рейтинг блогов

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману "Война и мир". Ч.2

топ 100 блогов uborshizzza12.06.2024
Начало
https://uborshizzza.livejournal.com/6054970.html

Душа семьи Ростовых – Наташа. Все ее любят, обожают: и родные, и знакомые, и читатели, и Толстой в первую очередь. Но это потому, что они не видели ее в трактовке Туминаса. Помните, что в эпилоге Толстой посмел назвать замужнюю Наташу красивой самкой? Толстой пишет, что прежде в ней была видна душа, а теперь – нет. Прежняя Наташа проглядывает только в какие-то исключительные моменты, например, когда она радуется возращению мужа после его длительного отсутствия. Наташа которая поет так, что хочется, чтобы она пела вечно, а пока она поет мысли улетают куда-то высоко-высоко; Наташа, которая вдруг начинает плыть в русском танце, будто всю жизнь его танцевала, хотя никогда его даже не видела, а все потому, что русская душою; Наташа, которая хотела бы взять себя под коленки и полететь – это все осталось на страницах книги. А в спектакле есть Наташа (Ксения Трейстер), которая очень хочет мужчину, то есть, самка.

В первом действии она заставляет Бориса целовать куклу, что тот делает с какими-то неприличными ужимками. В романе сцена происходит в оранжерее, в спектакле от нее осталась пальма в кадке.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Вот первый бал Наташи. Она стоит одна посередине пустой сцены и произносит слова о том, как ей хочется танцевать, и почему ее никто не приглашает на танец. Потом начинает танцевать одна. А где-то в складках занавеса притаился довольно мелкий князь Андрей (Виктор Добронравов). Пробегая мимо, Наташа хватает его за шею и увлекает в танец.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2
Дальше она бесится, что он не едет к ней с предложением, а уж узнав, что свадьба будет только через год, впадает в настоящее неистовство. Голос у актрисы громкий и басовитый – она орет так, что уши закладывает: «Дайте мне его! Он мне нужен!».
Лето Наташа живет в деревне – там мужчину не найти, но стоит ей выехать в город, в Москву, как оказавшись в театре, она немедленно делает стойку на Анатоля Курагина. Однако Соня не дает ей сбежать с ним, а ловит в дверях и долго таскает за голую ногу по всей сцене. Вот вам и ваша Наташа!

Потом Наташа станет тише: как известно, она тяжело болела. Критики и зрители, посетившие премьеру, были без ума от сцены смерти князя Андрея, от того, как Наташа и Болконский просили друг у друга прощения. Не знаю, может быть, на премьере актеры были в ударе, но при мне играли более, чем сдержанно, скорее, формально.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

А Наташа, вся в черном, начала танцевать тот же танец, что танцевала на своем первом балу, когда была вся в белом. Но ее танец прервала, неведомо как здесь появившаяся, княжна Марья.

Одно хорошо, умер Андрей Болконский быстро, а не как в романе, где этому событию посвящено много страниц, и главным там было не свидание с Наташей, а свидание со Смертью.

Зато его отец, старый князь, умирал очень долго. Княжна Марья и француженка все время подкладывали ему на пол подушку, чтобы он упал на мягкое и держали наготове белую простыню, чтобы укрыть покойника с головой, но князь все клонился, клонился к низу, а потом ловко вывертывался и продолжал свой безумный монолог про то, что Россия погибла, а он просит прощения удочери за то, что обижал ее. Каждый раз он начинал читать письмо князя Андрея, но его клинило на фразе «Французы уже в Витебске».

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Старый князь в спектакле – не эксцентричный реликт суворовских времен, а сумасшедший, дементный старик. Причем, не только в сцене смерти, но и раньше: при проводах князя Андрея на войну, при сватовстве Анатоля Курагина. И родные это понимают. Так Болконский, получив от отца наказы и те бумаги, что он обещал отдать в лично в руки Кутузову, преспокойно сжигает их, едва покинув отчий дом.
Князев в роли старика Болконского сильно переигрывает, то, что называют "вахтангс".

Хотя, мне понравилось, как выслушав отказ княжны Марьи выйти замуж за Анатоля, князь Василий подрался со стариком Болконским. Они же ровесники, и ловко пинали друг друга ногами. Да, а графиня Ростова в девичестве чуть было не вышла замуж за князя Василия. Они были влюблены, но родные были почему-то против этого брака: все дворяне – одна семья и связаны многими ниточками.

