"Средний класс никогда не избегнет своей первоначальной роли прислужника

топ 100 блогов swamp_lynx03.09.2021 Вот здесь автор переживает о смерти среднего класса в Германии. Мне же совсем не жаль, хотя, конечно, ничего хорошего для простого человека в этом нет, просто средний класс сделал своё дело, средний класс может уходить. Он был необходим для уничтожения традиционного общества, в чём преуспел даже в России, где средний класс весьма невелик, но большинство людей на него равняется. Сейчас его плавно будут опускать до рабского состояния, потому что именно средний класс глубже всего увяз в системе, сильнее всех на неё опирается и от неё зависит. Это величайшие конформисты в истории, самооценку которых раздули за счёт комфортной жизни в искусственной среде. Я помню как сам с горящими глазами в юности смотрел на мужчин и женщин среднего класса и видел чуть ли не сияние вокруг них. Только почему-то единственные люди, которые по-настоящему по-доброму ко мне отнеслись, явно выбивались из стандартов успешности. Я не мог поверить, что за красивой оболочкой осталось меньше глубины, чем у замученных бедностью и тяготами жизнью советских неудачников. Но в большинстве случае это оказалось именно так. Позднесоветский тупик перешёл в ещё более закостенелый и безысходный тупик постсоветского общества.

Кристофер Лэш. "Именно рабочий класс и низший средний (lower middle) класс держатся полной семьи как ресурса равновесия в мятежном мире, не признают экспериментов с «альтернативными образами жизни» и далеко не безоговорочно принимают программу поддержки представительства женщин и меньшинств (affirmative action) и другие предприятия широкомасштабной социальной инженерии. Они обладают более высокоразвитым чувством границ, чем стоящие над ними. Они понимают, как этого не понимают стоящие над ними, что бывают естественные границы человеческому контролю над ходом социального развития, над природой и телом, над трагическими началами в человеческой жизни и истории. Тогда как молодые специалисты подвергают себя строжайшему режиму физических упражнений и диетических предписаний, выработанных с тем, чтобы получить отсрочку у смерти — чтобы поддержать себя в состоянии непреходящей юношественности, вечно привлекательными и пригодными к новым брачным союзам, — обыкновенные люди, напротив, принимают телесное разрушение как нечто, бороться с чем более или менее бесполезно.

Одновременно самонадеянные и неуверенные, новые элиты, в особенности сословие специалистов, взирают на массы со смесью пренебрежения и опаски. В Соединённых Штатах Америки «Срединная Америка» — подразумевающий и географическое и социальное значение термин — стала символизировать всё, что стоит на пути прогресса: «семейные ценности», бездумный патриотизм, религиозный фундаментализм, расизм, гомофобию, ретроградство в отношении женщин. Срединные американцы, как они предстают перед творцами просвещённого мнения, это безнадёжно убогие, отставшие от моды провинциалы, скверно информированные о переменах вкуса или модных направлениях мысли, страдающие пристрастием к бульварным романам с любовными приключениями и отупевшие от длительной подверженности воздействию телевидения. Они и нелепы, и смутно пугающие — не потому, что они хотят опрокинуть старый уклад, но как раз потому, что их защита этого уклада оказывается столь глубоко иррациональной, что, на пике накала, находит себе выражение в изуверской религиозности, в подавлении полового чувства, иногда взрывающегося жестокостью к женщинам и гомосексуалистам, и в патриотизме, служащем подпоркой для империалистских войн и национальной этики агрессивной маскулинности.

Общий ход истории недавнего прошлого уже не благоприятствует выравниванию социальных различий, но всё больше и больше идёт в направлении двуклассового общества, в котором немногие избранные монополизируют преимущества, даваемые деньгами, образованием и властью. Конечно, нельзя отрицать, что удобства современной жизни все ещё распределяются куда более широко, чем это было до индустриальной революции. Именно эту демократизацию комфорта Ортега имел в виду, когда говорил о «подъёме исторического уровня». Как и многие другие, Ортега был поражён неслыханным изобилием, порождённым современным разделением труда, превращением предметов роскоши в предметы массового потребления, переходом в разряд массовых критериев комфорта и удобств, прежде применимых лишь по отношению к богатым. Подобные вещи- материальные плоды модернизации — не ставятся под вопрос. В наше время, однако, демократизация изобилия — ожидание, что каждое поколение будет обладать качеством жизни, не доступным его предшественникам, — уступила место обратному процессу, когда вековое неравенство начинает утверждать себя заново: иногда в пугающе быстром темпе, иногда же настолько размеренно, что даже не привлекает к себе внимания.

