Стенли Кубрик: интервью журналу Playboy (окончание)
pasha_popolam — 17.01.2025

PLAYBOY: Вы когда-нибудь употребляли ЛСД или другие так
называемые наркотики, расширяющие сознание?
СТЭНЛИ КУБРИК: Нет. Я считаю, что наркотики в основном более
полезны для зрителей, чем для художника. Я думаю, что иллюзия
единства со вселенной, и поглощенность значимостью каждого объекта
в вашем окружении, и всепроникающая аура мира и удовлетворенности —
не идеальное состояние для художника. Это успокаивает творческую
личность, которая процветает на конфликте, столкновении и брожении
идей. Трансцендентность художника должна быть внутри его
собственной работы; он не должен возводить никаких искусственных
барьеров между собой и движущей силой своего подсознания. Одна из
вещей, которая настроила меня против ЛСД, заключается в том, что
все люди, которых я знаю, которые его употребляют, имеют особую
неспособность различать вещи, которые действительно интересны и
стимулируют, и вещи, которые кажутся такими в состоянии всеобщего
блаженства, которое наркотик вызывает в «хорошем» трипе. Они,
кажется, полностью теряют свои критические способности и
отстраняются от некоторых из самых стимулирующих областей жизни.
Возможно, когда все прекрасно, ничто не прекрасно.

PLAYBOY: Как вы думаете, какой стадии достигнет сегодняшняя
сексуальная революция к 2001 году?
СТЭНЛИ КУБРИК:И снова, это чистая спекуляция. Возможно, будет
реакция против нынешних тенденций, и маятник качнется обратно к
своего рода неопуританству. Но более вероятно, что так называемая
сексуальная революция, повивальная таблетка, будет расширена. С
помощью наркотиков или, возможно, посредством обострения или даже
механического усиления латентных функций экстрасенсорного
восприятия, возможно, каждый партнер сможет одновременно испытывать
ощущения другого; или мы можем в конечном итоге превратиться в
полиморфные сексуальные существа, в которых мужские и женские
компоненты будут размываться, сливаться и меняться местами.
Потенциал для исследования новых областей сексуального опыта
практически безграничен.

PLAYBOY: Ввиду этих тенденций, как вы думаете, может ли
романтическая любовь стать немодной к 2001 году?
СТЭНЛИ КУБРИК: Очевидно, что людям становится все легче иметь
близкие и приносящие удовлетворение отношения вне концепции
романтической любви, которая в ее нынешнем виде является
относительно недавним приобретением, разработанным при дворе
Элеоноры Аквитанской в XII веке, но базовые любовные отношения,
даже самые навязчивые, слишком глубоко укоренились в психике
человека, чтобы не выдержать в той или иной форме. Нелегко будет
обойти наше примитивное эмоциональное программирование. У человека
по сути все тот же набор инстинктов, связывающих пары — любовь,
ревность, собственничество — запечатленный для индивидуального и
племенного выживания миллионы лет назад, и они все еще лежат
довольно близко к поверхности, даже в эти якобы просвещенные и
освобожденные времена.

ПЛЕЙБОЙ: Как вы думаете, к 2001 году институт семьи, который
некоторые социологи характеризуют как умирающий, может превратиться
во что-то совершенно отличное от того, чем он является сегодня?
СТЭНЛИ КУБРИК:Можно привести всевозможные впечатляющие
интеллектуальные аргументы против семьи как института — ее
неотъемлемого авторитаризма и т. Д.; но если разобраться, то семья
— самая примитивная, инстинктивная и жизненно важная ячейка
общества. Вы можете стоять у больничной палаты своей жены во время
родов, бормоча: «Боже мой, какая ответственность! Правильно ли
брать на себя это ужасное обязательство? Что я на самом деле здесь
делаю?»; а затем вы входите и смотрите на лицо своего ребенка, и —
бац! — древнее программирование берет верх, и ваша реакция —
удивление, радость и гордость. Это классический случай генетически
заложенных социальных моделей. В этом мире очень мало вещей,
которые имеют неоспоримую важность сами по себе и не поддаются
обсуждению или рациональному аргументу, но семья — одна из них.
Возможно, человек был слишком «освобожден» наукой и эволюционными
социальными тенденциями. Он был отстранен от религии и
приветствовал смерть своих богов; императивная лояльность старого
национального государства растворяется, и все старые социальные и
этические ценности, какими бы реакционными и узкими они ни были,
исчезают. Человек в 20 веке оказался брошенным на произвол судьбы в
лодке без руля в неизведанном море; если он собирается оставаться в
здравом уме на протяжении всего путешествия, у него должен быть
кто-то, о ком он заботится, что-то более важное, чем он сам.

