«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

топ 100 блогов lsvsx03.09.2022
«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

В нашем неустойчивом мире на Алле Пугачевой лежит отблеск вечности. Вот уже почти полвека поколение за поколением не мыслит без нее своего новогоднего стола. Не то чтобы нынче у нее осталось много пламенных поклонников, просто привыкли, да и как говорится, «другой альтернативы нет».

Ворвавшись в жизнь наших дедушек и бабушек в качестве дерзкой угловатой дебютантки, она завоевала симпатии интеллигенции, спев, хоть и кривовато, полузапрещенного Мандельштама, сделала объект искусства из своей частной жизни, снявшись в прижизненном байопике «Женщина, которая поет», исполнила ряд монументальных песен, строки из которых вошли в народный обиход («а ты такой холодный, как айсберг в океане») и довольно быстро стала, по аналогии с литературными генералами былых времен, генералом, маршалом, генералиссимусом поп-музыки в ранге никак не ниже заместителя министра культуры, причем никем не назначенного, вечного и несменяемого. Ей даже был придуман особый титул «примадонна», который она пыталась зарегистрировать в качестве товарного знака.

На новом витке российской истории Пугачева в очередной раз воспринимается как знаковая фигура. Как только началась СВО, она вместе с супругом Максимом Галкиным уехала в Израиль, присутствовала там на антироссийском шабаше Марата Гельмана под названием «СловоНово», якшалась с Гребенщиковым и Макаревичем, хотя своих личных комментариев по поводу происходящего не давала. Теперь, когда СВО исполнилось полгода, Пугачева вернулась – правда, оставив Галкина гастролировать в Европе в желто-голубом наряде. Причем вернулась в своем стиле, заявив, что она давно уже здесь, то есть как бы никуда особо не уезжала.

Казалось бы, а в чем проблема? Пугачева – гражданка России, ничего противоправного не совершала, почему бы ей не вернуться? Но если уж человек выбрал для себя роль символа, каждый его шаг приобретает символическую значимость. Например, для многих возвращение Пугачевой стало символическим итогом прошедшего полугодия в сфере культуры. Они делают вывод о том, что «спецоперация в культуре», о которой немало говорилось, пока не дала значимых плодов, а возможно, еще по-настоящему и не начиналась.

Пугачева вернулась без объяснений, по-хозяйски, ногой распахнув дверь машины, и заявила, что намерена навести порядок в наших с вами головах. Для некоторых возвращение Пугачевой может стать символом и сигналом определенного рода. Это может быть понято как «возвращение к нормальности»: больше не нужно учитывать негласные идеологические ограничения, можно игнорировать любую обструкцию в социальных сетях, можно работать прежними методами с привычным контингентом. И никто не обязан отчитываться, что он делал и говорил в последние полгода, ни от кого не требуется не то что искреннего покаяния, но даже формального жеста в стороны государства, армии и народа.

Это «возвращение к нормальности» и без того идет. Так, певицу Манижу навязывают в качестве хедлайнера казачьего фестиваля, несмотря на протесты самих казаков. Или вот в Петербурге планируется провести театральный фестиваль «Балтийский дом» с участием всё того же Туминаса, всё того же Райхельгауза. Похоже, ожидается очень специфическое мероприятие единомышленников, которым было бы гораздо логичнее собраться в Вильнюсе. Но они собираются в Северной столице России.

А что же патриотическая культура, что же та новая волна, которую мы ждали? А она заняла место нишевого продукта. Всё очень демократично и плюралистично. Раз есть в стране те, кого волнует трагедия мирного населения Донбасса, ратный труд нашей армии, память о наших героях – значит, устроим для них несколько заповедников, чтобы их культурные интересы тоже были учтены.

Однако «спецоперация в культуре» сводится вовсе не к тому, чтобы дать возможность ряду патриотичных рок- и рэп-музыкантов повысить свою известность и, соответственно, свои гонорарные ставки. Не к тому, чтобы и им тоже бросить свой кусок славы, хотя они его заслужили. Не стоит думать, что речь идет о банальном переделе рынка в пользу патриотов.

Военно-патриотическая составляющая очень важна, но и она – не главный элемент давно назревшего преображения культурной сферы. Главное в другом. Три десятилетия наша популярная культура стимулировала у публики потребительские рефлексы, ориентировала ее на западные образцы потребления. Культура служила компрадорской сырьевой экономике и сама постепенно приобретала компрадорский характер. И главным символом этой культуры как раз и стала Пугачева.

