Сталин с прокачкой
yuripasholok — 15.09.2020 Как известно, выпуск тяжелых танков ИС-3 начался в апреле 1945 года и на войну данная машина не успела. Вместе с тем, за то время, что танк эксплуатировался, повоевать он успел. Сначала на идеологическом фронте. Впервые его показали 7 сентября 1945 года на Параде Победы, где он просто взорвал мозг союзникам по Антигитлеровской коалиции. Они-то думали, что будут показывать новейшие разработки, особенно это касалось англичан. Но замыкающие колонну 52 советских тяжелых танков перетянули всё внимание на себя. И ладно бы внимание на параде: в течение более чем пяти лет (а на самом деле не менее семи лет) данная машина стала образцом того, каким должен быть танк нового поколения. При разработке новых типов танков на западе ориентировались как раз на ИС-3, ряду танков, включая и те, что так и не построили, предстояло воевать с ним. Цирк весь в том, что у нас считали ИС-3 устаревшим танком, а в 1949 году пришлось делать машину в габаритах и массе как раз примерно как эта "устаревшая" машина. Что характерно, по итогам получив удачный танк, который стал самым массовым послевоенным тяжелым танком.Так вот, война на идеологическом плане была не единственным случаем использования танка. В середине 50-х годов ИС-3, прошедшие программу УКН (Устранение Конструктивных Недостатков) впервые понюхали пороха. Правда, как и случае с большинством новых танков, боевой дебют оказался крайне спорным. Машины затолкали в город, конкретно в Будапешт, где некоторое их число было уничтожено противотанковыми средствами. Кстати, лет 15-20 назад фото из Будапешта пихали как доказательство применения ИС-3 в Берлинской операции. Позже было использование ИС-3 УКН на Ближнем Востоке, которое оказалось спорным с точки зрения трактования. То "машины себя никак не проявили", то совсем обратная трактовка использования. Так или иначе, а египтяне обильно одарили ЦАХАЛь трофеями. Ну а дальше у танков судьба была разной. Несколько машин всё еще находится в Израиле, одна сейчас в России, а минимум пара в США. Причем та, что попала в США "военным" путем, весьма интересная.
Как именно эксплуатировались ИС-3 УКН в Египте, еще тот вопрос. Всего у египтян имелось около 100 таких танков. На большинстве фотографий это вполне обычные машины, несущие типовые признаки танков, прошедших модернизацию в середине 50-х годов. Но еще более интересно, что происходило с ними в Израиле. По итогам египтяне потеряли 3/4 от полученных танков, из них часть, традиционно, попала вполне целыми. Официально на вооружении ЦАХАЛЬ эти танки не шли, но в работоспособном состоянии поддерживались. По крайней мере, тот ИС-3 УКН, что попал в Музей отечественной военной истории, имел внутри маркировки на иврите. Вот только надо понимать, что тяжелый танк - вещь весьма своеобразная. Запчастей египтяне, естественно, не прислали, а моторы В-11 были еще теми "радостями". Так что в попытки переделать танки под моторы В-54 веришь охотно, тем более что ИС-3М как раз по 54-ные моторы переделывались. При этом некоторые танки менялись и с точки зрения внешнего вида.
На Абердинском полигоне.
Так вот, находившийся, до недавних пор, на Абердинском полигоне ИС-3 УКН был самый "затюненный" из танков данного типа. Кто именно так развлекался, американцы, или израильские механики, вопрос открытый. Но машина резко выделяется среди собратьев. Помимо того, что там передние брызговики непонятного типа, так еще и "чешское" ограждение фары. Но самое интересное - это надмоторная плита. Ее выпилили из Т-54, видимо, подгоняли взамен утраченной. Скорее всего, он таким в США и приехал.
Машину затаскивают в новый корпус Национального Музея Танков и Кавалерии.
Как и многим машинам в США, танку повезло и не повезло одновременно. С одной стороны, его не расстреляли и не отправили в металлолом. В другой стороны, лет где-то 40 он провел под открытым небом в месте, которое цинично называлось "музеем вооружений". А реально просто поле перед Абердинским полигоном. К счастью, некоторое время назад начали строить Национальный Музей Танков и Кавалерии. Так что часть абердинского наследства отправили туда. Можно сказать, что повезло. Часть абердинских машин застряло в Эннистонском Депо.
Теперь будет стоять тут
Минувшим летом танк привели в порядок, а совсем недавно он оказался в новом корпусе Национального Музея Танков и Кавалерии. Можно сказать, что наихудшая часть его карьеры позади. Хотя американские военные - люди непредсказуемые. Музей вооружений как-то уже выселяли из ангара, где он был. Так что вполне возможнно повторение истории.
Статья по ИС-3: https://warspot.ru/16829-evolyutsiya-s-revolyutsiey
|
</> |