Стамбульский археологический музей

топ 100 блогов grafoman6220.01.2022

Музей оказался просто открытием!

 Я раньше бывала в разных археологических музеях. Все они были, конечно, очень занимательными: там как правило лежали всяческие вазы, пифосы, черепки, монеты и черепа, словом, всевозможная археологическая шняга -  словом, всё, что добры люди в земле нарыли. 

 Признаться, что когда мы туда шли, то и ожидали что-то подобное увидеть. Но ведь нет! То, что там перед нами предстало -  не лезло не в какие фантазии! Мы такого точно не ожидали.

Стамбульский археологический музей

 Я начну по порядку.

 Сначала, после всевозможных проверок заходим в музейный двор. Там стоят три дворцовых комплекса. Площадка перед дворцами заставлена всевозможными колонами, обломками статуй, какими-то огромными каменными бошками и резными саркофагами из цельных кусков мрамора.

Стамбульский археологический музей

Идем в первый корпус - чего!? - не много не мало - шумерские древности! (артефакты) Знакомые с детства вещи - я их еще помню с картинок в  школьных учебниках истории. Может копии? Побежала за аудиогидом, - хорошо, что был на русском. Нет, не копии - подлинные вещи. (Между прочим 3 тысячелетие до новой эры)

Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей

Потом пошли всевозможные Ассирийские и Вавилонские артефакты: изразцовые рельефа со странными существами, каменные изваяния крылатых быков, и - первые в истории человечества "письменные договоры" клинописью на глиняных табличках.... (документы, между прочим) 

Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей

 За толстым бронированным стеклом в тусклой подсветке там представлен -  Кадешский договор. Такой маленький, скромненький кусочек черепка и на нем клинописью что-то написано. Так вот - это первый в истории мирный договор между государствами:

"Египетско-Хеттский мирный договор  — единственное сохранившееся ближневосточное соглашение, заключённое между Хеттским царством и Древним Египтом на 21-й год правления фараона Рамсеса II ( 1259 года до н. э.) Первый исторически документированный мирный договор. Существовал в двух версиях, на древнеегипетском и на хеттском языках.

Этим договором правители обоих государств — Рамсес II и Хаттусили заключали пакт о ненападении, признавали друг друга союзниками, обещались оказывать военную поддержку от внешних или внутренних врагов и высылать «беженцев». Там же говорится о том, что цари Кхета и Египта обязывались не переходить со своими войсками границ друг друга, не начинать войны в случае каких-либо недоразумений, поддерживать друг друга в борьбе с врагами, а всё, что было написано на таблице договора, одобрено союзом богов, божествами мужскими и женскими.Мирный договор был скреплён браком между дочерью Хаттусили, получившей египетское имя  Маатхорнефрура, и фараоном Рамсесом II.

Копия текста договора представлена в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке."

 Вот так. А с виду - скромный кусочек глиняного черепка.

 Было там еще много всяких "документов" забавных. (Я, увы, про все поведать не могу, а только о тех, что мне в аудиогиде рассказывали)

 Вот, например, клинописная табличка-договор, где один из сатрапов по имени Синаххериб описал свое царствование на шестигранных глиняных призмах с клинописными надписями.(Так называемые -  «анналы Синаххериба»).

 В числе прочих царских обязанностей, есть, на мой взгляд, немного "экзотическая" (хотя, кто я, чтобы оценивать заботы древних):

 Сатрап, каждый год в определенное время, согласно обычаю предков, обязан жениться (если вы понимаете о чем это я) на жрице Астарте.

 Вот так, не много не мало -  а обязан! Бедняга человек, а если он не в "настроении" будет? И потом, он "жениться" должен как? - в приватной обстановке или при народе? Вообще-то не завидная доля была у древних сатрапов. 

Там же стоит стела с рельефом этого самого царя Синаххериба, которая тут же еще и описывает его достижения, в числе прочих - расширение  столицы Ниневии.( Это 705-681 гг. до н.э., Месопотамия, северный Ирак. Мы же все помним фрагмент из Библии: "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"(Иона 4:11)
Словом, много мужик всевозможных соседних земель завоевывал. Позже был убит своим сыном.

Казалось бы, музея древностей уж бы хватило на то, чтобы неделю приходить в себя, но не тут то было - там еще 2 дворца! Один - это римские и греческие древности, а другой - османские. И мы даже понятия не имели что там нас поджидало.

 Дворец, размером почти в два раза больше нашего Пушкинского музея(изобразительных искусств им.Пушкина), под завязку забитый всевозможными греческими и римскими статуями богов, монетами, ювелиркой, бюстами вождей и героев, вазами краснофигурными и чернофигурными, склепами, надгробными плитами, саркофагами в два раза выше человеческого роста ... и кучей всего! Воистину, нужно хорошее здоровье и много сил, чтобы все это осмотреть, и, главное - переварить.