В каком-то смысле ее даже можно сравнить с Константином Победоносцевым: она тоже стремится подморозить российское общество – и вот снова простерла над нами свои крыла. Но настало горячее время – и старая компрадорская культура становится неуместной. В условиях, когда экономический базис страны меняется, когда сотни дорогих особняков на Рублевке выставлены на продажу – может ли устоять прежняя культура сытых олигархических корпоративов?

Сегодня даже развлекательная культура должна не усыплять, а пробуждать. Побуждать публику к творчеству, к познанию, к осмыслению нашего времени и совместному обсуждению самых острых вопросов. Она должна воспитывать не бездумный цинизм наглого потребителя, а сострадание к ближнему и интерес к нашей огромной стране. Фактически ее еще нет в необходимом объеме, этой новой культуры. Она долгое время была задавлена пугачевщиной. Она может развиться, прорасти, разветвиться довольно быстро, если осмысленно вкладывать в нее ресурсы. Талантливых людей в стране очень много, но им нужна поддержка.

Сейчас, через полгода после того, как наша страна решила бросить вызов западному диктату, идет борьба за то, каким мы увидим наше культурно-информационное поле еще через полгода. Либо общество будет снова погружено в анабиоз, а разворачивающееся глобальное противостояние будет убрано в темный чулан коллективного сознания, либо культура начнет деятельно служить мобилизации общества. Первый вариант выгоден сложившимся элитам. Без второго не будет победы.

Выбор за нами.

Игорь Караулов

*  *  *

О бабе Алле, выпавших зубах и тех, кто заказывает музыку

«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

В 1960—1980-е годы на советской эстраде блистала прекрасная певица — Алла Пугачева. С мощным, своеобразным голосом, с прекрасным репертуаром (в чем заслуга композиторов Зацепина, Резника, Паулса). И мало кто мог себе тогда представить, во что превратится эта звезда через 40 лет. Именно «во что»…

Я Аллу Борисовну помню молоденькой певицей, которую пригласил к нам на Новый год в Московский театр кукол один из ее многочисленных «друзей» — наш красавец замдиректора Александр Бегак. Это было в году этак 1976−1977-м. Скромная, милая, она посмеялась над нашим расстроенным пианино, спела песни из «Иронии судьбы», вежливо отказалась с нами поужинать, и Бегак увез ее домой. Мы все, и я в том числе, были ею очарованы. С годами Алла заматерела, стала пошлить и хамить на сцене, упиваясь собственной звездностью. Со временем она утвердилась на месте «мадам» в борделе под названием «советская», а потом и «российская эстрада». Возносила любимчиков-подхалимов, унижала тех, кто или выступал против нее, или мог составить конкуренцию ее дочери, зятю (хотел написать «такому-то по счету мужу», но запутался). Впрочем, это сегодня неважно.

Я очень хорошо помню, как ни странно, последнюю поездку по стране Иосифа Кобзона. Намечались грандиозные гастроли. И Алла быстро пустила по тем же городам Киркорова. Я сейчас просто объясняю вам, как профессионал, что это неэтично и так никто не делал. И на Кобзона, и на Киркорова билеты были дорогие, а в 2012 году все же был некий напряг с деньгами — зритель должен был выбирать. Но администраторы филармоний ничего не могли поделать, ибо отказать Алле Борисовне не смели — к ним бы в город больше никто не приехал. А Кобзон уже уходил на покой — его билеты можно было и попридержать. Это так — к вопросу об этике на эстраде…

А помните группу «Тату»? Первые места на хит-парадах в Австралии, Великобритании, Германии, США и других странах. Т. е. то, чего Алла Борисовна при всем старании не сумела достичь. Это «примадонну» не могло не раздражать. Посему «татушки» пели по всему миру, а в России… Вы много видели их концертов по российскому ТВ? Хотя по уровню вокального мастерства они Пугачевой и в подметки не годились. Но кого на эстраде волнует вокал? Алла сказала — не пущать! Это как «доктор сказал в морг, значит, в морг».

И вот тут возникает естественный вопрос: каким образом певица, пусть и хорошая, могла двигать людей, а не только эстрадников, как пешки? Мы, те, кто прожили достаточно большой кусок жизни в СССР, понимали, что это просто так не бывает. Нужна была рука, настолько длинная и волосатая, что называется лапа. Ходили всякие слухи насчет связи певицы с некой всем известной конторой, но слухи всегда остаются слухами.

