Станция «Автозаводская»

топ 100 блогов russos17.10.2018 Я уже писал, что обработка фотографий, которые были сняты несколько лет назад очень своеобразный процесс — почти все хочется выкинуть, и каждый раз думаешь, ну почему именно так снял?! Вот же так можно было лучше. Но, увы, опыт получается только съемками и с этим ничего не сделать. Так что давайте посмотрим на съемке в метрополитене аж от 2013 года — станция «Автозаводская» Замоскворецкой линии.

Станция «Автозаводская»

Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, открытая 1 января 1943 года в составе третьей очереди строительства метрополитена. До 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (затем ЗИЛ). Сооружена по индивидуальному проекту.

10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года.

Проект станции выбирался на конкурсной основе. Состоялось два конкурса, на которые было представлено 54 проектных предложения — подобное разнообразие вполне объяснимо тем, что в то время всё, связанное с именем вождя, было очень престижно. А. Н. Душкиным было разработано 11 вариантов, однако в процессе выработки окончательного варианта было решено остановиться на проекте В. М. Таушканова, рекомендованном президентом Академии архитектуры К. С. Алабяном. Особенностью проекта являлось решение опор перронного зала в виде колонн-«корзин», размещавшихся по оси станции. «Корзины» представляли собой пустотелые тангентные металлические конструкции наподобие шуховских, расширяясь кверху в форме пальм или перевёрнутых граммофонных труб. В верхнем широком раструбе «корзины» несли опорные кольца диаметром около 5 метров, поддерживающие перекрытия станции. Внизу, в пустотах «корзин», должны были монтироваться осветительные установки из прожекторов, бьющих снопами света вверх. Металлические «корзины» богато декорировались вставками литья, а их нижние части в виде «серебряной стопки» предполагалось разработать архитектурными порезками. К слову, аналогичное решение опор перронного зала ранее предлагалось Таушкановым для станции «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»), но не было принято к исполнению.

Но после начала строительство стало понятно, что изготовить эти самые колонны-корзины очень сложно, плюс они должны были нести дополнительную нагрузку от железнодорожного пути, который тогда проходил сверху. В итоге от проекта Таушканова отказались и вернулись к проекту Душкина.

Помимо Душкина, в проектировании станции принимал участие Н. С. Князев. Инженерами-конструкторами станции являлись Н. А. Кабанов, Г. И. Кибардин и С. Рыбкин. Работы по возведению станции по новому проекту были приостановлены с началом Великой Отечественной войны, но уже в декабре 1941 года возобновлены. Строительство велось быстрыми темпами, и 1 января 1943 года станция «Завод имени Сталина» первой в составе очереди вступила в строй, став 23-й станцией Московского метрополитена. При этом станция «ЗИС» была открыта раньше «Новокузнецкой» и «Павелецкой», принявших первых пассажиров лишь 20 ноября 1943 года. В течение этих 11 месяцев поезда следовали по 6,3-километровому перегону «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» без остановок

В 1946 году А. Н. Душкин получил Сталинскую премию II степени за разработку проекта станции «Завод имени Сталина»


1. Наш любимый Лиманов и его «Метрополитены» — кладезь знаний, мудрости и чертежей про метро. Собственно выдержка материала про нашу станцию. Обратите внимание на степень армирования колонн. Где-то читал, что проще было их вообще сделать из металла, чем заливать такую арматурную сетку бетоном.
Станция «Автозаводская»

2. Южный вестибюль — ровесник станции, выполненный также по проекту А. Н. Душкина, — выходит на красную линию нечётной стороны Автозаводской улицы. Первоначально представлявший собой отдельно стоящее строение, в 1961 году он был встроен в восьмиэтажное жилое кирпичное здание по адресу Автозаводская ул., д. 11 (как, впрочем, и планировалось изначально). Фасад вестибюля украшает портал, облицованный лабрадоритом, и очень высокие застеклённые поверхности, служащие одновременно и дверными проёмами, и окнами служебных помещений второго этажа вестибюля. Первоначально окна вестибюля и технического этажа были разделены беломраморными барельефами авторства С. И. Ефимова; центральный барельеф нёс название станции — «ЗИС» — и слова «Метрополитен имени Л. М. Кагановича», на боковых были изображены крупные буквы М — символы метрополитена, в обрамлении кувалд и отбойных молотков (впоследствии барельефы были демонтированы).
Станция «Автозаводская»

