Столетние юбилеи
evfimi — 19.05.2025
15 мая
Явитесь в солдатских своих сапогах,
Истоптанных в дни наступлений,
В нагрудных нашивках – как будто в следах
Тяжёлых и лёгких ранений.
За вами сгоревших лесов седина
И вспышки орудий во мраке.
За вами труднейшая в мире война –
Атаки, атаки, атаки.
Вы шли, шли навстречу славе,
Свой долг выполнив сполна.
С тех пор мы забыть не вправе
Ваш путь, ваши имена.
Эта песня написанная Вениамином Баснером на стихи Михаила Матусовского прозвучала в фильме «Фронт без флангов», который снял режиссёр Игорь Гостев. У этого фильма недавно был юбилей – 50 лет со дня премьеры – 28 апреля 1975 года, в канун 30-летия Победы.
По признанию режиссёра Игоря Ароновича, это должен был быть один фильм, но история и герои так полюбились зрителям, что пришлось снимать целую трилогию, съёмки которой заняли девять лет. А мы увидели продолжение жизненного пути бывшего директора школы, майора Млынского (в исполнении Вячеслава Тихонова) по военным дорогам страны: «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981).


*****
Владимир Иванович Фёдоров – один из поэтов фронтовой плеяды, которой поэтические крылья дала война, ставшая определяющей вехой в жизни целого поколения. Благодаря природному таланту и трудолюбию, он стал ярким представителем поколения поэтов-фронтовиков, а война помогла ему глубже познать жизнь, определила его мироощущение и нравственные принципы.
«Перелистывая свои фронтовые блокноты, я вспоминаю белую ночь перед форсированием студёной Свири, обгорелые чужие танки у степного озера Балатон, прозелень Венского леса в чёрном дыму и майскую радугу, расцветшую над весенней землей братьев славян.
Стремительной победной весной сорок пятого года мои первые стихи, присланные из-за Дуная, напечатал журнал «Советский воин». К тому, чтобы я всерьёз стал писать, приложил свою щедрую руку Михаил Исаковский, отобравший из фронтовой тетрадки цикл лирических стихотворений и опубликовавший его со своим предисловием в дни работы первого совещания молодых писателей. Этого душевного поэта и ещё колючего драматурга Бориса Ромашова я считаю своими учителями.
Первой моей прозаической вещью была повесть в новеллах "Сумка, полная сердец"(1961), которую я вначале пытался писать стихами».
По этой повести в 1964 году был снят одноимённый фильм. Съёмки велись в Шебекинском районе. В кинофильме впервые прозвучала ставшая впоследствии популярной песня на стихи B. Фёдорова "Калина во ржи" в исполнении Людмилы Зыкиной.
Перу Владимира Фёдорова принадлежит более шестидесяти книг поэзии и прозы, более ста песен. Важное место в творчестве писателя-фронтовика занимает тема войны, которой посвящены роман в повестях «Вечный огонь», сборники «Клятва моего сердца», «Сирень сорок пятого» и др.
*****
"Добрых счастье любит больше, чем злых". Людмила Касаткина
«Быть полезным – вот счастье, вот потребность души. Так воспитали меня родители, рабочие люди».
Как птица далёких странствий,
Что послана Богом нам,
Вся словно клинок испанский,
Отточеный по краям...
Галина Гонтарева
«Эпоха Людмилы Ивановны Касаткиной особая и в кино, и в театре. Она блистала на съёмочной площадке – её имя олицетворяется с целой кинематографической эпохой. Но в приоритете у неё всегда был театр – у неё более 60-ти ярких сценических образов, которые не оставляли равнодушными зрителя». Карен Шахназаров
Почему-то впервые Касаткина запечатлелась в моей детской памяти своей ролью в телефильме «Вызываем огонь на себя», это потом как-то мимоходом прошёл фильм «Укротительница тигров». И снова неподражаемая, пронзительная в фильмах «Помни имя своё» и «Мать Мария». Все остальные фильмы с её участием – дань многранному таланту. Но эти три картины главные в творчестве Людмилы Ивановны. Она принадлежит к поколению, чьё детство столкнулось с войной. Война осталась в памяти. На всю жизнь.
