это собирательные образы. На мой взгляд, история потому и получилась убедительной, что она к реальной жизни имеет больше отношения, чем копания во внешнем виде. История ведь не про то, какие юбки тогда носили на самом деле. Это история про отношения, про дружбу, про жизнь, любовь, трагедия, драмы – про нечто большее.

- И вас, и нас от 60-х отделяет полвека. Наверняка за это время сложились какие-то мифы вокруг моды того времени. Тонкие талии, пышные юбки и прочие прелести New Look – про это будто бы все знают. Но, может, изучая историю в процессе работы, вы сделали для себя какие-то открытия относительно моды 60-х? Или обнаружили несоответствия в общепринятых представлениях о стиле 60-х с реальными фактами?

- Никаких особых открытий. Я никогда прежде е работал с этим временем и в таком объеме я не копал, как пришлось для “Оттепели”. Единственное удивление связано с нижним бельем.

- Очень интересно! Ведь 60-е – это особый женский силуэт, для создания которого нужны не только правильные платья, но и правильное белье. И белье на экране нередко возникает. Его вы тоже придумывали? Или это что-то стилизованное под 60-е из современных коллекций? Ведь сшить белье не так просто – это технологии.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) 6 3d9b39119a.jpg
Реклама нижнего белья в 1960-е годы

- Высокие, я бы сказал! Владимир Гудилин, наш художник-постановщик, принес показать Валерию Петровичу старые журналы – даже отдельные страницы из журнала на немецком языке. Я их увидел и попросил в качестве некой информационной базы. Сразу видно, что журнал этот по стилю отличается от американских или французских – он более сдержанный, более консервативный. И он, на мой взгляд, намного ближе к тому, что было у нас тогда. И там мне попалось огромное количество информации по поводу нижнего белья. Во-первых, в сценарии было написано, что будут некие сцены с обнажением. Плюс я догадывался, что фигуру женщины 60-х формирует в том числе и нижнее белье. Современная фигура и так отличается довольно заметно от фигур того времени.

- Теперь изгибы не так сильно выражены?

- Да.

- “В природе” фигур типа «песочные» часы стало меньше?

- Меньше. Это я вам как художник по костюмам говорю, который сталкивается с фигурами огромного количество людей.  Сейчас больше свободы – в том числе, в одежде и в теле. Так вот, там в журналах совершенно потрясающее было белье. Я подумал, что было бы здорово его сделать и показать. Но я понимал, что это задача практически непосильная: дорого и есть реальный риск облажаться. И вот я пришел в магазин, который торгует интересными тканями. А у них там всегда был такой уголочек уютный с антиквариатом. Я спросил: нет ли у них случайно чего-нибудь, относящегося к началу 60-х годов ХХ века. Они сказали: есть потрясающее белье. И, собственно, все белье, которое вы видите в «Оттепели», — это белье, привезенное хозяйкой этого магазина из Парижа, и оно абсолютно аутентичное. Плюс у меня был кураж, мне очень захотелось это сделать – и мы шили образцы советского белья на массовку.

- Да уж, современным бюстгальтерам не под силу изобразить конусообразную грудь из 60-х.

- Вы уловили мою мысль.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013)
Кадр из фильма. "Конусообразная" грудь из 60-х


- Это очень круто, когда в сериале художник по костюмам озабочен даже бельем для массовки! Корсет из вступительных титров – тоже из Франции?

- Да-да. И на показе мод, когда за кулисами девочки переодеваются. Валерий Петрович хотел, чтобы в этой сцене часть девушек было недоодета, и спросил с опаской об этом – в том смысле, смогу ли я это адекватно обеспечить. Я ему сказал: а вот такой сюрприз – настоящее белье 60-х годов. Он обрадовался и сказал, что это надо показывать обязательно.

Страсти по Диору в костюмах сериала Оттепель (2013) 9 Capture.PNG
Винтажное нижнее белье в сериале «Оттепель».

- А обувь – откуда она?

- Обувь мы брали на “Мосфильме”: она неплохо сохранилась, так как фильмов об этом времени снималось немного. Так что процентов 90 обуви, которую носят герои “Оттепели”, на “Мосфильме” носили в 60-х. Плюс мы шили обувь – в Минске (часть съемок проходила в Беларуси) и в Питере. В Питере получалась обувь лучше, потому что там были колодки из 60-х.

Отсюда



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С появлением в моей жизни Макса мы стали с его подачи практиковать семейные ужины. Раньше у нас такой традиции не было, каждый в семье питался, как придется, за исключением праздничных застолий. А вот сейчас мы втроем собираемся за столом на кухне и ведем всякие неспешные беседы. Даньке ...
Добрый вечер! Нашему котику нездоровится Хаммер второй день лежит, не играет, не отзывается, плохо ест, а сейчас стало еще хуже - он очень вялый, горячий, свалявшийся, прищуренный и грустный, ходит мало и потихоньку, дышит тяжело, кушать из миски не ...
Видно, что человек прямо вот от сердца оторвал... ...
Личный состав 201-й военной базы, дислоцированной в Республике Таджикистан, полностью переоделся в облегченную полевую военную форму одежды, специально разработанную для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих ...
Это синонимы домашнего насилия в России и причина смерти тысяч женщин. «Новая» поговорила с авторами революционного исследования проблемы. Минимум две трети женщин, дела об убийстве которых российские суды рассматривали в 2018 году, стали жертвами домашнего насилия — к такому ...