СССР и "возвращение чудесного"

топ 100 блогов anlazz06.07.2018 Прошлый пост, посвященный женским типам в советской фантастике многим может показаться слишком отвлеченным от реальных проблем. Ну, в самом деле, какая разница в том, кто где снимался и кого когда считали идеалом – особенно, если речь идет о далеком прошлом. Однако это не так – в том смысле, что в нашем диалектическом мире все связано со всем, и в каждой капле воды действительно можно увидеть океанские волны. Вот и в указанном случае – описанная смена «трудового идеала» 1950 годов на «волшебный», «божественный» идеал конца 1970-1980 годов в той же фантастике совершенно очевидно намекает на реальные проблемы в советском обществе. Кстати, это касается не только «женских персонажей» - количество «чудесного» в советском общественном сознании указанного периода увеличивалось по всем направлениям. Причем, не только и не столько в «количественном» плане (скажем, через увеличение произведений, имевших в своей основе «магические» элементы)– сколько в плане качественном.

То есть, в том смысле, что если до этого «чудесное» могло относится или к четко определяемой фольклорно-эпической области: детским сказкам, былинам, легендам – или же использоваться в пресловутом «ироническо-условном» плане, как в том же «Понедельнике» Стругацких, то теперь все чаще происходил «прорыв» его в текущую реальность. В качестве примера тут символична та трансформация, что произошла с «чудесным» из упомянутого «Понедельника» в процессе превращения последнего в фильм «Чародей». Когда из очевидного эвфемизма науки – «маги» Стругацких есть ученые, владеющие колоссальными силами, однако за пределами своей профессиональной деятельности живущие «обычной» жизнью – оно превратилось в способ решения обыденных проблем. (Махнула Шемаханская волшебной палочкой – и превратила пустой холл в банкетный зал.) Что как раз для «исходника» выглядит моветоном – там люди, способные «превращать воду в вино» и вообще, творить дела мирового масштаба, занимают друг у друга «червонец до получки».

Подобное изменение, разумеется, было не случайно – и связано оно, разумеется, было с тем, что происходило в окружающей реальности. А в ней – как это не странно прозвучит – так же чем дальше, чем большее значение начинало приобретать «чудесное». Точнее то, что может быть названо таковым, соответствуя определению «чуда» в бытовом плане – как обозначение получения некоего результата без особых трудовых затрат. Ведь как это делается в сказках: махнула фея волшебной палочкой – и возникла из ничего карета, замок или еще что-то подобное. Разумеется, это упрощение, характерное для Нового, а то и Новейшего времени – до этого магия представляла собой более сложное явление, связанное с особенностями господствующей картины мира. (Кстати, так же не случайное – о чем сказано будет ниже.) Однако нам интересна именно подобная концепция «чуда», поскольку именно она характерна для общественного сознания позднесоветского и постсоветского человека.

* * *

Разумеется, генезис указанного явления был абсолютно материалистический – и связан был с тем, что чем дальше, тем большее число благ действительно можно было приобрести совершенно «бесплатно».
(Т.е., без вложения сил.) Разумеется, речь идет о т.н. «Серой зоне» - то есть, области негласных отношений, связанных с распределением благ: «дефицитом», «блатом» и т.д. В этой самой «зоне» действительно могло показаться, что законы сохранения не работают – чтобы получить что-либо не нужно было надрываться, тратить силы и время на работу. Достаточно было чудесным образом получить нужные «связи», знакомства – когда один телефонный звонок значил больше, нежели годы напряженного труда. Практически классическое волшебство: произнес заклинание «я от Ивана Петровича» - и, как на скатерти-самобранке, возникали самые различные «дефициты». (Кстати, в «Чародеях» подобная тема обыгрывалась прямо.) Впрочем, «дефицит» можно было получить и чисто случайно – попав на момент, когда его «выбрасывали», а вот честно заработать на него было, разумеется, нельзя…

Кстати, подобный момент генезиса «чудесного» парадоксальным образом перекликается с генезисом «чудесного» в историческом плане. Которое – имеется в виду, в бытовом представлении, как те самые сказочные маги-феи – имеет прямое отношение к развитию товарно-денежных отношений и, в первую очередь, кредитно-ростовщической системы. Так же позволяющей «создавать» деньги безо всяких видимых затрат. (Знаменитая «трансмутация», как альфа и омега алхимии, возникла именно в процессе взрывного роста банковской системы XV-XVI веков.) Впрочем, и до того «чудо» было постоянно связано с тем явлением, которое сейчас принято именовать «эксплуатацией» - то есть, со способностью заставлять людей работать не ради своего блага, а ради блага неких «хозяев». (Разумеется, это нестрогое определение – но в данном контексте именно оно наиболее показывает суть явления.) Именно поэтому представители власти практически всегда наделялись магическими, «божественными» чертами – можно вспомнить, например, обожествление римских императоров или даже прямую божественность фараонов. Да и в средние века королевские роды всегда рассматривались, как имеющие особую «небесную благодать».

Поэтому скатывание советского общества к «чудесному» могло означать только одно – то, что в нем пробуждаются именно эксплуататорские отношения. Еще слабые и нечеткие для того, чтобы явно быть признанными и включенными в «базис» - и поэтому проявляющиеся подобным образом. (Так же, как ростовщичество, пока было «слабым» - пересекалось с трансмутацией и прочей симпатической магией. Ну, а когда окрепло, стало банковским делом – магия оказалась не нужна, и была «передана» детскую сказку.) В любом случае, подобная «магификация» общественного сознания однозначно значило начало отхода от «трудовой этики», господствовавшей в нем с самого начала. И бывшей, по сути, причиной необычайных успехов советского общества. (Точнее сказать – не этика сама по себе, а сложный комплекс общественных отношений, одним из основных элементов которого она являлась.)

