"Сталинки" нашего города (11)
new_vodokachkin — 08.01.2022 Концепция жилого комплекса родилась, вообще говоря, не вчера и даже не позавчера. Просто в Советском Союзе это именовалось иначе -В нашем городе пример ранне-послевоенной реализации этой концепции в рамках обновленного генплана 50-х годов можно лицезреть на улице Свердлова, в некотором роде представляющей собою лицо города.
Началом ее, расположенным напротив железнодорожного вокзала, можно считать Дом Культуры железнодорожников, построенный еще в 30-х, сам по себе любопытный образец стиля конструктивизма, но о нем лучше рассказать отдельно.
- это еще кусочек одного из двух его фасадов.
А далее, по направлению к городскому центру, ту же сторону улицы продолжает -
- запоминающийся с первого взгляда и обычно вызывающий удивление приезжих дом с башней - памятник архитектуры, так сказать, "развитого сталинизма", законченный постройкой в 1954-м. 8 этажей башни значатся жилыми, что расположено выше, про то не ведаю, в чем честно признаюсь. Но согласитесь, смотрится впечатляюще!
- та же башня вблизи.
- стоя у подножия. Вот уж в самом деле - сталинский неоклассицизм, который не сводится только к зданию МГУ.
- чтобы целиком охватить взглядом, лучше отойти подальше. И ведь этот необычный жилой дом предназначался для обычных людей...
- а это - стык "Дома с башней" и ранее упомянутого Дома Культуры, стык конструктивизма с неоклассицизмом. Надо признать, состыкованы они органично и ничуть не противоречиво.
- фасад, выходящий на улицу. Пятиэтажка, но не "хрущевка". Если бы последняя стояла рядом, то оказалась бы заметно ниже хотя бы просто за счет высоты потолков в квартирах. Заодно обращают на себя внимание изначально предусмотренные проектом встроенные магазины, чтобы жильцам далеко не бегать за обиходными покупками.
- самый верх центральной фасадной секции...
...и крупным планом - лепка под козырьком кровли и нефункциональная, но забавная и визуально оживляющая финтифлюшка на краю крыши.
- позади "дома с башней" - тихий просторный двор, не превратившийся в парковку, что сплошь и рядом сейчас происходит, в котором можно выгулять собаку, где спокойно могут бегать детишки, да наконец, можно просто посидеть на лавочке...
- подъезд, через который попадают домой обитатели той самой башни.
- примета эпохи - оголовок шахты встроенного бомбоубежища, которыми подобные здания оснащались по проекту. Тоже чтобы далеко не бежать в случае чего. Что в бомбоубежище сейчас, неведомо, скорее всего, складские помещения магазинов, занимающих первый этаж.
- и еще одна типичная черта - труба собственной котельной, находившейся в цокольном этаже. На моей памяти ни одна из таких котельных уже не действовала, но кое-где их оборудование сохранялось в законсервированном виде, так сказать, на всякий пожарный.
- не знаю, что располагалось раньше в этом небольшом пристрое меньшей этажности, также часто встречавшемся на послевоенных "сталинках", теперь же там -
Ну, хотя бы не капсюльный!
- небольшая четырехэтажка притаилась по соседству, глядя окнами на тихую улицу, носящую имя красного начдива Азина. Она постарше "дома с башней", построена еще в 1941-м, поэтому стилистически ближе к дому на улице Физкультурников (https://new-vodokachkin.livejournal.com/237348.html).
- шагаем дальше по Свердлова, окидывая взглядом один архитектурный памятник за другим...
...по обе стороны -
Два разделенных перекрестком здания постройки одного и того же 1955-го демонстрируют несомненное единство архитектурного стиля - и при этом несут выраженные черты индивидуальности, не позволяющие их спутать.
И так на всем протяжении -
- ансамблевая цельность и ничуть ей не противоречащее своеобразие каждого дома. Примерно так же, как люди, стоящие в строю и одетые в одинаковую форму, все-таки обладают каждый своим ростом, комплекцией, физиономией. Анекдотичная ситуация, обыгранная в осточертевшей "Иронии судьбы", здесь вряд ли могла бы произойти.