PLAYBOY: Некоторые критики обнаружили не только глубокий
пессимизм, но и своего рода мизантропию во многих ваших работах.
Например, в «Докторе Стэнгелаве» один рецензент заметил, что ваше
режиссерское отношение, несмотря на антивоенное послание фильма,
казалось странно отчужденным, отстраненным и равнодушным к
уничтожению человечества, почти как если бы земля очищалась от
инфекции. Есть ли в этом хоть доля правды?
СТЭНЛИ КУБРИК: Боже мой, нет. Вы не перестаете беспокоиться о
человеке, потому что осознаете его существенные нелепости, слабости
и претензии. Для меня единственная настоящая безнравственность —
это то, что подвергает опасности вид; и единственное абсолютное зло
— то, что угрожает его уничтожению. В самом глубоком смысле я верю
в потенциал человека и в его способность к прогрессу. В
«Стрейнджлаве» я имел дело с присущей человеку иррациональностью,
которая грозит его уничтожить; эта иррациональность так же сильна с
нами сегодня, и ее нужно победить. Но признание безумия не
подразумевает его празднования — или чувства отчаяния и тщетности
относительно возможности его излечения.

ПЛЕЙБОЙ: За пять лет с момента выхода «Доктора Стрейнджлава» две
основные ядерные державы, США и СССР, достигли существенного
соглашения друг с другом. Как вы думаете, это уменьшило опасность
ядерной войны?
СТЭНЛИ КУБРИК: Нет. Если что,самоуверенная советско-американская
разрядка усиливаетсяугроза случайной войны из-за неосторожности;
это всегда было величайшей угрозой и самой трудной для преодоления.
Опасность того, что ядерное оружие может быть использовано —
возможно, второстепенной державой — так же велика, если не больше,
чем когда-либо, и действительно удивительно, что мир смог
психологически приспособиться к этому с таким небольшим видимым
нарушением.
Особенно острой является возможность начала войны в результате
внезапной непредвиденной вспышки в какой-то части мира, вызывающей
паническую реакцию и подталкивающей сбитых с толку и напуганных
людей к решениям, которые они не способны принять рационально.
Кроме того, остается серьезной угроза того, что психотическая
фигура где-то в современной командной структуре может начать войну
или, по крайней мере, ограниченный обмен ядерным оружием, который
может опустошить большие территории и вызвать бесчисленные жертвы.
Это, конечно, было темой « Доктора Стрейнджлава» ; и я не совсем
уверен, что где-то в Пентагоне или в высших эшелонах Красной армии
не существует реального прототипа генерала Джека Д.
Потрошителя.

PLAYBOY: Вы пацифист?
СТЭНЛИ КУБРИК: Я не уверен, что на самом деле означает пацифизм.
Было бы ли это актом высшей морали — подчиниться Гитлеру, чтобы
избежать войны? Я так не думаю. Но были также трагически
бессмысленные войны, такие как Первая мировая война и нынешний
беспорядок во Вьетнаме, и множество религиозных войн, которые
омрачают историю. Однако то, что делает сегодняшнюю ситуацию столь
радикально отличной от всего, что было раньше, заключается в том,
что впервые в истории у человека есть средства уничтожить весь вид
— и, возможно, также и планету. Проблема драматизации этого для
общественности заключается в том, что все это кажется таким
абстрактным и нереальным; это скорее похоже на то, как если бы вы
сказали: «Солнце умрет через миллиард лет». В качестве минимального
первого корректирующего шага требуется конкретная альтернатива
нынешнему балансу ужаса — та, которую люди смогут понять и
поддержать.

PLAYBOY:Верите ли вы, что некая форма всемогущего мирового
правительства или некая радикально новая социальная, политическая и
экономическая система могли бы разумно и дальновидно решать такие
проблемы, как ядерная война?
СТЭНЛИ КУБРИК: Что ж, ни одна из нынешних систем не работала
достаточно хорошо, но я не знаю, чем бы мы их заменили. Идея группы
философских королей, управляющих всем с благосклонным и всезнающим
патернализмом, всегда привлекательна, но где мы найдем философских
королей? И если мы их найдем, как мы обеспечим их преемников? Нет,
следует признать, что демократическое общество со всеми присущими
ему напряжениями и противоречиями, несомненно, является лучшей
системой, которую кто-либо когда-либо создавал. Я думаю, именно
Черчилль однажды заметил, что демократия — худшая социальная
система в мире, за исключением всех остальных.