Ну, и разумеется, наверное, ни для кого не является секретом то, что указанная «чудефикация», «магификация» советского общества проявилась не только через относительно безобидное введение «чудесного» в искусство. Но и через гораздо более неприятное – даже само по себе, без понимания причины появления – скатывание социума в эзотерические представления. В ту самую мерзость, что впоследствии дала Чумака, Кашпировского, «Белое братство» и пресловутое «Аум Синреке». (Последняя, разумеется –это японская секта, но именно в бывшем СССР она получила всенародное признание, включая благосклонность высшего руководства.) Ну, и вообще, то самое торжество «аномальщины», что наблюдалось в конце 1980-начале 1990 годов, когда, наверное, не было в стране человека, сохранявшего материалистические представления. (Кстати, поддержка «демократов» - это так же, во многом, магическое представление. Ибо без учета магии поверить в благостность той же программы «500 дней» невозможно.) А все по той же причине: если один телефонный звонок способен кардинально изменить жизнь, то почему бы банке воды, постоявши перед телевизором, не обрести волшебные свойства?

* * *

Это сейчас мы понимает, что реально стоит за «волшебными звонками» и прочими проявлениями «легкого решения жизненных проблем». И тот факт, что очередной сынок какого-то крупного чиновника оказывается или талантливым бизнесменом или не менее талантливым государственным деятелем, вызывает у нас вполне определенные эмоции. (Причем, не связанные с преклонением перед юным вундеркиндом.) Тогда же, в позднесоветское время, классовое устройство общества было для большинства terra incognita – поскольку сталкивать до этого с ним этому самому большинству практически не приходилось. (А «книжное» его изложение в пресловутом «научном коммунизме» без связи с реальностью оказывалось не просто неэффективным – а антиэффективным. Поскольку выглядело как описание чего-то несуществующего.) И видеть в нарастающих «блате», «связях» и прочих проявлениях «Серой зоны» зарождение – а точнее, возвращение – эксплуататорского общества мало кому приходило в голову. (Хотя, разумеется, можно было бы догадаться: когда кто-то получает блага вне зависимости от своего трудового вклада – это именно то самое.) Скорее наоборот – именно в проявлении «чудесности» во всех вариантах позднесоветским гражданам виделось решение своих проблем. Общественные же проблемы тогда их интересовали слабо – поскольку в условиях безопасного общества связь их с личной жизнью оказывалась крайне слабой.

Именно поэтому вплоть до середины 1990 годов мало кто понимал, что реально происходит – а действительно значимое возвращение материалистического представления о мире началось еще на полтора десятилетия позднее. Да и то – следует говорить именно о начале возвращения, а не о завоевании им господства в общественном сознании, где до сих пор еще полно магического в самых различных формах. (Можно упомянуть, скажем, почти полное завоевание кинорынка лентами, посвященными именно «волшебным персонажам» - тем самым супергероям.) Впрочем, рано или поздно, но и этот этап пройдет – сменившись пониманием что и как устроено в этом мире. (А точнее –получением потребности в данном понимании.) По той простой причине, что чем дальше идет возвращение к классовому обществу, тем яснее становится понимание – что «чудеса» тут доступны не для всех. И что стать «золотым мальчиком», с вузовской скамьи способным впорхнуть в кресло генерального директора можно только при наличии «золотого папы». (Это в СССР анекдот про то, что «у генерала свой сын есть» был анекдотом. А сейчас это наибанальнейшая истина, и шутить про нее так же глупо – как и про то, что Волга впадает в Каспийское море.)

А значит – для обычного человека не остается ничего, кроме возращения понятия труда, и вытекающей из него трудовой этики. Ну, и материалистических представлений о мире. Разумеется, это не значит, что каждый представитель масс сейчас «автоматически» становится материалистом – поскольку мощнейшая идеологическая машина современного государства работает исключительно на противоположный результат. Однако шанс сделать это – в отличие от позднесоветского времени – у него оказывается на порядки выше. Ну, а о том, что из этого следует, надо говорить отдельно…


СССР и возвращение чудесного

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Вчера меагзвезде мировых подиумов исполнилось 48. Надо сказать, что Клаудиа Шиффер все эти годы ведёт себя достойно, в скандалы не вляпывается. Клавдия мать троих детей. Принимает участие в общественной жизни, обходясь без громких политических интервью и пассажей. Давайте посмотрим ...
Английский король Ричард Львиное Сердце был высоким, сильным мужчиной. Он очень гордился своей силой и любил показывать людям, как силён он был. Однажды, когда он проезжал на лошади по сельской местности, его конь потерял подкову. К счастью, он находился неподалёку от деревни и вскоре был ...
  Псково-Печерский монастырь   3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. ...
Кофе и круассаны с плавленым ...
Вам письмо для самостоятельного комментирования. Баги ищите, короны, противоречия, разгадки загадок, все как всегда. От себя хочу только одно заметить, всем пишущим письма. Уважаемые авторы, если вы пишете письмо в рубрику и просите разбора, не пишите вслед за этим просьбу об удалении ...