Репертуар же Аллы становился все хуже и хуже. Количество не снижалось, а вот количество в качество не переходило. Молодежи она вообще стала неинтересна. Интерес прежних поклонников к ней подогревался или сменой молодеющих с каждым разом мужей, или очередным заявлением о прекращении концертной деятельности, унылым, как китайское предупреждение. Потом выявилась новая тема — дети, но про это умолчу, хотя рассказы о том, как они пописали и покакали, благодаря СМИ занимали умы миллионов. И это понятно: как певица, ничем интересным порадовать она уже не могла, а быть на виду хотелось. И опять же — кто-то ее держал на виду. Если она где-то появлялась с песней, то это был вокал …надцатилетней давности, только фанера была новой. При виде этих попыток «кряхтя опять залезть на трон» вспоминалась сцена из бессмертного «Маугли»:

«— Но смотри, Каа.
Он сжал пальцами змею ниже капюшона, лезвием ножа открыл ее рот и показал питону, что ужасные ядовитые клыки верхней челюсти кобры, совсем черные и истлевшие, торчали в десне. Белая кобра от старости потеряла ядовитые железы, как это всегда бывает с дряхлыми змеями.
— Туу! Истлевший Пень, — назвал кобру Маугли».


Но вот настал февраль 2022 года. Мне в глубине души Аллу Борисовну было жаль. Как выяснилось, муж ее — еще тот идиот, ненавидящий и свою страну, и свой народ. А что она? Она молчала и подыгрывала мужу. Бабская доля — она же не девочка. И этого мýжика уже не поменяешь на нового. Была, наверно, некая интрига: как они собираются возвращаться? Собственно говоря, интрига была не для всех. Ведь в свое время, а именно в самом начале апреля, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что не считает врагами государства тех, кто покинул Россию, испугавшись или не поняв, что происходит. Другими словами, выдал индульгенции всем, кто в какой-то мере близок к власти. И глупо было бы предполагать, что только Песков так думает о тех, кто сбежал из России. Просто Песков — на виду, а остальные сидят тихо, стараясь под всяческими предлогами вернуть «своих». Вон и Ургант, и Меладзе засветились уже на мероприятиях. А скоро и Галкин, и Хаматова приползут обратно. Хоть тушкой, хоть чучелом, но деньги-то не пахнут!

Но вернемся к нашей «героине». Таки случилось — Пугачева вернулась и сразу же, по укоренившейся привычке, нахамила всем. Вот цитата из ленты новостей:

«Певица Алла Пугачева рассказала, что планирует делать после возвращения в Россию. Об этом сообщает РЕН ТВ. По ее словам, в России она будет наводить порядок. „В моей голове, в вашей голове“».


То, что у нее в голове, — понятно. А у мýжика… но ведь этот попрыгунчик ничего не делает и не говорит без команды бабули-жены. Неужели непонятно, что все, что он несет со сцены, — это результат их совместного творчества? Вот это, например: «Рядом с вами сидят русские — они вообще не понимают». Он, как попугай, выучил пять фраз на латышском и считает вправе оскорблять своих зрителей? А вот это высказывание, прозвучавшее там же:

«Я думал, что после перестройки, после той России начала 1990-х раболепство в людях по отношению к власти как-то вытравится. Не вытравливается вообще!»


Это на концерте в Латвии. В стране, где правят нацисты и которая проводит сугубо русофобскую и антироссийскую политику. Еще один мыслитель выискался — «Как нам обустроить Россию».

Да кто такая Пугачева, чтобы наводить порядок в головах россиян? А может быть, она просто транслирует мнение тех, кто втихаря тащит ее и ей подобных в Россию, тех, кто диктует свою политику Первому каналу, тех, из-за кого срываются важные для страны проекты и планы, сейчас, например, буксует спецоперация на Донбассе?

А Алле Борисовне бы не о бардаке в головах говорить, а попросить прощения за своего мужа, да и за себя заодно. За то, что не выступила в защиту России, своего народа. За то, что за 8 лет не нашла времени и желания съездить на Донбасс, в Крым. За то, что не нашла слов поддержки для тех, кто столько лет прожил под бомбежками ВСУ. Тоже мне, всенародная любимица…


Игорь Левитас

*  *  *
Всё, как обещал Михалков: "окно Овертона" предателям открыла Пугачёва

«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

Новости отечественного "культурного олимпа" не вызывают оптимизма. Вновь прибилась к родным берегам Алла Пугачёва. А в это время дочь Глюкозы эпатирует публику своим "нестандартным мировоззрением". Что происходит с нашим "культурным фронтом"?