Анатоль Курагин весь спектакль держит одну руку на повязке, будто он ее сломал. Это он так косит от армии. Когда старый князь это понял, то буквально взбесился. Но в 1812 году и Анатолю пришлось воевать.
И, разумеется, что брат и сестра - любовники. Они целуются, Анатоль ревнует Элен к кавалерам.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Княжна Марья – милая девушка, но больше ничего о ней не скажешь. Роль у нее небольшая, особенно не раскроешься.

Князь Андрей – гордец и честолюбец. Он все время ходит выпятив грудь и с задранной головой. На всех смотрит сверху вниз. Холоден, как лед. Он жесток к беременной жене - даже близко к ней не подходит. Да не заметно, чтобы он был влюблен в Наташу. Более-менее по-человечески он удостаивает говорить только с Пьером. Вначале мечтает о славе, говорит, что отдал бы всю свою семью за нее. Потом разочаровывается в славе, пребывает в меланхолии, потом еще больше разочаровывается, потом умирает.
А ведь в романе князь Андрей не только гордец. Он страдает, он едва не умер от отчаяния, когда тяжело болел его сын, он нежен с сестрой, он уважает отца, он преобразился, когда влюбился в Наташу. Но все это осталось за кадром, так как роль Болконского – не самая большая в этом спектакле.

А неожиданно большая роль получилась у старухи Перонский, которую играет Людмила Максакова. Первый раз она появляется, когда вывозит Наташу и Соню на их первый бал. И только этот момент совпадает с романом. Данный персонаж понадобился Толстому, чтобы оттенить молодость Наташи, ее прелесть, ее переживания перед первым балом контрастом с безобразной старостью Перонской, которая тоже готовится к балу. Режиссер же дал этому персонажу намного больше простора.

Ростовы идут на бал гуськом, впереди – Перонская.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Возвращаются с бала они тоже гуськом, но уже пьяненькие, пошатываясь (на балах не только танцевали). А Перонская остается одна посередине сцены. Она одета по моде 18 века, рассказывает, кого видела на балу: Пьер Безухов – шут гороховый, а вот его жена, Эллен – эталон вкуса и такта; князь Андрей уж очень горд и т.д.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Во второй раз Перонская появляется в театре, где сидит в одной ложе с Ростовыми. Помните, как Толстой описывал оперу, которую слушала Наташа в театре? «В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками». Вот этот текст произносит граф Толстой (Сергей Маковецкий), рассказывая Перонской, что происходит на сцене – сама она не видит. Перонская опять одета по старой моде, а на голове у нее – убор из страусиных перьев.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

В третий раз Перонская появляется уже в 1812 году. Теперь она простоволосая и вслух удивляется, как это Элен Безухова выбирает за кого ей выходить замуж: за иноземного принца или за пожилого сановника, при живом муже?

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

В этой сцене элитка уже не в себе: не может понять, как родной ей Запад напал на Россию. Они хромают и носят белый флаг. Единственное, что осталось у них от прежнего - это обожание Элен, которую она считают чуть ли не святой и увенчивают венком из лилий.

В четвертый раз Перонскую встречает Безухов уже в то время, когда французы вошли в Москву. Фрейлина вдовствующей императрицы Перонская является членом банды поджигателей, живет под мостом и обещает Пьеру, что, так и быть, сожжет и его дом. При этом были какие-то слова о том, что вот, мол, какие есть русские люди: если война любой способен все поджечь, лишь бы навредить врагам.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Вот и семья Ростовых, когда припекло, после бегства из Москвы, потеряв свое имущество, очень трогательно спели песню-молитву Богородице.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

А уж как патриотичны эмигранты! Во время оперного представления французский эмигрант, виконт Мортемар, которого мы помним по салону Анны Павловны Шерер, вдруг разражается гневным спичем про то, что опера – французская, артисты – французские, а у русских должно быть все свое, национальное.
Этот виконт, вообще, весь спектакль таскается за Шерер, которой в трактовке Туминаса гораздо больше, чем в романе. Играет эту роль белобрысый актер довольно высокого роста.

Анна Павловна Шерар олицетворяет высший свет, элиту. Она носит одежду, похожую на мужскую и говорит примерно так, как говорят некоторые дамы в телевизионных политических ток-шоу.
В самом начале спектакля она рассуждает о том, что вот, Наполеон хочет всех поработить, а бороться с ним придется одной России, потому как остальные испугаются и пойдут к нему в услужение. «Россия одна должна быть спасительницей Европы. Наш благодетель знает свое высокое призвание и будет верен ему. Вот одно, во что я верю. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит свое призвание задавить гидру».
А потом была война. Некоторые вещи не меняются.