*****
Мы жили с музыкой Эшпая
Мы жили с музыкой Эшпая,
И были счастливы вполне.
Реально,
Вовсе не играя.
Мир, узнавая в ширине,
Во всех её глубинах, далях,
Неся в себе свою мечту,
Одно лишь только сознавая,
Что выбрали дорогу ту…
Станислав Прохоренко
Андрей Яковлевич Эшпай – человек-эпоха.
Долгий жизненный путь Андрея Эшпая – это и война, на которую он попал в 1944-м. День Победы, 9 мая 1945, встретил в Берлине, а через шесть дней, 15-го, там же отметил 20-летие.
«На войне главное правило – не показывай страх. Не беги. Спрячешься за угол – пуля-дура достанет… Два моих друга, Володя Никитинский и Гена Новиков, погибли в последние дни, в последние часы войны. Я остался живой, а Валечка, мой старший брат, погиб в первые дни войны».
Годы учёбы в Московской консерватории, где его педагогами были великие музыканты: Мясковский, Софроницкий, Хачатурян…
Более полувека плодотворной творческой деятельности, десятки замечательных сочинений – балеты, симфонии, концерты почти для всех инструментов симфонического оркестра, камерных инструментальных и вокальных сочинений.
Его музыка в любом жанре, будь это песня, симфония, вокально-симфоническое сочинение, балет, мелодически яркая. Причём эта мелодика всегда свежая, с изюминкой.
«Я убеждён, что великая музыка идёт от сердца. Музыка, написанная только путём приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана. Что говорил Гёте? "Самое простое, великое и загадочное чудо, посланное нам Богом, — музыка" А музыка не умрёт никогда».
*****
18 мая
Народный художник СССР Пётр Оссовский – один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве 60-х годов.
Одной из ключевых работ, определивших развитие стиля стала картина художника «Три поколения», написанная им в 1959 году. Позже Пётр Павлович писал солнечную Гавану и блёклую итальянскую зиму, но особое место в его творчестве всегда занимала русская тема: пейзажи, портреты и просто зарисовки из жизни.
Да и сам художник был суров с виду.
Художник много путешествовал. Побывал в Италии, Великобритании, Мексике, на Кубе и многих других зарубежных странах. Все они нашли отражение в творчестве Петра Павловича. Но особую любовь он испытывал к Псковской земле, где черпал вдохновение и прожил более сорока лет.
«Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры».
Очень значимым для Оссовского стал «Псковский цикл». Мастер посвятил ему около 50 лет: писал исторические композиции, уникальную сохранившуюся архитектуру, овеянную дыханием прошлого, много внимания уделял пушкинским местам. О своей любви к Псковской земле художник говорил так:
«Найдя свой Дом, свою духовную Родину на Псковщине, я трудился денно и нощно, стараясь выразить свое глубокое уважение и любовь к нему. Столь серьезный творческий труд дарил мне бесконечные сомнения, и маленькие радости успеха, делающими меня уверенным в своих силах. Я принял с благодарностью то, что определила мне судьба и моим ответом на ее благосклонность стали картины, портреты и пейзажи о людях этой земли, о вдохновенных пушкинских мечтах, о некогда могучем городе-воине Пскове…».
Работа на земле Пскова вдохновляет Петра Оссовского на обращение к ещё одной сложной и интересной теме. Дружба с С. С. Гейченко, главным хранителем Пушкинского музея-заповедника, побудила художника к созданию в 1980-1984 гг. триптиха «Пушкинская элегия». Это взгляд на творчество и личность поэта, понимание его художником XX века. Вместе с триптихом художник пишет профильный портрет А. С. Пушкина (1982).
Про себя Пётр Павлович говорил: «Я человек державный!»
В 1980-х годах Оссовским была создана знаменитая «КРЕМЛЕАДА» - цикл картин, запечатлевших Московский Кремль монументально и патетично.
«Я единственный, кто в 1980-е годы писал Кремль. Диссиденты тут же стали говорить, что я проправительственный художник».