Средний класс, как напоминает нам Уолтер Рассел Мид в своём исследовании заката американской империи Тленный блеск (Mortal Splendor), «появляется не из воздуха». Его сила и численность «зависит от общего благосостояния отечественного хозяйства», и в странах, где «благосостояние сосредоточено в руках небольшой олигархии, а остальное население отчаянно бедно, средний класс может расти только до ограниченной степени… (он) никогда не избегнет своей первоначальной роли прислужника олигархии». К несчастью, сейчас это описание приложимо к растущему списку наций, которые преждевременно достигли пределов экономического развития, — стран, в которых всё большая «доля их собственного национального продукта уходит к иностранным инвесторам или кредиторам». Подобная судьба вполне может ожидать неудачливые нации, включая Соединённые Штаты Америки, даже в индустриальном мире.

Достаток ныне — а для многих американцев, коли на то пошло, попросту выживание — требует дополнительного дохода, обеспечиваемого вступлением женщины в армию труда. Благосостояние, которым пользуется сословие специалистов и управленцев, составляющее по шкале доходов большую долю верхних 20 процентов населения, в значительной мере поддерживается благодаря устанавливающейся брачной схеме, пользующейся дурной известностью как отсортировывающий брак — склонность мужчин жениться на женщинах с доходами, примерно равными их собственным. Ранее бывало, что врачи женились на медсестрах, адвокаты и начальники — на собственных секретаршах. Теперь мужчины из высших слоёв среднего класса склонны жениться на женщинах своего круга, коммерческих партнёрах или коллегах по специальности, обеспеченных собственным прибыльным делом.

«Что, если адвокат с шестьюдесятью тысячами в год женится на другом адвокате с другими шестьюдесятью тысячами в год, — задаёт вопрос Микки Каус в своей книги Конец равенства, — а клерк с двадцатью тысячами женится на другом клерке с двадцатью тысячами? Тогда разница в их доходах вдруг становится разницей между 120 тысячами в год и 40 тысячами». Причём, добавляет Каус, «хотя эта тенденция пока скрывается в статистике дохода под маской низкой средней заработной платы женщин, практически каждому, и даже экспертам, очевидно, что нечто подобное на самом деле и происходит». Незачем, между прочим, далеко ходить за объяснением притягательности феминизма для сословия специалистов и управленцев. Женщина, успешно продвигающаяся на рабочем поприще, обеспечивает необходимую основу для их зажиточного, роскошествующего, праздничного, иногда непристойно расточительного образа жизни.

Высшие слои среднего класса, самая сердцевина новой элиты специалистов и управленцев, определяется, помимо быстро растущих доходов, не столько своей идеологией, сколько образом жизни, который все более однозначно отделяет их от остального населения. Даже их феминизм — то есть их приверженность семье, где каждый из супругов подвизается на собственном поприще, — дело скорее практической необходимости, чем политических убеждений.

Питомцы «элитарных частных» или «специальных пригородных» школ, где их натаскивают на интенсивных курсах, они пользуются всеми преимуществами, которыми их только могут снабдить не чающие в них души родители.

«Их учителя и школьные наставники уделяют внимание их учебным нуждам. У них есть доступ к первоклассным научным лабораториям, интерактивным компьютерам и видеосистемам у себя в классах, лингафонным кабинетам и высокотехнологичным школьным библиотекам. Число учащихся в классе здесь относительно невелико; общение с одноклассниками оказывает на их мышление стимулирующий характер. Родители водят их по музеям и культурным мероприятиям, открывают им свет, отправляя в заграничные путешествия, и обучают музыке. Дома у них — способствующие обучению книги, образовательные игрушки, познавательные видеопленки, телескопы и персональные компьютеры с самыми последними учебно-образовательными программами».

Эти привилегированные молодые люди получают высшие баллы в «лучших 1 мира», превосходство которых доказывается их способностью привлекать огромное число иностранных студентов. По мнению Райха, в этой космополитичной среде они преодолевают свои провинциальные представления, препятствующие творческому мышлению.

Эту самонадеянность не следует путать с гордостью, характерной для аристократического сословия, которая опирается на наследие древнего рода и на долг защищать его честь. Ни мужество с рыцарством, ни каноны куртуазной, романтической любви, с которой сии ценности тесно сопряжены, не находят себе места в картине мира этих представителей «цвета» и «блеска» общества. Меритократия не больше полагается на рыцарство и мужество, чем наследственная аристократия — на хитроумие. Хотя наследственные преимущества играют важную роль для достижения статуса специалиста или управленца, новый класс должен поддерживать фикцию, что его сила имеет опору лишь в интеллекте. Следовательно, он не ощущает особой благодарности к предкам и не считает себя ответственным перед прошлым. О себе он думает как об элите, обязанной своими привилегиями исключительно собственным усилиям.

