Стамбульский Археологический музей - часть 1
sibeaster — 05.11.2020 Если говорить о самом ярком воспоминании из Стамбула, то это будет не Айа-София, не летящие за паромом чайки и даже не крики муэдзинов. Нет, это будет местный Археологический музей. Вернее, он - как раз не местный, а вселенский, как тамошние патриархи; коллекция музея складывалась в османскую эпоху, и сюда попали артефакты с территорий не только нынешней Турции, но и Ирака с Сирией. Автор, положившись на свой опыт изучения археологических музеев в некоей стране трусов и паникеров, пришел в Музей за 2,5 часа до закрытия и...И его оттуда выгоняли с угрозами, а он упирался, потому что пару залов во втором музейном здании он не доглядел, а в третье - даже не попал. Можно было, конечно, пойти туда во в второй раз, но тут уж дело принципа - раз выгнали, во второй раз пойду только бесплатно)))Автор был когда-то юным школьником, классе в пятом-шестом, когда ему в районной библиотеке (страшно представить, но интернета тогда не было) попалась уже утерявшая оригинальную обложку книжка про древнюю Ассирию. Никакой страны трусов и паникеров тогда еще и в помине было (в капстраны в советское время нечего было и мечтать попасть), и вместо нее автор заболел Саргонами, Ашшурбанипалами и прочими Тиглатпаласарами. Ближе к концу школы (опять-таки никакой страны трусов и паникеров невозможно было и представить) автор раздобыл книжку Эриха Церена "Библейские холмы". Церен был гдр-шным безбожником и доказывал на протяжении нескольких сот страниц, что библейские события - это перевранные евреями события подлинной истории Передней Азии и Ближнего Востока. Но книжка была ценна не атеистическим пафосом, а подробнейшими рассказами о ближневосточной археологии, о клинописях и папирусах, о развалинах древних городов и гробницах неудобопроизносимых царей. Времени с тех пор утекло немало, но ассирийцы, вавилоняне, хетты и прочие вымершие народы мне по-прежнему как родные.
И вот, представьте себе, я попал в целое здание, набитое артефактами этой любимой истории. Возможно, не любителям этих народов имеет смысл идти сразу в здание № 2, где будут более изящные эллинские и эллинистические артефакты, но я застрял уже в здании № 1.
Вот, например, статуя царя Салманасара,
который скромно именовался царем Ассирии и Вселенной.
А это рельефы из дворца Ашшурнасирапала II, отца предыдущего царя Вселенной.
А это рельефы из дворца Тиглатпаласара III, а это уже знаковая фигура, попавшая в Четвертую книгу Царств и Вторую книгу Паралипоменон. Он взял Дамаск и подготовил падение Израильского царства (оно было уничтожено следующим царем Салманасаром V).
Все это найдено во второй ассирийской столице Калахе (Нимруде), сейчас развалины находятся в иракском Курдистане, и можно себе только представить состояние невыезенных оттуда памятников.
Надоело смотреть на царей? Вот вам изображения областных начальников:
Шамш-рес-усур поклоняется грозным богам, а нам сообщает, что за 13 лет своего наместничества построил новый город, восстановил несколько каналов и вообще заботился о сельском хозяйстве (Никита Сергеевич, это точно вы, не узнаю в гриме)
А еще один наместник Бел-Харран-белл-Усур (кстати, современник Тиглатпаласара III) превзошел предыдущего товарища, он похваляется еще и облегчением налогов в своей провинции. На фото нужно приглядеться, и вы увидите, что нижняя левая четверть - это сплошной убористый текст.
Следующий номер программы - это рельефная процессия из Хадату (ныне Асланташ, где-то почти на сирийской границе). В музее вывешена картинка - реконструкция, как это выглядело "во время оно": улица, стены домов на которой украшены такой вот длинной процессией, возглавляемой царем, за котороым следуют воины и сановники.
Ассирийцы на этом закончились, и экспозиция плавно переехала к хеттам. Народ вроде другой, а наглядная агитация такая же. Еще одна процессия - на этот раз из Самаля (близ Газиантепа), это - поздний хеттский период.
Вне процессии, но тоже неплохо:
Еще одна процессия из Самаля:
А вот следующий экспонат стал предметом экстаза коллеги-туриста. Он его фотографировал со всех сторон, ракурсов и поз.
Поэтому я ограничился двумя позами. Такой вот двойной сфинкс, видимо, был подножием еще более крупного сооружения.
Как это могло выглядеть, можно судить по другой сохранившейся статуе с подножием:
Это найдено все в том же неистощимом Самале. Вот если бы не знал заранее, что это поздние хетты, назвал бы сцену "Даниилом в львином рву". Как говорят умные люди, в основе всех историй из первой части Даниила (главы 1-6) лежат гораздо более древние сюжеты.
Две хеттские стелы из Мараша:
Вот вам еще один хеттский монумент - из провинции Конья
Тианский царь Варпалаш (справа) молится богу Тархунзе (слева)
Изучение таких почтенных древностей наводит на грустные размышлений. Ну, во-первых, становится понятным, откуда выросли все эти наши "кардинал Х. и граф У поклоняются Богородице". Нам-то кажется, что перед нами вершина христианского искусства, а на самом деле все это было в языческую эпоху. Ну а во-вторых, все тоталитарные искусства похожи. Не думаю, что фюрер, дуче и даже (не побоюсь этого слова) товарищ Сталин были знакомы с ассирийским или хеттским искусством, что не помешало им воспроизводить .в своих агитках всех этих шагающих в светлое будущее и за новыми победами вождей.
Ну а вершина увиденного - это оригинальный текст Кадешского договора между Египтом и хеттами
(фото из вики, у меня плохо через стекло получилось). Друзья мои, это - 1259 год до новой эры! Перед нами хеттский экземпляр, египетский же высечен на стене храма в далеком и ныне недоступном Карнаке. И это первый дошедший до нас текст мирного договора.
Дорогие читатели, бродя по Археологическому музею, я снова почувствовал себя школьником - где-то впереди, правда, маячила ненавидимая работа, презренный ПГМ, пошлый фейковирус, а я снова сидел в драных трениках и запоем читал про древний Восток.
Я понимаю, что большинство читателей - люди нормальные, чем приятно отличаются от меня. А потому в следующем посте я все же сделаю усилие и вернусь в нормальность: стряхнем с себя пыль веков ассирийских и хеттских, но обратим свой взор на прекрасное - изразцовые панели ворот Иштар из древнего Вавилона.
|
</> |