рейтинг блогов

Советские традиции пассажирского судостроения.

топ 100 блогов genby02.01.2021 В 2020 году,  совершил несколько круизов первый большой пассажирский теплоход проекта PV300 "Мустай Карим". Этот теплоход впервые в истории России и СССР, построен в России.

Советские традиции пассажирского судостроения.

Тема о мощной судостроительной промышленности СССР является мифом. К примеру, изображенный на картинке того чем славился СССР,  теплоход "Федор Достоевский, был иностранным.

Советские традиции пассажирского судостроения. Советские традиции пассажирского судостроения.

На самом деле теплоход "Федор Достоевский" в девичестве был лайнером "Астор", в 1987 году сделанным на западногерманской верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft в Киле по заказу южноафриканской компании Marine Corporation из Кейптауна. О каждом предмете на картинке можно поговорить. Но по каждому тема слишком обширна. В данном случае, затронем только пассажирские теплоходы.  Большие пассажирские суда строились за границей поголовно, без исключений. СССР освоить их производство так и не смог.

Ни ранее, ни позднее, в истории СССР и России отечественная судостроительная промышленность такие суда не строила, только при царе. Вместо того чтобы построить свою верфь и делать суда самим, давая людям работу и загружая заказами смежные предприятия. В период развитого социализма, благодаря тому, что в страну текли рекой нефтедоллары, стал возможен заказ в социалистических странах (ЧССР, ГДР) и даже на Западе целой флотилии из десятков трёх- и четырёхпалубных теплоходов, и уже начиная с 1974 года в СССР стали поступать «невиданные» по размеру, архитектуре и самое главное — комфорту речные круизные суда и лайнеры, для работы на регулярных пассажирских линиях.

Последней советской серией изготовленной в СССР был проект 860 (тип «Ерофей Хабаров») в 1958—1965 было сделано 13 штук. Это были средние двухпалубные пассажирские теплоходы, в основном изготовленные в Киеве. Но потом, даже эту простенькую серию отдали в Венгрию и там изготавливали аналогичную 860 типу, тип 305 («Дунай»)

Это был вверх советского судостроения. Что то подобное, ходило на Миссисипи во времена юности Марка Твена, только с гребными колесами.
Советские традиции пассажирского судостроения.
Все трех и четырех палубные пассажирские теплоходы изготавливались за границей. Особенно забавно, что к делу привлекли столь прославленные судостроительные державы, как Венгрия, Чехословакия и Австрия. Советский девиз коммуниста Егора Гайдара «Если что-то будет нужно, мы купим за рубежом», возник именно тогда.

Венгерские теплоходы (49 судов)

Теплоходы проекта 305 (типа «Дунай») Аналог проекта 860 (тип «Ерофей Хабаров») . Строились в Венгрии на заводе Obuda Hajogyar Budapest по заказу СССР в 1959 — 1967 годах. Всего было построено сорок девять судов

Немецкие теплоходы (114 судов)

Теплоходы проекта  588
(типа «Родина») в 1954—1961 годах  в городе Висмаре, на судоверфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar, носившей имя расстрелянного в концлагере немецкого коммуниста Матиаса Тезена. Всего было построено 49 теплоходов.  Проект аналогичен чешскому проекту MOL 1575.
Теплоходы были построены в 2-х сериях:  Серия I тип «В. Чкалов» (1954—1956), 11 судов .  Серия II тип «Космонавт Гагарин» (1957—1961), 38 судов

Теплоходы проекта 646 (типа «Байкал»)на верфи Warnowwerft Warnemuende в 1953—1956 годах. (ГДР). Всего было построено 15 судов этого типа.

Теплоходы проекта 301 (типа "Владимир Ильич") На верфи VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau Бойценбург (ГДР) в 1974—1983 годах построено 22 судна трёх различающихся серий этого типа.
Советские традиции пассажирского судостроения.

Теплоходы проекта 302 (типа "Дмитрий Фурманов") На верфи VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau Бойценбург (ГДР) в 1983—1992 годах построено четыре различающихся серии этого типа. Сначала он был утвержден под названием проект 301, который был затем модифицирован в проект 302, потом 302М и 302МК. Всего по заказам СССР было построено 28 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК.

Советские традиции пассажирского судостроения.

Чехословацкие теплоходы (59 судов)

Теплоходы проекта 26-37, словацкое обозначение — MOL 1575 (типа «Октябрьская Революция») в 1957—1962 годах строившихся на верфи на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Чехословакия). Всего было построено 14 судов.

