Спартак и Христос
diak-kuraev — 03.04.2013 Некогда в Галлии Крикс и Спартак, люди из низких гладиаторов, назначенные быть очистительными жертвами за римский народ в амфитеатре, убежали...Синезий Киренский. О царстве // Полное собрание творений. т.1. Спб., 2012, с. 75.
Такова древнейшая фармацевтика: для жертвоприношения приберегают присужденного к смертной казни преступника. Это были так называемые "фармаки", то есть средства "исцеления" государства от болезни (Зелинский. Ф. Ф. Древнегреческая религия. - Киев, 1993, с. 77).
Религиоведы это называют "парадоксальная жертва": в жертву приносится или асоциальное лицо (пришелец, преступник); или напротив, лицо общества, отвечающее за связь с богами (царь); или самый грешный, или самый святой (ребенок) .
Поразительно, но во Христе сошлись все эти черты: Он и Царь и странник, и преступник, безгрешный агнец...
Без этого непонятно, почему именно и только в посланиях к Римлянам и Евреям ап. Павел говорит об искупительной жертве и описывает Распятие в юридических терминах (в религии евреев также была идея об искупительной жертве: когда заклание одного очищает другого).
|
</> |