Наконец, Пьер. Его играет кругленький смешной актер, говорящий тоненьким голосом (Павел Попов). Настроение у него, в основном, хорошее, чем он выгодно отличается от остальных персонажей, которые или в меланхолии или в истерике.
Он смешно сомневается, жениться ли ему на Элен, потом женится, потом признает, что все его несчастья происходят от того, что он женился на развратной женщине.
Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Смешно выглядит, когда он проявляет гнев, узнав о попытке совращения Наташи. Пьер одной рукой держит за горло Элен, а другой – ее брата, а они, типа, очень испугались. Вспомните, как эта сцена выглядит у Бондарчука.
В конце спектакля Пьер произносит большой монолог о том, что его поймали и держат в плену, то есть держат в плену его бессмертную душу, которая вмещает в себя весь мир, т.е. держат в плену весь мир, что нелепо.
При этом Безухов ест горбушку хлеба: понял простые радости жизни. Но он и прежде был не прочь подзакусить. В другой сцене он вместе с князем Андреем налегал на вареные яйца.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Пьер понял, ради чего стоит жить: ради самой жизни, а сутью жизни является семья, и он обязательно женится на Наташе, которую давно любит. Когда он это говорит, на серой стене виден силуэт Наташи, которая его ждет.

Кроме всех этих персонажей, Туминас, как он это делал в других постановках, вводит еще одного безмолвного персонажа. В программке он обозначен как ушелец. Ушелец приносит Пьеру табуретку, когда тот угрожает Элен после своей дуэли с Долоховым. Он подносит Болконскому ядро, которое его смертельно ранило в бою, он тащит на себе уже одноногого Анатоля Курагина.
В общем, полезный дядечка.
Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

Когда актеры после окончания спектакля выстраиваются для поклонов, мимо них проходит сам Лев Толстой в бороде, шляпе, сапогах, толстовке и с посохом – как на одной из своих поздних фотографий. Он с недоумением смотрит на актеров и уходит.

Спектакль Римаса Туминаса про войну и серый мир по роману Война и мир. Ч.2

В целом жизнь в России в этом спектакле выглядит серой и унылой в мирное время и ужасной в войну.
По-видимому, таков был взгляд Туминаса на наше бытие. Но камня в него я не брошу: имеет право видеть так, думать так, ставить спектакль так. Он выбрал из романа то, что казалось ему актуально на сегодняшний день, и, как ни странно, это оказались, в том числе, и политические темы.
А мы посмотрели и тоже что-то про себя поняли.
Где еще со сцены мы услышим споры о том, что такое счастье? Князь Андрей считал, что счастье - это отсутствие несчастья, а именно угрызений совести и болезни. А Пьер вначале видел счастье в помощи другим, а потом нашел его в самых простых радостях и в наличии своей семьи.

Но тем, кто не видел ни одного спектакля Туминаса, я все же рекомендую посмотреть «Евгения Онегина».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
поля боя, битвы, борьбы))) Собирала жимолость. Прошлый раз собрала немного, а потом сил не было и... страшно жалко было)) Мне показалось, что я собрала ведерко пластмассовое из под квашеной капусты и... столько же упало на землю, в сорняки((( Но, сегодня я во всеоружии была, взяла с ...
Евгений Супер, один из постоянных авторов на Однако.орг поднял вопрос о чувстве причастности к стране, в связи с наводнением на Амуре и акции "Всем Миром" и кажется очень сильно путает чувство страны, и чувство принадлежности к государству. Приведу отрывок из его публикации : ...
Заметил такую тенденцию. Когда ЕдРо проведет какой-либо тематический форум, о тех, кому он посвящен, формируется, наконец, верное представление. Так произошло и с соцработниками. А то ведь, честно говоря, до сегодняшнего мероприятия думал, что это учителя, врачи, воспитатели и другие ...
Меня зовут Женя, мне 33 года. Живу в Санкт-Петербурге, но этот день начался в поезде Киев - Донецк, куда мы ехали на матч Евро 2012 Англия - Франция. В Киев мы приехали из Львова, друзья -из Питера, и вместе мы отправились дальше. Под катом 50 фотографий. ...
Существует высшая мнемическая функция - автобиографическая память. Человек мыслит себя так, как помнит. На этом основаны определения Я, личности как памяти и множество философских и психологически конструктов. Отсюда следует, что, изменяя воспоминания, можно изменить мышление. Убирая из ...