Теплоходы проекта 92-016 (типа «Валериан Куйбышев») в 1976—1983 годах на верфи Комарно (Чехословакия) изготовили 9 теплоходов. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, у них даже был туалет в каждой каюте.
Советские традиции пассажирского судостроения.
Теплоходы проекта 785 (типа «Россия»)  в 1952—1958 годах. годах строившихся на верфи на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Чехословакия). Серия средних речных двухпалубных грузопассажирских теплоходов-дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях.  Всего было построено 36 судов проекта 785 в трёх сериях

Австрийские теплоходы (11 судов)

Тип теплоходов проект Q-040 ( типа «Максим Горький») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1974 году. Вторым судном был «Александр Пушкин»

Тип теплоходов проект Q-040A ( типа «Василий Суриков») немного улучшили. Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1975 году. Вторым судном был «Илья Репин»

Тип теплоходов Q-056 ( типа  «Антон Чехов») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1978 году. Вторым судном был "Лев Толстой". Серия тоже вышла не совсем удачной. Это были единственные теплоходы с бассейном для купания на верхней палубе. Бассейн их подвел.
Советские традиции пассажирского судостроения.

Тип теплоходов Q-065  ( типа  «Сергей Есенин») На австрийской судостроительной верфи Österreichische Schiffswerften AG в городе Корнойбурге,  с 1984 по 1986 год было построено 5 теплоходов этого проекта. Сергей Есенин, Александр Блок(Александр Грин), Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Михаил Светлов.

Представим, что если нынешний 4 палубный теплоход стоит 4 млрд. рублей. То на 200 теплоходов заказанных за границей СССР истратил 10 млрд долларов в современных ценах. Вместо того чтобы создать свою судостроительную промышленность в России.

Российские пассажирские теплоходы

Конечно, поначалу России было не до круизных пароходов. Но уже ходит в рейсы, четырёхпалубный теплоход, проекта PV300 «Мустай Карим». Спущен на воду и достраивается головное судно серии "Петр Великий".  PV300 означает 300 пассажиров. на самом деле 342.  Готов проект PV500 на 500 пассажиров. Есть и модификации PV300VD на 310 пассажиров.
Прототипом проекта PV300VD был проект PV09, ныне частное судно "Штандарт" на 36 пассажиров
Советские традиции пассажирского судостроения.
Все главные общепроектные решения концепта PV300VD были отработаны на PV09, в том числе архитектура и особенно боковой вид, свойственный яхтами и круизным судам XXI века; помещения и каюты с максимальным остеклением (большими окнами); "плавучая гостиница" с устройством полноценных балконов, носовым обзорным салоном; двухуровневой "солнечной" палубой с баром, бассейном, в плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента; дизель-электрическая пропульсия; полноповоротные винто-рулевые колонки в качестве единого средства движения и управления судном.
https://portnews.ru/news/299664/

Поскольку PV300 и прочие модификации очень дорогие, есть проекты дешёвых теплоходов  типа "Гама" за 400 млн рублей . Головной корабль уже спущен, второй спустят в начале 2021 года.
Советские традиции пассажирского судостроения.

Поскольку в обзоре большие и средние пассажирские суда. Для малах пассажирских судов  места не нашлось. К примеру, остались за бортом прототипы проекта ПКС-40

Про советскую тему.
https://riverforum.net/showthread.php?t=138
https://riverforum.net/showthread.php?t=138&page=2&s=fb1d4fee88044c6c1844dd297cbd3a41

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Живой корневой мост в городке Черапунджи, в индийском штате Мегхалая. Создан из воздушных корней каучуконосного фикуса, который хорошо приспособлен к закреплению на крутых склонах и скалистых поверхностях. Достигая противоположного берега, корень врастает в землю, а дальше его надо ...
Страшная авария с поездом №91 произошла вчера, погибла локомотивная бригада и водитель грузовика https://tvzvezda.ru/news/20231112833-OEhDJ.html . Пассажиры не пострадали. ДТП банальное — водитель на 20т китайце выехал перед поездом Поезд задержался на 5 часов, потом ему заменили ...
«Русский Образ» переименовал ул. Дж.Дудаева в г.Львове (Украина)В январе 2010 года в ...
Учебные корпуса размещены в центре кампуса: гуманитарный корпус и естественнонаучный корпус. Между этими корпусами расположен 11-этажный Студенческий центр для студенческих объединений и организаций. В этом центре разместился конференц-зал на 900 мест, все необходимые инфраструктурные ...
Битик, битик - вроде малость Но возьмите выньте-ка В мире всё б давно сломалось Без него, без битика В оригинале эта песенка звучит чуть по-другому (пятничного всем настроения, да) Работа инженера-автоматчика в равной степени связана и с битиками, и с винтиками. О пропавших винти ...