Красиво нереально, после греческих богов, думаешь, что можно выдохнуть, но не тут то было - зал с саркофагами и римскими склепами-надгробиями на подходе.

Я точно к этому не была готова!

Сначала так называемое Ликийское надгробие. Оно принадлежало какому-то сатрапу из Сидона. 5век до новой эры! Весь из цельного куска мрамора, выше человеческого роста почти в два раза и выглядит как новенький. В залах полутьма, мрамор мерцает и красота зверская. Аж дух захватывает. Сатрап сатрапил не зря - заслужил такую красоту.

Казалось бы, -  можно немного успокоится - и вот, - саркофаг -  не много не мало, а - Александра Македонского! Тут вообще дым из ушей! И главное, мой извечный вопрос - как они все это делали?

Как потом выяснилось, Александра Македонского в нем нет, а на самом деле, вероятно, он принадлежал сидонскому царю Абдолониму. Хотя, по времени он относится к годам смерти Александра (конец IV в. до н.э.), но там просто изображения его битвы с царем Дарием 3. Но все равно сильно впечатляет.

И уже окончательно меня добил римский саркофаг Сидамиры из Коньи с почти объемными фигурами в натуральную величину (первая половина III в. н.э.).  Причем сам он размером с комнату и сделан из цельного мрамора. Даже немного жутковато стало. И как-то грустно. От понимания того, что в искусстве точно нет прогресса: современные художники, даже самые лучшие и рядом не стоят с этим уровнем - и техники и эстетики.

Похоже, что для древних людей погребальная эстетика имела большое значение. Статус человека определялся величиной и стоимостью его гроба.

Под конец пошли залы с римскими надгробиями и аудиогид рассказывал истории людей, которые за ними были похоронены.

Оказывается, что гладиаторы были вовсе не зачуханными и бесправными рабами, а вполне себе состоятельными людьми. Среди них были даже свои звезды. Во всяком случае, в залах есть надгробия богатых гладиаторов, у которых были семьи, дети. некоторые умирали от старости и болезни и жены ставили им богатые надгробия с описанием их жизни и подвигов. Своего рода звезды шоу-бизнеса. ( А вот нынешние звезды Формулы-1 - это что? Разве не современная версия гладиаторских боев? Там же люди жизнью рискуют не меньше?) Тут же рядом надгробие судовладельца, но оно поскромнее гладиаторского.

Словом, я только малую часть пересказала всего того, что мы обнаружили в Стамбульском археологическом музее. Устали зверски.

 P.S. 

 Что меня сильно удивило - почему так мало людей в таком роскошном (не то слово!) музее? То есть, к открытию -  в 10 часов утра, мы с Варей были вообще одни! Одни на весь корпус музея, который состоит из 3 дворцовых сооружений. Потом уже ближе к вечеру, когда начало темнеть, то стали понемногу подгребать какие-то группки. Мы же, едва волоча ноги, выползали оттуда с кашей в голове. Понятно, что одного захода мало.

И что совсем меня потрясло, когда в этот странный(с позволения сказать) Топкапы (султанский дворец) народу набилось столько, что даже какие-то мужики на конях его охраняли, а тут... Чудно все как то...

Я про эти Топкапы потом напишу, попозже немного.

Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей
Стамбульский археологический музей

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
  Глава первая Чертовщина, какая то   На доме Мартина закукарекал флюгер. Бронзовый петух медленно развернулся в порыве ветерка клювом аккурат на Заксобрание. В хрустальной тишине июньского рассвета снова и снова разливалось его ...
Результаты опроса ( 147 ) Позвать друзей голосовать Опрос с открытыми результатами.   Поместить опрос в ...
Удивительный клип переходного периода. Калигула meets Спартак meets 1984 meets Эммануэль meets Коммандо и хрен знает что ещё. Плюс (технически от Калигулы, но практически от духа времени и от страшного гения Алибасова) . ...
 Приобрёл наконец самую первую почтовую марку США. Она была выпущена 1 Июля 1847 года и поступила в отделения почты Нью- Йорка. Точнее марок было две: 5 центовая с портретом Бенджамина Франклина для писем весом 30 г (1/2 унции), пересылаемым на расстояние меньше 500 км (300 миль) и ...
Сегодняшнее стремительное развитие науки и техники дает возможность применять при тушении пожаров, различной сложности, новые технические подходы и средства пожаротушения. Среди всевозможного разнообразия новинок в области пожаротушения необходимо отдельным пунктом выделить пожарных ...