Советские люди оценили подвиг Крякутного,
pantoja — 20.01.2011или советское образование — лучшее образование в мире.
Последнее время все популярнее лозунги о том, какие прекрасным, духовным и фундаментальным было советское школьное образование и как его злонамеренно разваливают при помощи ЕГЭ, закона о бюджетных учреждениях, «Основ религиозных культур», а теперь вот еще и патриотизма с физкультурой. Между тем советское образование в качестве важнейшей, первой функции имело идеологическую и пропагандистскую (ну и его наследник, наше среднее образование, не без того).
Вот как «ненавязчиво» и тотально воспитывали патриотизм.
На уроке русского языка.
Подвиг Крякутного. Это было осенью 1731 года в городе Рязани. Крякутный гулял по городу и увидел крестьян, которые жгли сорняк. Он задержался возле костра и наблюдал, как дым поднимался к небу. Крякутный понял, что дым более легкий чем воздух. Со временем дома он сделал снопу, наполнил ее горячим дымом и пустил. Снопа полетела. Потом Крякутный взялся за изготовление такого шара, чтобы и самому можно было подняться. В конце концов он изготовил такой шар и решился лететь. В поле разжег костер, кругом забил колы, к которым привязал шар. Шар наполнился теплым воздухом. К шару была приделана петля. Крякутный сел в петлю и перерезал бечевки. Шар плавно поднялся и понес вверх первого в мире воздухоплавателя. Проплыл он над полем и появился над городом. Вот и церковная изгородь. За ней росли высокие березы. Крякутный почти затронул верхушки деревьев. Еще минута - и он бы ударился об колокольню. Крякутный не растерялся. Быстро и ловко ухватился он за веревку церковного звона, а брошенный шар быстро исчез с глаз. Крякутный спустился, а внизу его ждала взбешенная толпа. Поп наговорил на Крякутного, будто тот знался с «нечистой силой». Его хотели сжечь на костре или живым закопать в землю. Крякутный остался живым, но из города его выгнали. Люди высоко оценили подвиг Крякутного. 23 сентября 1951 года торжественно отмечена двести двадцатая годовщина со дня первого в мире полета на воздушному шаре.
* Орфограммы: Рязани, крестьяне, сорняк, возле костра, изготовление, привязал, теплым воздухом, петля, вверх, воздухоплавателя, березы, верхушки деревьев, не растерялся, брошенный, полета, внизу.
* План пересказа: 1. Наблюдение Крякутного. 2. Его опыт. 3. Изготовление большого шара. 4. Первый воздухоплаватель. 5. Взбешенная толпа. 6. Советские люди оценили подвиг Крякутного.
* Задание. Устно передайте содержание рассказа от лица Крякутного, наблюдателя.
На уроке природоведения (публикация 2009 года, «разработка» принадлежит учителю 1965 г.р.).
После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу... А еще раньше в древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной, всё свободное время он проводил за чтением книг. Из книг он узнал о мудром Дедале и его сыне Икаре. Кто знает, чем знаменит Икар?
Дети. Икар поднялся в воздух на самодельных крыльях.
Учитель. Крякутной захотел повторить подвиг Икара. Сделал он большого бумажного змея и попытался на нем спуститься с холма. Однажды его попытка удалась.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением летательного аппарата.
А еще он заметил, что теплый воздух поднимается из печной трубы вверх. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках. Что изобрел Крякутной?
Дети. Он изобрел воздушный шар.
Правда, как обычно, ничего общего с советскими кунштюками не имеет. Об использовании этого «факта» в популярной и детской литературе, в частности, Волковым, который «Волшебник изумрудного города», можно посмотреть еще здесь.
|
</> |