Совсем другой Калинин
vikond65 — 18.10.2024Ровно 95 лет назад, 18 октября 1929 года, впервые поднялся в воздух самый массовый советский довоенный пассажирский самолет К-5. Эта машина выпускалась в нескольких модификациях с 1930 по 1935 год и была растиражирована в 293 экземплярах. Для сравнения, вторых по численности советских многоместных авиалайнеров тех времен — АНТ-9 построили всего 100 штук.
К-5 был довольно прост, он имел смешаную деревянно-металлическую конструкцию, салон вмещал восемь пассажиров, в хвосте фюзеляжа оборудовали туалет. Машина развивала скорость до 206 км/ч и набирала высоту 5000 м, хотя, обычно полеты совершались ниже, поскольку К-5, как и все тогдашние пассажирские самолеты, не имел гермокабины и кислородного оборудования. Дальность полета составляла 960 км.
В 1930-е годы К-5 являлся основной "рабочей лошадкой" Аэрофлота. Эти самолеты обслуживали большинство регулярных внутренних авиалиний, в том числе — самые напряженные: Москва — Харьков, Москва — Ленинград и Москва — Минск. Расстояние между Москвой и Ленинградом К-5 преодолевал за 3,5 часа. Пилоты любили его за надежность, устойчивость, послушность и легкость управления. На заставке К-5 в стандартной серебристой окраске, рисунок Александра Архипова.
Создатель К-5 Константин Алексеевич Калинин — однофамилец "всесоюзного старосты", в честь которого названы города, получил за свои заслуги в области авиастроения достойную награду — в 1938 году его объявили врагом народа и после жестоких пыток приговорили к расстрелу. Он был одним из многих советских инженеров и ученых, попавших за решетку по лживым и вздорным обвинениям в те времена, о которых ностальгируют сталинисты.
Однако из многих ведущих авиаконструкторов, попавших в жернова репресиий, почему-то расстреляли только его, а остальных отправили в "шарашки". Этот вопрос заинтересовал историка авиации Владимира Котельникова, которому удалось выяснить, что харьковские следователи НКВД, выбивавшие из Калинина "признания" в шпионаже, вредительстве и "троцкистском заговоре", слегка перестарались и 50-летний авиаконструктор от их стараний лишился рассудка. Когда стало ясно, что он невменяем и уже не годится для работы в тюремном КБ, его ликвидировали как отработанный материал.
В 1955 году, то есть еще до разоблачившего "культ личности" ХХ съезда КПСС, Калинин был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Первый прототип К-5 с импортным мотором "Гном-Рон-Юпитер" на аэродроме Харьковского авиазавода. Характерной особенностью самолетов Калинина была овальная форма крыла.
Компоновочная схема К-5.
К-5 с двигателем М-22.
К-5 с двигателем М-17 (BMW-VI).
Константин Калинин (справа) возле одного из своих самолетов и облицованный пробковыми панелями салон К-5. В задней стенке — дверь в санузел.
К-5 с мотором М-17 и его пилот И.Е. Чириков.
К-5 с М-17 в "ливрее" Аэрофлота конца 1930-х годов.
|
</> |