- тоже чисто украшательские "фитюльки" на крыше, но уже совсем не такие, как на "доме с башней".
- вот так эти "архитектурные излишества", в свое время ругательски обруганные Никитой Сергеевичем - которому, по всей вероятности, больше всего импонировала эстетика сарая - выглядят крупным планом.
- палаццо, ёлы-палы...
- а это опять-таки притаившаяся позади монументальных жилых домов поликлиника, явно позже достроенная, основной же корпус - где-то тех же "сталинских" лет. Мы же не зря в самом начале упомянули концепцию жилого комплекса, а не просто "спального района", позже возобладавшего. Потому и медучреждение - тут же, под боком.
- хозяйственно-вспомогательные постройки здесь, между прочим, тоже проектировались так, чтобы вписываться в тот же ансамбль. Вот это, например, просто гараж (въезд с другой стороны, здесь показан фасад, обращенный к улице).
- впечатляет размерами еще одна не-хрущевская пятиэтажка по улице Мельковской (названной по имени речки Мельковки, ныне текущей по искусственному подземному руслу). Годы постройки 1949 - 1950 (по первоначальному проекту даже водилось печное отопление... можно представить, какие циклопические дровяные сараи для него требовались).
- в описаниях фигурируют "огромные квартиры"(с) - "трешки" площадью 86 кв.м и четырехкомнатные по 102 кв.м. Любопытно представить ощущения жильцов частного сектора, на месте которого дом был сооружен, переехавших в подобные палаты из прежних избушек.
- лепнина над центральной аркой - "наш паровоз, вперед лети...".
- сама арка - по тогдашнему обыкновению, из трех частей, включавших высокий проезд в середине (да хотя бы для пожарной техники) и двух пешеходных проходов по бокам.
- а это ведущая во двор, хм, калитка. Над входом красуется любопытная лепная эмблема -
- так вот откуда взялось "возьмемся за руки, друзья"!
Ну и, раз уж пошли отсылки к поэзии и песням, логично сказать пару слов и об учреждениях культуры, тоже входивших в градостроительный ансамбль, по которому проходит наш маршрут. Это как раз одно из них -
- ныне "Дом музыки", а изначально - здание с расположенным в нем кинотеатром "Урал", возведенное в 55-м (остановка автобусов и троллейбусов еще в начале нынешнего века так и называлась - "Кино "Урал"").
- главный вход вблизи. Доводилось посещать еще в бытность кинотеатром.
- относительно свежая мемориальная доска. Слышать выступления этого хора тоже доводилось. Кому как, разумеется, лично я отзовусь одобрительно.
...и соседствующая лепнина сбоку от входа, реликт совсем других времен.
- конечно, колонны с коринфскими капителями, в "хрущевский" период преданные анафеме...
А помимо кинотеатра, это еще и обычный жилой дом.
- довольно необычно спроектированная входная группа.
- и неизменное встроенное бомбоубежище. Как-никак, 50-е, война в Корее, план "Дропшот", вот это вот все - перспектива третьей мировой выглядела вполне реально.
Бытовое обслуживание, медицина, культура - это еще не все. Там же неподалеку -
"Уралгипротранс" - здоровенная проектная организация, детище опять же советской эпохи (в РКМП ничего сопоставимого попросту не было), занимавшаяся разработкой, прежде всего,транспортной инфраструктуры. Значение, думается, объяснять излишне.
Нормальная транспортная связность, составлявшая одну из крупнейших проблем царской России, так и не решенная в досоветские времена, образовалась, по сути, уже в СССР.
Такой вот в полном смысле ансамбль, в котором было где жить, работать, учиться, отдыхать... Если вспомнить определение архитектуры как "застывшей музыки", то в данном случае можно говорить о величавой симфонии, в полной мере отразившей время своего создания.
|
</> |