Спасибо деду за Победу. | Ева Манилова
Ева Манилова — 08.05.2012Я никогда его не видела, но в разговорах, которые ведёт семья ,мужа он постоянно и незримо присутствует. Дед Николай Семёныч. Дед моего мужа. Партизан и Герой войны.
Ему, Николаю, было всего 13 лет, когда на СССР напала Германия. Лесная глухая деревушка, что на Брянщине проводила на фронт мужиков и потуже затянула пояса. Вскоре немцы пришли и сюда. Маму и сестрёнок Николая угнали в лагерь под Середино-Буду, а сам мальчик чудом избежал плена, потому как в тот момент был в лесу. Он решил, что раз уж не дорос до фронта, то в партизанах ему самое место.
Четырнадцатилетние он уже отмечал в партизанском отряде. Там его, ещё мальца, назначили в помощь разведчикам. Николай , собственно, вскоре и сам ходил в разведку. Щуплый, глазастый паренёк в крестьянской одежде проходил по деревням, собирая сведения, рискуя жизнью, дважды чуть было не попался, просто чудом избежал смерти. За заслуги перед отрядом был представлен к награде.
Однажды ночью он и его напарник пришли с разведкой в небольшое село С., кстати, «нехорошее», полицайское село: во время войны там почти каждый второй дом был «богат» полицаем. У окна одной из хат Николай вдруг встал столбом: ему почудилось, что в хате он слышит мамин голос, а ведь его ни с каким не спутаешь! Заглянув в мутное стекло, парень и впрямь увидел мать. Оказалось, она каким-то чудом избежала того, чтоб её и дочек угнали в Германию, они как-то спрятались в рощице, переждали, пока вся колонна пройдёт, потом долго ползли по скошенному полю, обдирая коленки и , наконец, вышли к селу С., где сердобольная бабулька их приютила.
Николай чуть было не испортил всей разведке дело, когда ринулся в эту хату, чтобы обняться с матерью. Товарищи не позволили ему выдать себя, скрутили, закрыли рот, оттащили и привели в чувство.Ту ночь он проплакал, лёжа в лесу под кустом, как маленький ребёнок.
В сентябре 1943 года Брянская область была освобождена. Николай просился в действующую армию, но кто бы его взял туда, ещё совсем подростка? И плевать, что на счету этого подростка пара взорванных железнодорожных составов, добытая честными трудами награда, несколько притащенных в отряд «языков» и убитых фашистов. Всего 15 лет? Дома, мальчик, будь дома. А где искать этот дом?
Вернувшись в родное село, Николай даже дома не увидел, одну печку, обгорелую и кривую. Тогда он решил податься в то село, где однажды увидел в окошке незнакомой хаты свою маму. И—что самое удивительное—там они и встретились!
Николай остался в С., работал на тракторе, восстанавливал село и колхоз, женился. У него с женой было 6 детей,17 внуков, теперь подрастают 9 правнуков…
Большая, дружная семья. Каждый год 9 мая его родные, все, кто сможет приехать со всех концов бывшего СССР, идут к его могиле не местном кладбище, несут цветы отцу, деду и прадеду. Такой вот он был дед Николай Семёныч.
И, хотя я никогда его не видела, он умер ещё до того, как я вышла замуж за одного из его внуков, я тоже иду к его могиле с большим уважением и благодарностью за то, что он сделал для Победы.
За то, что приближал Её, как мог.
|
</> |