рейтинг блогов

Современный Китай и его идеология: личные впечатления

топ 100 блогов new_rabochy20.09.2020 В этом сообществе появляется довольно много постов на тему о современном Китае, которым формально продолжает руководить КПК, так что формально Китай, вроде как, должен считаться социалистическим государством.
Хочу поделиться своими соображениями на эту тему, сложившимися в ходе трёхнедельной поездки по Китаю в 2017 году. Да, с тех пор прошло уже 3 года; но мне кажется, принципиально ничего не должно было измениться.

=======================================================


По итогам поездки у меня сложилось твёрдое убеждение, что Китаю удалось повторить путь Японии и построить вестернизированное общество, основанное на национальных традициях, а не на копировании западных образцов. В отличие от той же России, где были переняты внешние формы, присущие западным обществам, но содержание, их наполнившее, осталось прежним, махрово-совковым.
За три недели пребывания в Китае мы ни разу не видели ни лозунгов типа «Слава КПСС!», ни портретов Си Цзиньпина или кого-нибудь из «классиков». А КПК? Ну, что КПК – в Японии, вон, тоже уж 70 лет как одна и та же партия у власти – ЛДПЯ. И нынешняя идеология КПК, насколько я понимаю, не так уж и отличается от идеологии той же ЛДПЯ.
Китайское общество ощущается как гораздо более «западное» и свободное, нежели общество российское.
Наиболее яркую иллюстрацию к этому тезису мы увидели в Шэньчжэне, в тематическом парке «Splendid China» («Великолепный Китай»), где сооружены макеты культурных и природных достопримечательностей со всего Китая – тибетские монастыри, дворец Потала, Великая Китайская стена, конфуцианские храмы, буддийские пагоды, императорские резиденции – и Мавзолей Мао Цзедуна с площади Тяньаньмэнь в Пекине.
Так вот, на этот макет мавзолея могут залезать все желающие, чем и пользуются особо активно дети, которые резвятся на нём вовсю!
Я представил себе, какой хай и вой поднялись бы, если бы в каком-нибудь российском городе построили модель мавзолея Ленина и разрешили детишкам резвиться на нём!
Ведь наш мавзолей – это до сих пор не столько культурный объект, сколько идеологический. А в Китае, формально до сих пор коммунистическом – всё наоборот.

Современный Китай и его идеология: личные впечатления DSC02332
Китайские детишки, и Каролина с ними, играют в «догонялки» и «мячики» на мавзолее Мао Цзедуна

Современный Китай и его идеология: личные впечатления DSC02335

Современный Китай и его идеология: личные впечатления DSC02336

А как же быть с социализмом, с революцией? Ответ, как мне кажется, тоже «закодирован» в антураже парка «Splendid China» («Великолепный Китай»). В самом деле, в один ряд идут – зимний имперский дворец, летний имперский дворец, Храм Неба, имперская дача там, имперская дача сям и – мавзолей Мао Цзедуна! Исподволь, но весьма убедительно и эффективно закладывается мысль о преемственности нынешней власти по отношению к императорскому Китаю, о том, что Мао Цзедун – продолжатель дела не Маркса-Энгельса-Ленина, а древних китайских императоров. Этой же цели, мне кажется, служат и многочисленные фильмы (в том числе заполонившие китайский телеэфир сериалы), прославляющие Древний Китай.
Что же касается Революции, то вот, посмотрите на ещё пару фоточек из парка «Splendid China»:

Современный Китай и его идеология: личные впечатления DSC02463
Модель руин дворца Юаньминъюань

Современный Китай и его идеология: личные впечатления DSC02462

Самое интересное в этой «модели руин» - это пояснительная надпись к ним, сделанная (что не часто встречается в Китае) не только по-китайски, но и по-английски: «Этот дворец простоял сотни лет, но был разрушен войсками белых варваров из Англии и Франции во время Второй опиумной войны в 1860 году».
Так вот, у меня сложилось впечатление, что революционные события ХХ века, начатые Сунь Ятсеном и завершенные Мао Цзедуном, трактуются ныне в Китае как революция не столько социальная, сколько национально-освободительная, как освобождение от эксплуататоров не внутренних, а иностранных. Императоры не смогли противостоять Западу, капитулировали перед ним, отдали Китай под власть иностранных угнетателей; а в результате революций Китай сумел сбросить иностранное иго, вернуть себе своё традиционное место в мире и вернуться на тот путь, по которому шёл тысячи лет, вплоть до XIX века. Коммунистическая идеология при этом выглядит как творческое развитие традиционного конфуцианства, приспособление его к реалиям XXI века.
=======================================================

Оригинал поста – https://bigstonedragon.livejournal.com/1197316.html
Полное оглавление моего «китайского цикла» - https://bigstonedragon.livejournal.com/1229826.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Зачиталасс, засмотреласс, задумаласс я...захотелось "укусить" яблочка. Вчера купила дивные сладкие яблоко-груши, ахх просто! Взяла и... ...укусила фотоаппарат...он рядом с яблоками лежал....(((( Ага :( Зубы, вроде, целы. ...
Как "женщины" и "мужчины" это промежуточный социал-антропологический тип между бабами и мужиками с одной стороны и дамами и господами, с другой (промежуточный исторически, социологически, антропологически и генеалогически), так и современная Россия это промежуточная держава между странами ...
Для истории все же надо зафиксировать пойманную мной на фальсификациях в день выбров 4 марта 2012 года избирательную комиссию в Ножайт-Ютовском районе Чечни, село Ножайт-Юрт, изб. участок №236. В день выборов, с помощью системы видео наблюдения, я ...
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она ...