Полгода "королева" русской эстрады провела в Земле обетованной. Страну она покинула сразу после начала СВО, уехав тихо и незаметно, якобы на лечение, а вернувшись, "открыла дверь с ноги". В разговоре с журналистами певица отметила, что приехала, чтобы "наводить порядок в голове – своей и вашей". Муж – Максим Галкин – рядом с ней замечен не был. Впрочем, как и дети, которых Алла Борисовна собиралась вроде бы вести 1 сентября в школу.

По поводу СВО певица никак не высказывалась, но и супруга своего, наговорившего много такого, за что народ воспылал к нему совсем не нежными чувствами, ни разу не одёрнула и не покритиковала. Хотя, казалось бы, уже кому, как не ей, надо было бы выбрать, на чьей она стороне.

Такие авторитеты, как она, должны самоопределяться, но...

Но Пугачёва пока хранит молчание по поводу СВО, не прибиваясь ни к правому, ни к левому берегу, оставаясь "над схваткой". Отдельные спикеры даже стали говорить, что у Аллы Борисовны есть гарантии от неких высокопоставленных чиновников – мол, вернулась она в Россию не просто так, а понимая, что ничем не рискует.


Конечно, Алла Пугачёва – это столп не просто шоу-бизнеса, а отечественной культуры на определённом этапе её развития, считает председатель экспертного совета по культуре молодёжного парламента при Госдуме Федерального собрания России Александр Солонкин. Надо отдать должное её профессионализму – мало кто сумел так долго находиться на эстраде и иметь такой авторитет, как она.

Но даже такие столпы должны самоопределяться, самоидентифицироваться, быть сопричастными не просто к государственным делам, а к тем терминам, которые, видимо, у них уже замылились – к словам "Отечество", "Родина", "держава", – сказал Солонкин в беседе с Царьградом. – И тут приходится вспомнить ещё один замечательный термин – "конъюнктурщики", иначе говоря, люди-приспособленцы. Так что, к великому разочарованию, едва ли мы дождёмся от Пугачёвой державного самоопределения.


Она не Кобзон, человек, который твёрдо стоял на защите интересов государственности. Алла Борисовна продолжит отыгрывать любые роли, но хотя бы в какой-то степени встать на защиту страны и правительства – нет, этого мы от неё не услышим.

Безусловно, она попытается изобразить "жену декабриста", которая пойдёт на край земли за своим суженым. А этот суженый, судя по всему, уже в Литве и Латвии выступает, окончательно сделав свой выбор, – продолжил эксперт. – Я недавно его последние концерты смотрел – он выходил к публике, где и подсветка сцены, и его костюм были жовто-блакитных цветов. Предать она его не предаст, но будет максимально лавировать, избегая прямых вопросов.


При этом возвращение Пугачёвой открывает дверь для остальных беглых звёзд шоу-бизнеса и артистического цеха. Посмотрят они на неё и подумают: "Может, я отмолчусь, а потом вернусь?" В одной из программ "Бесогона" Никита Михалков вспоминал концепцию "окно Овертона", согласно которой за пять стадий, пять ступеней людей можно приучить к чему угодно.

«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

Вот вроде бы, казалось, тут промолчала, там не проговорила – но для многих она является хедлайнером, – напомнил Солонкин. – И если мы будем наблюдать за теми молодыми ребятами, которые сейчас в топе, на хайпе, – та же телеведущая Настя Ивлеева, которая её к себе на день рождения приглашала, или какой-нибудь фрик типа тик-токера Дани Милохина, то они будут её воспринимать не просто как икону стиля, а как лекало: почему ей можно, а нам нельзя?


«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

Впрочем, у нас и без возвращенцев культурных бед хватает. Например, дочь певицы Глюкозы, да и сама артистка посчитали нормальным хайп на так называемой небинарности. Дочь артистки Лидия требует называть себя Рэем, настаивая на том, что она – мальчик. И требования выдвигает не на кухне с мамой, а исключительно для прессы. Такая карьера... Солонкин полагает, что на подобные инциденты следует смотреть системно, а не отталкиваясь от частных случаев:

Скоро таких каминг-аутов будет ещё больше. Если взять всех тех, кто выходит на ковровые дорожки "Оскара", то там у всех поголовно, от Селены Гомес до Уилла Смита, все дети как под копирку, – отметил эксперт. – Они настолько во всё это заигрались, что придумали разные маркировки этих персонажей – "мужчина, который захотел стать женщиной, которая потом передумала". Десятки бинарных видов вместо двух реальных гендеров. Разве это нормально?


