Советские традиции пассажирского судостроения.
genby — 02.01.2021 В 2020 году, совершил несколько круизов первый большой пассажирский теплоход проекта PV300 "Мустай Карим". Этот теплоход впервые в истории России и СССР, построен в России.Тема о мощной судостроительной промышленности СССР является мифом. К примеру, изображенный на картинке того чем славился СССР, теплоход "Федор Достоевский, был иностранным.
На самом деле теплоход "Федор Достоевский" в девичестве был лайнером "Астор", в 1987 году сделанным на западногерманской верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft в Киле по заказу южноафриканской компании Marine Corporation из Кейптауна. О каждом предмете на картинке можно поговорить. Но по каждому тема слишком обширна. В данном случае, затронем только пассажирские теплоходы. Большие пассажирские суда строились за границей поголовно, без исключений. СССР освоить их производство так и не смог.
Ни ранее, ни позднее, в истории СССР и России отечественная судостроительная промышленность такие суда не строила, только при царе. Вместо того чтобы построить свою верфь и делать суда самим, давая людям работу и загружая заказами смежные предприятия. В период развитого социализма, благодаря тому, что в страну текли рекой нефтедоллары, стал возможен заказ в социалистических странах (ЧССР, ГДР) и даже на Западе целой флотилии из десятков трёх- и четырёхпалубных теплоходов, и уже начиная с 1974 года в СССР стали поступать «невиданные» по размеру, архитектуре и самое главное — комфорту речные круизные суда и лайнеры, для работы на регулярных пассажирских линиях.
Последней советской серией изготовленной в СССР был проект 860 (тип «Ерофей Хабаров») в 1958—1965 было сделано 13 штук. Это были средние двухпалубные пассажирские теплоходы, в основном изготовленные в Киеве. Но потом, даже эту простенькую серию отдали в Венгрию и там изготавливали аналогичную 860 типу, тип 305 («Дунай»)
Это был вверх советского судостроения. Что то подобное, ходило на Миссисипи во времена юности Марка Твена, только с гребными колесами.
Все трех и четырех палубные пассажирские теплоходы изготавливались за границей. Особенно забавно, что к делу привлекли столь прославленные судостроительные державы, как Венгрия, Чехословакия и Австрия. Советский девиз коммуниста Егора Гайдара «Если что-то будет нужно, мы купим за рубежом», возник именно тогда.
Венгерские теплоходы (49 судов)
Теплоходы проекта 305 (типа «Дунай») Аналог проекта 860 (тип «Ерофей Хабаров») . Строились в Венгрии на заводе Obuda Hajogyar Budapest по заказу СССР в 1959 — 1967 годах. Всего было построено сорок девять судов
Немецкие теплоходы (114 судов)
Теплоходы проекта 588 (типа «Родина») в 1954—1961 годах в городе Висмаре, на судоверфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar, носившей имя расстрелянного в концлагере немецкого коммуниста Матиаса Тезена. Всего было построено 49 теплоходов. Проект аналогичен чешскому проекту MOL 1575.
Теплоходы были построены в 2-х сериях: Серия I тип «В. Чкалов» (1954—1956), 11 судов . Серия II тип «Космонавт Гагарин» (1957—1961), 38 судов
Теплоходы проекта 646 (типа «Байкал»)на верфи Warnowwerft Warnemuende в 1953—1956 годах. (ГДР). Всего было построено 15 судов этого типа.
Теплоходы проекта 301 (типа "Владимир Ильич") На верфи VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau Бойценбург (ГДР) в 1974—1983 годах построено 22 судна трёх различающихся серий этого типа.
Теплоходы проекта 302 (типа "Дмитрий Фурманов") На верфи VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau Бойценбург (ГДР) в 1983—1992 годах построено четыре различающихся серии этого типа. Сначала он был утвержден под названием проект 301, который был затем модифицирован в проект 302, потом 302М и 302МК. Всего по заказам СССР было построено 28 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК.
Чехословацкие теплоходы (59 судов)
Теплоходы проекта 26-37, словацкое обозначение — MOL 1575 (типа «Октябрьская Революция») в 1957—1962 годах строившихся на верфи на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Чехословакия). Всего было построено 14 судов.
Теплоходы проекта 92-016 (типа «Валериан Куйбышев») в 1976—1983 годах на верфи Комарно (Чехословакия) изготовили 9 теплоходов. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, у них даже был туалет в каждой каюте.
Теплоходы проекта 785 (типа «Россия») в 1952—1958 годах. годах строившихся на верфи на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Чехословакия). Серия средних речных двухпалубных грузопассажирских теплоходов-дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях. Всего было построено 36 судов проекта 785 в трёх сериях
Австрийские теплоходы (11 судов)
Тип теплоходов проект Q-040 ( типа «Максим Горький») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1974 году. Вторым судном был «Александр Пушкин»
Тип теплоходов проект Q-040A ( типа «Василий Суриков») немного улучшили. Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1975 году. Вторым судном был «Илья Репин»
Тип теплоходов Q-056 ( типа «Антон Чехов») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1978 году. Вторым судном был "Лев Толстой". Серия тоже вышла не совсем удачной. Это были единственные теплоходы с бассейном для купания на верхней палубе. Бассейн их подвел.
Тип теплоходов Q-065 ( типа «Сергей Есенин») На австрийской судостроительной верфи Österreichische Schiffswerften AG в городе Корнойбурге, с 1984 по 1986 год было построено 5 теплоходов этого проекта. Сергей Есенин, Александр Блок(Александр Грин), Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Михаил Светлов.
Представим, что если нынешний 4 палубный теплоход стоит 4 млрд. рублей. То на 200 теплоходов заказанных за границей СССР истратил 10 млрд долларов в современных ценах. Вместо того чтобы создать свою судостроительную промышленность в России.
Российские пассажирские теплоходы
Конечно, поначалу России было не до круизных пароходов. Но уже ходит в рейсы, четырёхпалубный теплоход, проекта PV300 «Мустай Карим». Спущен на воду и достраивается головное судно серии "Петр Великий". PV300 означает 300 пассажиров. на самом деле 342. Готов проект PV500 на 500 пассажиров. Есть и модификации PV300VD на 310 пассажиров.
Прототипом проекта PV300VD был проект PV09, ныне частное судно "Штандарт" на 36 пассажиров
Все главные общепроектные решения концепта PV300VD были отработаны на PV09, в том числе архитектура и особенно боковой вид, свойственный яхтами и круизным судам XXI века; помещения и каюты с максимальным остеклением (большими окнами); "плавучая гостиница" с устройством полноценных балконов, носовым обзорным салоном; двухуровневой "солнечной" палубой с баром, бассейном, в плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента; дизель-электрическая пропульсия; полноповоротные винто-рулевые колонки в качестве единого средства движения и управления судном.
https://portnews.ru/news/299664/
Поскольку PV300 и прочие модификации очень дорогие, есть проекты дешёвых теплоходов типа "Гама" за 400 млн рублей . Головной корабль уже спущен, второй спустят в начале 2021 года.
Поскольку в обзоре большие и средние пассажирские суда. Для малах пассажирских судов места не нашлось. К примеру, остались за бортом прототипы проекта ПКС-40
Про советскую тему.
https://riverforum.net/showthread.php?t=138
https://riverforum.net/showthread.php?t=138&page=2&s=fb1d4fee88044c6c1844dd297cbd3a41