PLAYBOY: Вас обвиняли в том, что в ваших фильмах вы
демонстрируете сильную враждебность к современному индустриальному
обществу демократического Запада и особую враждебность —
противоречиво смешанную с неким болезненным очарованием — к
автоматизации. Ваши критики утверждают, что это было особенно
очевидно в 2001 году , когда главный злодей фильма, компьютер Hal
9000, был в некотором смысле единственным человеком. Считаете ли
вы, что машины становятся все более похожими на людей, а люди — на
машины, и замечаете ли вы возможную борьбу за господство между
ними?
СТЭНЛИ КУБРИК: Прежде всего, я вовсе не враждебен к машинам; на
самом деле, как раз наоборот. Однако нет сомнений, что мы вступаем
в механархию, и что наши и без того сложные отношения с нашими
машинами станут еще сложнее по мере того, как машины будут
становиться все более и более разумными. В конце концов, нам
придется делить эту планету с машинами, чей интеллект и способности
намного превосходят наши собственные. Но взаимосвязь — если ею
разумно управляет человек — может оказать неизмеримо обогащающее
воздействие на общество.
Заглядывая в далекое будущее, я полагаю, не исключено, что
полуразумная субкультура роботов-компьютеров может развиться, и
однажды она решит, что человек ей больше не нужен. Вы, вероятно,
слышали историю о совершенном компьютере будущего: месяцами ученые
думали над первым вопросом, который нужно ему задать, и, наконец,
они наткнулись на правильный: «Есть ли Бог?» После мгновения
жужжания и мигания огней появляется карточка с пробитыми словами:
There Is Now. Но эта проблема далека, и я не собираюсь не спать
ночами, беспокоясь о ней: я убежден, что наши тостеры и телевизоры
полностью одомашнены, хотя я не так уверен насчет интегральных
телефонных схем, которые иногда кажутся мне обладающими собственной
зловредной жизнью.

PLAYBOY: Сможем ли мы найти какой-либо глубокий смысл или
удовлетворение, как личности или как вид, пока мы продолжаем жить
со знанием того, что вся человеческая жизнь может быть уничтожена в
любой момент ядерной катастрофой?
СТЭНЛИ КУБРИК: Мы должны, поскольку в конечном счете, может не быть
разумного способа устранить угрозу самовымирания, не изменив
человеческую природу; даже если вам удастся разоружить каждую
страну вплоть до лука и стрел, вы все равно не сможете
лоботомировать ни знание того, как создавать ядерные боеголовки, ни
извращенность, которая позволяет нам рационализировать их
использование. Учитывая эти два категорических императива в
разоруженном мире, первая страна, которая накопит хотя бы немного
оружия, будет иметь большой стимул использовать его быстро. Таким
образом, можно утверждать, что существует большая вероятность
некоторого использования ядерного оружия в полностью разоруженном
мире, хотя и меньшая вероятность глобального вымирания; в то время
как в мире, вооруженном до зубов, у вас меньше шансов на некоторое
использование — но большая вероятность вымирания, если оно будет
использовано.
Если вы попытаетесь отстраниться от земной перспективы и посмотреть
на этот трагический парадокс с отстраненностью инопланетянина, все
это будет совершенно иррационально. Теперь человек обладает силой в
один безумный, пламенный момент, как вы указываете, истребить весь
вид; наше собственное поколение может оказаться последним на Земле.
Один просчет, и все достижения истории могут исчезнуть в ядерном
грибе; один неверный шаг, и все стремления и стремления человека на
протяжении тысячелетий могут быть прекращены. Одно короткое
замыкание в компьютере, один безумец в командной структуре, и мы
можем свести на нет наследие миллиардов, которые умерли с момента
зарождения человечества, и прервать обещание миллиардов еще не
родившихся — окончательный геноцид. Какая ирония, что открытие
ядерной энергии с ее потенциалом уничтожения также представляет
собой первый шаткий шаг во вселенную, который должны сделать все
разумные миры. К сожалению, уровень детской смертности среди
зарождающихся цивилизаций в космосе может быть очень высоким. Не то
чтобы это имело значение, кроме как для нас; разрушение этой
планеты не имело бы никакого значения в космическом масштабе; Для
наблюдателя в туманности Андромеды признаком нашего вымирания будет
не более, чем спичка, вспыхнувшая на секунду в небесах; и если эта
спичка вспыхнет во тьме, некому будет оплакивать расу, которая
использовала силу, способную зажечь маяк среди звезд, чтобы зажечь
свой погребальный костер. Выбор за нами.
Накрутка друзей в Одноклассниках: как увеличить активность без риска
Чайка и чай
Картавый всё....
Обновочка с последующими обновочками
Самое эффективное предприятие в истории человечества
вечереет
Не исключено
Котики помогают. В 291 раз.