Возьмите дочь актёра Михаила Ефремова, с ней то же самое происходит. Девочка тоже играет в небинарность на радость прессе. И девочки-мальчики, как она, были лишь первыми ласточками. Да и, скорее всего, про многих мы ещё не в курсе. Вот, наша первая ракетка мира Дарья Касаткина тоже ведь каминг-аут сделала.

Так что, к большому сожалению, подобного мы ещё много увидим, и не раз, и не два. Это как в сериале "Спящие" прекрасного режиссёра Юрия Быкова, странноватые агенты все просыпаться начнут.

У многих в головах такой транссёрфинг реальности, они максимально оторваны от обычного человека. И говорить с ними о каких-то нравах, о морали бессмысленно. А пытаться вести с ними диалог тем более – в ответ мы услышим только хамство, заключил Александр Солонкин.

Источник:
https://spb.tsargrad.tv/articles/vsjo-kak-obeshhal-mihalkov-okno-overtona-predateljam-otkryla-pugachjova_615354

*  *  *

Охлобыстин: "Неправда что я называю всех сбежавших артистов предателями....."

«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

Неправда что я называю всех сбежавших артистов предателями, это не так. Я не знаю предатели они, дураки, приспособленцы или банально - трусы.

Я просто испытываю к ним неуважение и всё.

Но честно: мне не хочется чтобы они возвращались. Мнение, что зритель сам решит, не выдерживает критики. Культура последних десятилетий изуродовала зрителя. Зритель ничего не решит и будет смиренно принимать то, что ему предложат чиновники от культуры. А они лица, чаще всего, в воспитании зрителя не заинтересованные. Предпочитающие пользоваться услугами тех, с кем наслаждались коктейлями на берегах Коста-Бланки и мяли влажными пальчиками брендовые тряпочки в магазинах Милана.

Тоже своего рода ордынская логика. Её тёмная сторона.

Так что - лучший способ что-то изменить в культуре это всё-таки не приветствовать возвращений блудных попугаев. Кеш.

Лучше посидим год другой на культурной диете, пока не придут новые, талантливые, не развращённые властью и деньгами, искренне заинтересованные в возрождении Российской культуры персонажи. Тем более нам есть чем заняться, кроме обсуждения персон этого внимания не заслуживающих.

Не время для гламурных балаганов.

Надо сначала победить.

«Спецоперация в культуре»: баба Алла наводит порядок в головах россиян

А это уже молодые звезды:


Иван Охлобыстин:
https://zen.yandex.ru/okhlobystin

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жила-была в Средние века во французской стороне одна семья. Настолько могущественной и знатной слыла фамилия, что обойти её или выстругать из истории не имелось никакой возможности. А звался этот благородный дом просто: Беллем. То есть Вифлеем по-французски. Корни семьи уходят в ...
Я отнюдь не собираюсь злорадствовать по поводу смерти Носика, устраивать какие-то пляски по этому случаю. Умер - и умер, дело такое... Только хочу напомнить одну вещь. Не либералам, нет - тех подобными вещами не проймёшь. А тем, которые "я никогда не разделял взглядов Носика, но признаю - ...
История взросления четырех молодых людей - двоих юношей и двух девушек. Вчерашние школьники, они входят в жизнь, полную, как им кажется, чудесных открытий и блестящих возможностей. Неопытные в чувствах и отношениях, они со всего подросткового разбега учатся влюбляться и лгать, приносить ...
У нас в интернетах случился настоящий бум популярности отечественного МИДа в связи с последними выступлениями в милом сердцу обывателя поцанском стиле. Поговаривают о невиданном профессионализме и огромном опыте тамошней гоп-компании. ГОП - городское общежитие пролетариата у нас в Питере. ...
Мы родились в обычных советских роддомах и как и все ходили в обычные советские садики. Потом была школа, у кого то универ- всё как у всех. И я хочу спросить Вас- что же нас отличало? Почему ж одним всё а другим ничего? Как так вышло что мы живём в своих домах в чистейших уголках планеты, ...