Советская Энни Холл: Алика (фильм "Асса" 1987)
na_shpilke — 03.10.2013
Сегодняшний кино-стиле-пост опять выходит без обещанного анонса. Но
только потому, что вряд ли в нем нуждается, т.к. посвящен фильму,
давно ставшему культовым.
Этот пост будет о фильме "Асса" (1987), ибо, знаковым в нем
являются не только персонажи, их диалоги, музыка. Как я заметила
лишь на днях
стыд мне и позор, образ главной
героини Алики есть интереснейшее воплощение идеи той необычной,
альтернативной женственности, которая, к сожалению, совсем не часто
появляется на современном экране.
Уже неоднократно я делилась
здесь (и еще
здесь) мнением, что современная женщина это далеко
не всегда и совсем не только платья, каблуки, оборки и ленты. Так,
очень здорово, если доводится работать с клиентками, готовыми
посмотреть и в несколько ином направлении, и я просто счастлива
наблюдать подобные воплощения на экране:
Татьяна Друбич продемонстрировала в "Ассе" женский персонаж,
не совсем типичный, если не для своего времени, то для общего
советско-социального контекста. И насколько нетривиальной была её
Алика, насколько удивительно точно отражали это и её костюмы.
Не буду тянуть с интригой и поделюсь, что Алика в моих глазах
это настоящая, пусть и более трагичная советская Энни Холл из
одноименного вуди-аленовского "Annie Hall" 1977:
Диан Китон в образе Энни Холл (1977)
Татьяна Друбич в образе Алики (1987)
Разделенный десятилетием стиль обеих построен не просто на
вдохновении мужским костюмом, он в буквальном смысле состоит из
мужской одежды. Для обеих героинь это их откровенный протест в
пользу сильной и самостоятельной женщины, имеющей право на
собственные решения и собственные же ошибки.
Образы Энни, появились на экране раньше "Ассы", и, что интересно,
являются производными личного стиля самой актрисы Диан Китон.
Примерно в таком виде она пришла на съемочную площадку на одну из
первых репетиций и Вуди Ален тут же утвердил её наряд как стиль
Энни Холл на экране (несмотря на протест художника по костюмам).
Тогда главной идеей было показать женщину, не ставящую перед собой
цель быть в глазах окружающих исключительно сексуальным объектом,
её хочется равенства, партнерства - как в профессиональной жизни,
так и в личной. Именно по этой причине Энни ни разу не предстает
перед зрителем в откровенно женственных и чувственных нарядах, мы
не видим и обтягивающих фигуру вещей, ни открытой кожи.
Но в этом несомненно есть своя привлекательность, ибо
обладательница стройной фигуры и женственного лица способна
выглядеть невероятно трогательно и женственно в мужской одежде.
Кто-то может верно указать на возможные скрытые цели такого посыла,
иные, нежели liberté et égalité - создание подчеркнутого
контраста между истинно мужским и истинно женственным, мужская
одежда, делающая свою носительницу еще более женственной,
трогательной и беззащитной. Это, конечно, не было основной
целью самой Диан Китон и её Энни Холл, но мода не зря окрестила её
образ культовым и принялась за усердное копирование:
Думаю, что художники по костюмам "Ассы" тоже не обошли
вниманием это влияние (но это лишь мои догадки, т.к. найти
документальных подтверждений этому мне не удалось).
(*) Здесь следует добавить по следам уже появившихся к этому
посту комментариев (и спасибо всем, что это отметил), также и
влияние одного из направлений моды 80х - так назваемое
power dressing, призванное
отразить расцветающую в тот период женскую эмансипацию и
ассертивность. И да, отражалось это и в использовании мужской
одежды "напрямую":
И в стилизованных женских костюмах, в частности
гипертрофированной линии плеч у женских жакетов, блуз и даже
футболок.
Женщины в несколько мешковатой одежде с широкими (пусть и за
счет подплечников) плечами действительно были частью модной сцены
того периода. Однако, возвращаясь к Алике в "Ассе", к контексте
сюжета её костюмы проявляются не только как отражение эпохи, но в
первую очередь как отражение персонажа. Её образ, пусть и не
революционный, несет в себе, на мой взгляд большую смысловую
нагрузку и чудесную и неожиданную многогранность. С одной
стороны наряды целиком и полностью построенные из мужских вещей "не
со своего плеча" здорово выделяют Алику из сонма молоденьких
любовниц влиятельных авторитетов, которые, логично предопложить,
следуя тем же трендам того периода, могли бы выглядеть скорее вот
так:
Алика другая:
Она - не стандартное свежее и молодое тело, только за такое
себя и отдающая: она не носит платья, туфли на каблуках, не
пользуется косметикой => традиционный арсенал "настоящих"
девочек. Мы фактически никогда не видим обнаженных/открытых
участков кожи: оголенной спины, декольте. Алика не просто одевается
в стиле
Comme des Garçons,
"как мальчики", она буквально носит мужскую одежду своего взрослого
любовника, слишком большую для её размера, не подогнанную по
фигуре.
И уже здесь проявляется двойственность: является ли это актом
полного растворения в более сильном мужчине? Полной зависимостю от
него, готовностью стать частью него безраздельно? Наверное так это
видит Говорухин-Крымов, считающий себя в праве лишить Алику
свободного выбора, ибо она в его рубашке, а значит, как и сама
рубашка, принадлежит ему:
Или же Алика, не боящаяся примерить на себя костюм преступного
авторитета (в буквальном смысле) считает себя ему равной, видит
себя такой же сильной, свободной и в праве принимать собственные
решения, в том числе и с кем быть и кого любить. Она в мужском
костюме и, значит, ничуть не слабее мужчины рядом с нею:
(*) Если вы помните сюжет, Алика была медсестрой и познакомилась
с Крымовым, когда тот был в больнице, т.е. он был в положении
слабого, она - сильного, что может читаться в её видении
собственного образа.
И не случайно финальный и страшный акт Алика тоже совершает одетая
в белую мужскую рубашку своего любовника:
Однако это еще не все, и образ Алики раскрывается во всей своей
чудесной многогранности, когда она оказывается рядом с
Банананом:
Ибо теперь её наряды, состоящие из мешковатых мужских вещей,
приобретают совсем другой смысл. Исчезает контекст гендерного
противостояния, желания потягаться "кто сильнее". Рядом с
Банананом, который одет столь же мешковато, даже неопрятно,
неустроенно, Алика вдруг тоже выглядит чудаковатой и
беззаботной девочкой, живущей в своем собственном мире:
И то, что Бананан есть родственная её душа подтверждает
постоянная созвучность их костюмов:
А вот Крымов в своих классических правильных костюмах явно
выделяется на их фоне:
И жаль для двух чудаковатых героев, что третий, посмотрев на
них и их сходство, не понял, что является лишним, и отказался
подвинуться. Именно поэтому история советской Энни Холл оказалать
трагичной.