Советский паровой автомобиль

топ 100 блогов masterok07.08.2019

Советский паровой автомобиль

 

Вслед за опытным образцом были построены еще два (в конце 1949 и середине 1950 года): внешне они отличались более скругленными кабинами, с передка исчез массивный хромированный молдинг с «клювом». Любопытно, что оба экземпляра испытывались и как грузовики, и как тягачи-лесовозы: именно поэтому в исторической литературе можно встретить их фотографии как с бортовым кузовом, так и с лесовозным прицепом.

Испытания проходили в условиях, приближенных к боевым. Морозы доходили до 40 градусов, вода заливалась из ближайшего озера… Напоследок машины даже совершили пробег по маршруту Москва—Ярославль и обратно: всего же одна из них прошла 16 тысяч километров, другая — 26 тысяч.

 

Советский паровой автомобиль

 

Автомобиль имел очень интересную конструкцию раздаточной коробки, с которой, безусловно, стоит познакомиться. Ее продольный разрез мы приводим. На задний ведущий мост крутящий момент передавался через вал 1, а на передний — через вал 2, на котором был установлен механизм отключения заднего моста при работе автомобиля без пробуксовки задних колес. Этот механизм состоял из двух роликовых муфт свободного хода, одна из которых работала при движении вперед, а вторая — назад. В первом случае шестерня 3 соединялась с наружным кольцом 4 муфты свободного хода, а во втором — с наружным кольцом 5. Изменение направления движения тягача достигалось реверсированием парового двигателя, вследствие чего вилка переключения наружного кольца муфт свободного хода кинематически была связана с рычагом управления реверсом.

 

Советский паровой автомобиль

 

Для того, чтобы при отсутствии буксования передние колеса были всегда выключены, общее передаточное отношение главной передачи переднего моста сделано на 4% больше передаточного отношения главной передачи заднего моста. Вследствие этого вал 2 при отсутствии буксования задних колес вращался быстрее, чем шестерня 3, и муфта свободного хода выключалась. При буксовании задних колес из-за уменьшения поступательной скорости тягача шестерня 3 вращалась быстрее вала 2, что приводило к включению в работу передних колес. С прекращением буксования передние колеса автоматически становились не ведущими.

 

НАМИ-018 в окончательном варианте — 1953 год
Советский паровой автомобиль

 

Существовал и вариант на жидком топливе (правда, только на бумаге): он изображен на одном из чертежей, попавших в наши руки. Поскольку дровяные бункеры ему уже не были нужны, то и кабина проектировалась более вместительной, двухрядной.

Статьи об удивительных машинах и подробнейшие расчеты их якобы фантастической производительности публиковались в автомобильных журналах и отчетах НАМИ до конца пятидесятых — в основном под фамилиями разработчиков, Шебалина и Коротоношко. А потом наступила тишина.

Сталин к тому времени давно умер, лагеря опустели, партия сменила курс… И паромобили попросту оказались никому не нужны.

В начале 50-х годов все работы по паровым грузовикам были свернуты. Судьбу опытных образцов НАМИ-012 и НАМИ-018, как впрочем, и огромного числа других интересных отечественных разработок, постигла грустная участь: они погибли, так и не став музейными экспонатами. Первый в мире паровой автомобиль, работающий на дровах, стал последним автомобилем такого рода, так как никто никогда больше подобных машин не делал.

Теперь уже невозможно установить истинные причины их появления на свет, но есть одно предположение. Не исключено, что паромобили должны были играть ту же роль в обороноспособности страны, что и бесчисленные паровозы, стоявшие на запасных путях. Если бы атомная война действительно началась, единственным топливом на территории страны оставались бы дрова. Тут-то и должны были пригодиться паромобили! Не пригодились.

И последнее. В Англии до сих пор сохранилось около десятка паромобилей Sentinel — той самой модели S.4, что посужила прототипом для машин НАМИ. Ухоженные и начищенные паровики участвуют в слетах ветеранов, их холят и лелеют.

А где и когда были порезаны на металлолом уникальные советские паромобили — история умалчивает…

 

Советский паровой автомобиль
Первыйэкземпляр отличался хромированным «клювом» и большой эмблемой


Кстати…

Любопытно проследить, как с годами менялось отношение к паровым автомобилям в советской научно-технической литературе. Открываем Краткий технический словарь 1934 года (когда ни о каких паромобилях в СССР и речи не было!): «Паровые автомобили имеют весьма малое распространение. Главнейшие недостатки — необходимость большого запаса тяжеловесного топлива, медленный пуск в ход вследствие длительного разогревания…»

В 1959 году составители Малой советской энциклопедии публикуют фотографию НАМИ-012 и поют ему дифирамбы: «Наиболее благоприятные показатели… Паросиловая установка выгодно отличается от других…»

А вот Политехнический словарь 1976 года ставит все на свои места: «Паровой автомобиль не получил распространения из-за конструктивной сложности». И точка!

 

источники

«Грузовик Пресс» №9/2004   www.gruzovikpress.ru

http://trucks.autoreview.ru

 

Вспомните еще по ходу дела историю про ЭЛЕКТРОПАРОВОЗ, а так же кто изобрел Первый в мире пароход. А вот такое техническое чудо — самоходный пожарный котел из Нью-Йорка

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=42623.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю записывать то, что было да прошло. Вообще есть мысль каждый день что-то писать, потому что что-то да происходит же. Короче, 5-го вечером выехали мы с группой в Казань. Группа была 23 человека - самое оптимальное количество, на мой взгляд, на взгляд фирмы, конечно, нет, потому ...
К шестидесятипятилетию получил подарок - пробный экземпляр альбома своих фотографий. В нём около пятисот фотографий, по одной на каждой странице, то есть получился он довольно толстым. Качество печати соответсвует назначению - "пробный", и я ...
В рамках рубрики "Сельский час". Экшена и ЧП нет, есть просто красивое кино из Архангельской области + немного здорового деревенского похеризма. ...
Здравствуйте, помогите, пожалуйста посмотреть на ситуацию трезвым взглядом и избавиться от мазохизма. Дело в том, что я сильно влюбилась в человека, у которого "свободные" отношения. Сейчас я на грани ухода, но ем и себе, и ему (что уж тут лукавить?) мозги тем, что я проиграла, что та, др ...
В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" Превращение Сибири и Дальнего Востока в неотъемлемую часть Российского государства описывалось в отечественной историографии в разные эпохи самых разных терминах. А поскольку нет ничего лучше, чем докапываться до слов, то ...