Даже такое понятие как литературный мир, которое, думается, могло бы привлекать элиту, по-крупному ставящую на высшее образование, почти полностью отсутствует в её системе отсчёта. Меритократическая элита находит трудным представить себе общность, даже общность по интеллекту, которая простирается и в прошлое, и в будущее и чьё единство определяется обоюдным сознанием долга одних поколений перед другими. «Зоны» и «сети», восхищающие Райха, не имеют большого сходства с общиной в каком-либо традиционном смысле этого слова. населённым временными постояльцами, им недостаёт той непрерывности, которая является производной от чувства места и от норм поведения, с опорой на самосознание культивируемых и передаваемых из поколения в поколение. «Сообщество» представляющих собой цвет и блеск — это сообщество современников: в том двойном смысле, что её члены считают себя юношеством без возраста и что знак этой юношественности и есть как раз их способность оставаться на гребне последних веяний.

Ортега и другие критики описывали массовую культуру как сочетание «радикальной неблагодарности» с не допускающей сомнения верой в безграничность возможностей. Массовый человек, согласно Ортеге, как само собой разумеющееся принимал блага, даруемые цивилизацией, и «безапелляционно требовал этих благ, как если бы они принадлежали ему по праву рождения». Наследник всего былого, он пребывал в блаженном неведении своего долга перед прошлым. Хотя он пользовался преимуществами, вызванными общим «подъёмом исторического уровня», он не чувствовал обязательств ни перед его породившими, ни перед им порождёнными. Он не признавал никакого авторитета, кроме своего собственного, и вёл себя так, словно был «господином своего собственного существования». Его «неимоверное историческое невежество» позволяло ему полагать, что настоящий момент куда как превосходит цивилизации прошлого, и забывать при этом, что современная цивилизация сама есть продукт столетий исторического развития, а не уникальное достижение какой-то эпохи, которая открыла тайну прогресса тем, что отвернулась от прошлого.

Подобный психический склад, казалось бы, правильнее связывать с выступлением меритократии, нежели чем с «восстанием масс». Ортега сам признавал, что «прототипом массового человека» был «человек науки» — «технарь», специалист, «учёный невежа», чьё умственное превосходство «в его крохотном уголке вселенной» было под стать только его невежественности во всём остальном. Но упомянутый процесс проистекает не из простой подмены фигуры учёного грамотея старого образца специалистом, как то подразумевает в своём исследовании Ортега; он проистекает из внутренне присущей самой меритократии структуры. Меритократия — это пародия на демократию. Она предлагает шансы на продвижение, по крайней мере, в теории, любому, кто обладает талантом не упустить их, но «шансы пойти в гору», как указывает Р. X. Тоуни в своём Равенстве, «это никак не универсальный заменитель общего распространения средств цивилизации», «достоинства и культуры», в которых нуждаются все, независимо от того, «идут они в гору или нет».

Социальная подвижность не расшатывает влияния элит; если она что и делает, так это помогает упрочить это влияние, поддерживая иллюзию, что таковое обеспечивается исключительно заслугами. Она лишь усиливает вероятность того, что элиты будут пользоваться властью безответственно — именно потому, что не очень-то много обязанностей они признают перед своими предшественниками, как и перед теми сообществами, свою руководящую роль в которых они во всеуслышание провозглашают. Характеризующий их недостаток благодарности делает меритократические элиты негодными для несения бремени руководства, да и в любом случае, их интересует не столько руководящая роль, сколько ускользание от общей судьбы — в чём и заключается самая суть меритократического успеха.

Внутренняя логика меритократии редко где бывала вскрыта с такой скрупулёзностью, как в дистопической фантазии Майкла Янга Восход меритократии, 1870–2033, произведении, написанном в традиции Тоуни, Дж. Д. X. Коула, Джорджа Оруэлла, Э. П. Томпсона и Раймонда Уилльямса.

Художественная проекция Янга, высветив послевоенные тенденции в Великобритании, во многом проясняет и сходные тенденции в Соединённых Штатах Америки, где кажущаяся демократичность системы, вербующей элиту, ведёт к результатам далеко не демократическим: сегрегации социальных классов; презрению к физическому труду; крушению общеобразовательных школ; утрате общедоступной культуры. В изображении Янга результатом установления меритократии оказывается то, что элита как никогда ранее укрепляется в своих привилегиях (которые можно теперь рассматривать как приличествующую награду усердию и уму), тогда как оппозиционность рабочего класса сведена на нет. «Лучший способ победить оппозицию, — замечает историк у Янга, — это прибрать к рукам и обучить лучших отпрысков низшего класса, пока они ещё юны». Реформы образования в двадцатом веке «позволили умственно одарённому ребёнку покинуть низшую социальную группу … и перейти в более высокую, куда он способен подняться». Те, кто остался в хвосте, зная, что «им давались все шансы», не имеют законного права жаловаться на свой жребий. «Впервые в истории человечества у отставшего человека нет наготове оснований для самооправдания».