3. Центральный зал станции. К сожалению, оригинальные люстры утрачены. Что интересно на фото представлена вторая версия освещения. В момент пуска на станции были смонтированы временные люстры, которые заменили после 1943 года на те, что на фото. Однако, и они не сохранились до нашего времени: позднее они были заменены стандартными люминесцентными светильниками, размещёнными в два ряда между колоннами. За счёт этого освещение станции улучшилось, но её облик был кардинально изменён из-за нарушения первоначального замысла А. Н. Душкина, для которого световые эффекты были своего рода «визитной карточкой». На старых фотографиях заметно, что первоначальные светильники подчёркивали рельефность сводов и зрительно придавали потолку станции очень своеобразную конфигурацию. Нынешние светильники обладают обратным эффектом — зрительно они уплощают своды.
Станция «Автозаводская»

4. Напротив эскалатора в южном вестибюле находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет тяжёлый танк КВ-1, по бокам от него едут по два средних танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (также при участии Е. Е. Лансере).
Станция «Автозаводская»

5. Южный вестибюль образца 2013 года.
Станция «Автозаводская»

6. Плафон вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме, выполненной в середине 1960-х годов поверх более ранней. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье». Изначально на потолке вестибюля были изображены красные знамёна различных видов войск с изображением И. В. Сталина, опоясанные орденами за военные и трудовые подвиги (над этой росписью работали также В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский).
Станция «Автозаводская»

7. Кажется, таких турникетов в метро не осталось вообще?
Станция «Автозаводская»

8. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. При спуске на станцию возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.
Станция «Автозаводская»

9. 6 февраля 2004 года в 8 часов 40 минут во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершён теракт. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находившееся на его теле (либо в сумке на плече). Взрывом был убит 41 человек (не считая самого террориста), более 200 человек получили ранения.
Станция «Автозаводская»

10. В память о жертвах этого теракта в аванзале северного выхода со станции «Автозаводская» на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при взрыве.
Станция «Автозаводская»

11. Колонны отделаны светлым с тёмными прожилками гематита алтайским мрамором Ороктойского месторождения (так называемый «ороктой»; в Московском метрополитене это — первое использование такого мрамора). Основания колонн — тоже чёрный диабаз. Серьёзной проблемой при отделке интерьера станции стало недостаточное количество мрамора «ороктой». Примерно треть общего числа колонн в середине станции пришлось оштукатурить и окрасить под мрамор. После Победы в войне транспортное сообщение было налажено, и оставшиеся колонны были облицованы мрамором того же месторождения.
Станция «Автозаводская»

12. Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». Мозаики были выполнены в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. На этапе разработки картонов для консультации приглашался академик живописи Е. Е. Лансере. В. А. Фролов работал над мозаиками станции с 1941 года до своего последнего дня жизни 3 февраля 1942 года. Готовые мозаики были доставлены из Ленинграда в Москву по «Дороге жизни», причём, судя по сохранившимся фотографиям, часть из них была установлена уже после открытия станции. Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС: Монтаж гусениц на танк КВ-1
Станция «Автозаводская»

13. Литейный цех
Станция «Автозаводская»

14. Механосборочный цех
Станция «Автозаводская»

15. Кузнечный цех
Станция «Автозаводская»

16. Мозаики западной стены (тематика — мирный труд и боевые успехи народов СССР): Жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС
Станция «Автозаводская»

17. Погрузка бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить
Станция «Автозаводская»

18. Крейсера в походе.
Станция «Автозаводская»

19. Астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки.
Станция «Автозаводская»

20. Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И. С. Ефимова, размещёнными в центре зала, на путевых стенах, на одном уровне с мозаиками. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На западной стене установлены барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа»
Станция «Автозаводская»

21. Западную стену украшают барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». В пространствах между барельефами ранее размещались цитаты Д. Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила», западная стена) и И. В. Сталина («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства», восточная стена). Впоследствии надписи были заштукатурены.
Станция «Автозаводская»

22. Путевые стены станции до уровня перрона облицованы чёрным диабазом, выше — мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов, от кремовых и розоватых до топлёного молока и слоновой кости. От потолочных сводов путевые стены отделены тонким лепным фризом из дубовых листьев.
Станция «Автозаводская»

23. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранита. Укладка более 1500 м² гранитных полов, получивших впоследствии широкое распространение, была произведена впервые в истории Московского метрополитена. Перрон был заасфальтирован, а ограничительная линия у края платформы выложена метлахской плиткой.
Станция «Автозаводская»
.::кликабельно::.