«Всю жизнь ищу своё истинное место…Оказывается, я самый музейный художник моего поколения – можно в книгу рекордов записывать. В любом большом городе России зайдите в музей и спросите картину Оссовского…Они могут не висеть на стенах, но в запасниках обязательно будут – говорю так, потому что знаю, где находятся мои работы, проверяю по каталогу».
*****
20 мая
Справедливо считается, что судьбы государства в XX веке определяли инженеры и конструкторы. Созданные ими корабли и поезда, самолёты и танки, конвейеры и электростанции давали стране возможность побеждать и развиваться.
Профессор А.А. Рихтер, известный своими работами в области авиационного стрелкового оружия когда-то написал: «Конструирование технических систем требует технического мастерства, но это не просто наука. Оно требует творческого воображения и хорошего эстетического вкуса, но это не совсем искусство. Оно нуждается и в высоко развитой интуиции, но это не только способность предчувствия. Оно безплодно без изобразительности, но это не просто дар выдумки. Оно предполагает знание жизни, но это далеко не только опытность. Если хотите, техническое творчество является чудесным сплавом всех названных и многих других человеческих способностей».
Требует эта профессия многого, а потому вершин её достигают единицы.
Среди них отец и сын Туполевы: Андрей Николаевич и Алексей Андреевич.
Сын гениального авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, Алексей Андреевич не просто продолжил дело отца, но и вывел советское самолетостроение на новые высоты.
Алексей Андреевич принимал участие в создании многих самолётов марки «Ту» и их модификаций.
Мне не раз доводилось летать на Ту-134, у которого было много прозвищ. В кодировке НАТО он обозначен как «Дерзкий». Есть более грозное наименование, данное лётчиками — «Дьявол небес». В простонародье же Ту-134 называли «Свисток» — за характерный высокий звук двигателя. Самолёт оказался чрезвычайно удачным. Интерес к Ту-134 проявили иностранные авиакомпании, которые охотно покупали советскую машину.
Вот ещё один проект закончен,
Зеленый карандаш в руке.
Не верится, но всё же,
В небе стрела уже...
Взлётные огни аэропорта,
Лётчик-испытатель ждёт у трапа...
Туполев машет ему рукой,
Будь осторожен с ласточкой...

В первой половине 1957 года в ОКБ Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было поручено Алексею Андреевичу. Перед новым структурным подразделением стояла ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как Ту-121.
«Преодолев многочисленные трудности в процессе проектирования, а также благодаря слаженным действиям специального испытательного подразделения через год после получения задания успешно завершились заводские испытания нового комплекса дальней беспилотной разведки». Из книги «Туполев: Полёт в будущее»
Работы отдела Алексея Туполева стали важным этапом на пути к созданию более совершенных беспилотников, заложив основы советской разведывательной авиации.
«Авиация — это таран, проламывающий стену незнания для разных наук», — говорил великий советский авиаконструктор Алексей Туполев.
Лебединая песня Алексея Андреевича Туполева — его «Белый лебедь».

Ту-160 ― крупнейший и мощнейший за всю историю мировой авиации ракетоносец-бомбардировщик. Несмотря на то, что он был разработан ОКБ Туполева ещё в 1970-е годы, морально эта «воздушная машина» практически не устарела. Пилоты прозвали бомбардировщик Ту-160 «Белым лебедем», а по классификации НАТО его именуют «Blackjack» (дословно ― «дубинка»). На сегодняшний день «Белый лебедь» ― самый совершенный и лучший, по всем характеристикам, боевой самолёт в мире. Он стал самым красивым детищем холодной войны.
~~~~~~~~~~
11-ый день самоуправления и задание от Алексея — pryanik:
Опубликуйте пост, посвящённый дню рождения известного человека, празднику или другой знаменательной дате, выпадающей на 14-20 мая.
~~~~~~~~~~
Как проходит пломбирование зуба: этапы процедуры и выбор материалов
Это, вообще, законно?
Выездная торговая точка, сентябрь 1977. Сухарев Сергей Сергеевич
Не догонят
Последствия "ледяного дождя"...
9 неделя — Диета "Московская пенсия"... а цены растут...
Canyonlands Island bonus
Русский Исход, Вавилонское пленение и белые нитки
Но есть и хорошие новости