Нас, следовательно, не должно удивлять, что меритократия также порождает одержимую озабоченность «самооценкой». Новые терапии (иногда обозначаемые собирательным названием «восстановительные») пытаются противодействовать гнетущему чувству провала у тех, кто сорвался, карабкаясь вверх по лестнице образования, существующую же структуру вербовки элиты — на основании приобретённых верительных грамот об образовании — между тем, не затронуть. Поскольку чувство провала, как представляется, больше не имеет под собой рационального основания, оно, скорее всего, нуждается в терапевтическом внимании. Не то чтобы очень уверенно, но доктора оповещают, что провал академически неуспевающих, бездомных, безработных и прочих неудачников — это не их собственная вина; что сам существующий расклад для них неблагоприятен, тесты на академическую успеваемость грешат культурной предвзятостью, а академическая успеваемость, в сущности, стала переходить по наследству — поскольку представители высших слоёв среднего класса передают своим отпрыскам накопленные преимущества, которые реально гарантируют успех.

Как замечает Янг, левые (так же, как и их правые оппоненты) особенно рады набрасываться на привилегии, переходящие по наследству. Они обходят своим вниманием настоящее возражение против меритократии — то, что она выкачивает таланты из низших социальных групп и таким образом лишает их действенного руководства, — и довольствуются сомнительными доводами на тот счёт, что образование не оправдывает возлагавшихся на него надежд в пестовании социальной подвижности. Как если бы они полагали, что оправдай оно их, то ни у кого не осталось бы ни малейшего повода жаловаться.

Аристократия таланта — внешне привлекательный идеал, который должен был бы отличать демократии от обществ, основанных на наследственных привилегиях, — оборачивается противоречием в терминах. Даровитые сохраняют многие пороки аристократии, не обладая её добродетелями. В своём снобизме они не признают обоюдных обязанностей между немногими избранными и массой. Хотя они полны «сострадания» к бедным, не скажешь чтобы они подписывались под правилом noblesse oblige («благородство обязывает»), что подразумевало бы готовность делать прямой и личный вклад в общественное благо. Обязанности, как и всё остальное, обезличились; поскольку они исполняются через посредство государства, то их бремя ложится не на класс специалистов и управленцев, но, несоответственным образом, на умеренно-средний и рабочий класс.

До вызывающей тревогу степени привилегированные классы — в их расширительном определении: наиболее преуспевающие 20 процентов населения — освободили себя не только от крушения промышленных городов, но и вообще от услуг государства. Они посылают своих детей в частные школы, застраховываются на случай болезни, подписываясь на программы медицинского обслуживания, которые поддерживаются их компаниями, и нанимают себе личных телохранителей для защиты против ярости, накапливающейся против них. По сути, они изъяли себя из общей жизни. Дело не просто в том, что они не видят смысла платить за общие услуги, которыми они больше не пользуются. Многие из них перестали считать себя американцами в каком бы то ни было значимом смысле, связанном с судьбой Америки, в счастье или в несчастье. Их привязанность к международной культуре работы и отдыха — коммерции, индустрии развлечений, информации и «информационного поиска» — делает многих из них глубоко безразличными к перспективе американского национального упадка."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
“В семенах есть мельчайшие зародыши. Когда они попадают в воду, они начинают расти. На границе воды и суши они превращаются в лягушачью кожу. На берегу они становятся подорожником. На навозе подорожник становится «вороньей лапкой», а корни вороньей лапки превращаются в древесных червей, ...
В тот момент, когда ураган «Сэнди» продолжает трясти Америку, ЖЖ не просто стоит, но и продолжает обновляться. Все заметили? С сегодняшнего дня, как поведал Главный по ЖЖ , обновление LiveJournal v.98 стало доступно для всех. Поздравляю, теперь вы ...
Наталья Павлова пишет в ФБ:  ... задумайтесь о том, что вы сделали для сохранения свободы слова в этой стране...    "В свете, так сказать, сложившейся ситуации на медийном рынке в уважаемом государстве и последних притязательных постов некоторых уважаемых ...
Срочно, потому что подрощенных котят сложнее пристроить. Передержку, желательно, с социализацией. Ссылка на тему: http://forum.ua-vet.com/viewtopic.php?uid=3156&f=8&t=27805&start=0 Тел. 063-409-32-23; 067- 327-05-11 ...
на отметке 7 минут 55 сек. https://www.youtube.com/watch?v=dJqAnlhbkDA Специалист по искусственному интеллекту Яндекса: «и так уж устроены нейросети, когда они обучаются чему-то новому, могут забыть что-то старое» Что в этой фразе оптимистичного: те немногие люди, которые имеют ...