24. Эскалатор в южный вестибюль.
Станция «Автозаводская»

25. Путейцы готовятся к ночной работе. Это дефектоскопическая тележка.
Станция «Автозаводская»

26. Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет собой вариацию на тему «Кропоткинской». Два ряда тонких, слегка расширяющихся кверху железобетонных колонн квадратного сечения с рёбрами поддерживают уплощённые безбалочные своды. Главные отличия состоят, во-первых, в существенно большей высоте станционного зала «Автозаводской» — 7 метров, выше «Кропоткинской» на 1 метр, и, во-вторых, в более рельефном в сравнении с «Кропоткинской» рисунке потолка, где выделены «крестовые» своды.
Станция «Автозаводская»

27. Всё это делает станцию менее пропорциональной, но в то же время более «лёгкой» и как бы устремлённой вверх. В торцах станции расположены эскалаторы.
Станция «Автозаводская»

28. Дима Станция «Автозаводская» chistoprudov снимает поезд :)
Станция «Автозаводская»

29. Теперь со штатива.
Станция «Автозаводская»

30. Получается примерно так.
Станция «Автозаводская»

31. Работник метро ждёт ночное окно.
Станция «Автозаводская»

32. Отобрав у уборщицы швабру Дима начал мыть пол станции — мы тоже ждем, когда же снимут напряжение с контактного рельса.
Станция «Автозаводская»

33. Архитектор станции А. Н. Душкин считал эту станцию весьма удачной и впоследствии писал о ней: «Станцию «Автозаводская» люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы».
Станция «Автозаводская»

34. А вот рыбий глаз станцию не красит, увы.
Станция «Автозаводская»

35. Начинаем собирать панораму. Инфосос, как обычно, все портит.
Станция «Автозаводская»

35. Но мы сняли две панорамы слева от него и справа. И склеили в фотошопе. Да, квадраты на полу стали рядом, но кто это заметил на панораме сверху? :)
Станция «Автозаводская»

36. И уже мелочи — убрать будки, нестыковки и почистить стыки.
Станция «Автозаводская»

37. И, конечно, отдохнуть после работы. Сон в метро — это святое!
Станция «Автозаводская»
.::кликабельно::.

38. За мир!
Станция «Автозаводская»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня у нас наконец — то модель с Ламоды -представительница софт типажей, а точнее софт классик . Линии этого типажа средние по жесткости, тонкие, плавные. В основе укороченный овал. Детальность средняя и чуть выше, сами детали от средних к мелким. Стандартно этот типаж представляют ...
Бузова взяла интервью у итальянской рок-группы Måneskin, и Собчак от этого бомбануло. Уважаемые музыканты! У вас чудовищный менеджмент, который делает из вас каких-то ряженных кукол с ушанками. К вам пригнали журналистов, которые задают вам вопросы про БОРЩ, ШАМПУНЬ и одинаковые ...
Разродились европейцы - пока террористы, наплевав на договоренности, равняют с землей Дебальцево и окрестности, всякой террористической шушере вкупе с несколькими пешками из Россиии, включая громкопоющую пешку Кобзона, запретили ехать в Европу. Оцим-поцим - Путин так прямо огорчился за ...
...
Рабочий вес был на приседе и на тяге (в сумо) 10*75кг. Сегодня буду тянуть 80, на прошлой всего на 6 раз осилила, но это в конце было. В приседе учусь снимать сотку, делаю с ней четвертьприсед, в общем привыкаю к весу. К весне хочу осилить. Жим позорных 37кг, втиснула в неделю еще ...