Совесть как идея человека (малоизвестные страницы высшей психологии) | Общественное движение "Совесть"

топ 100 блогов Сообщество «Общественное движение "Совесть"»15.04.2012

В опросе «Что такое совесть» http://gidepark.ru/community/3550/content/1298523 рассматривались разные представления о совести, но не было одного, о котором я хочу рассказать в этой статье.

В принципе, у любого человека есть возможность познакомиться с Богом без всяких мистических переживаний. Для этого ему нужно только понять, что Бог – это Идея Мира, то есть система отношений (включая и динамические отношения) между вещами мира. Конечно, воспроизвести в себе Идею Мира полностью человек со своим ограниченным сознанием не может, но какое-то представление об этой Идее составить может. (Отвлекаясь в сторону, отвечу на вопрос «А как же с «человеческими» свойствами Бога – Волей, Могуществом, Любовью и пр.?». По мере более и более близкого знакомства с Идеей Мира открывается и то, как и каким образом Она обладает такими качествами. Но это «в сторону».)

Такое «метафизическое» начало понадобиось мне для того, чтобы задать не очень широко известный ракурс взгляда на человека: подобно тому, как Бог – это Идея Мира, и человек – это воплощение некой идеи, идеи человека, идеи, конечно, гораздо меньшей, чем Идея Мира, но, тем не менее, тоже очень большой и сложной. Идея человека включает в себя многое – например идею биологического устройства человека, но, конечно, не только. Включает она и программу жизни человека – своего рода замысел человека, который очень многие люди смутно чувствуют, но не могут выразить его словами, хотя некоторые тратят много сил на то, чтобы в «поисках себя» этот замысел найти и сформулировать.

Реально ли существуют такие программы? Или все эти слова – «смысл жизни», «судьба», «предназначение» и пр. – просто формулы речи, красивые слова, не имеющие под собой реальной основы? Психология открывает, что такие программы существуют реально, хотя, еще раз, далеко не всегда осознаются ясно. Другими словами, «поиски себя» - это не «поиски в темной комнате черного кота, которого там нет». Это поиски хотя и в «темной комнате», но поиски «кота», который есть и который может (и даже должен) быть найден (хотя обычно оказывается, что для этого сначала нужно включить в «комнате» свет).

А вот дальше начинается самое интересное – анализ того, а что же включают в себя программы человека? Оказывается, что программы эти имеют довольно сложное устройство. В частности, в них есть: 1) программа, общая для всех людей – всего человечества; 2) программа, общая для людей одного народа; 3) семейные (родовые) программы; 4) индивидуальные программы данного конкретного человека... Список, заведомо неполный, так как, становясь членом той или иной группы (профессиональной, политической, дружеской...), человек принимает и программы этих групп, тем самым расширяя свою личную программу. Все дело в том, что подобно тому, как один человек, реализует свою программу-идею, каждая группа людей (от человечества в целом до производственного коллектива) реализует свою программу-идею. У некоторых групп (например, партий) такие коллективные программы относительно просты и могут быть исчерпывающе переданы небольшой брошюрой или даже листовкой. У других же (например, народов) групповые программы очень масштабны и сложны и понимаем мы их обычно очень мало (хотя и чувствуем).

Часть его программ человеку известно хорошо. Например, член какой-нибудь партии знает программу своей партии. А часть своих программ известны человеку очень плохо. Но, тем не менее, даже не зная их, он эти программы реализует, часто, правда, сам о том не догадываясь.

Вот теперь мы и подходим к пониманию того, что такое совесть. Совесть – это «передающее устройство» или часть «системы управления человеком», которая делает для человека известной ту часть его программы, которую ему нужно реализовывать в данный момент времени, сейчас, сию минуту. Передается это знание в виде чувства должного, более или менее полно человеком осознаваемого.

Отсюда и напрашивается вывод, что содержание приказов совести для разных людей, с одной стороны, не тождественно, не одинаково, так как «индивидуальная часть» программы у каждого человека своя. А с другой стороны, часть приказов совести одинакова для людей, которые принадлежат к одной группе, например, для людей одного народа.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Поговорим о любви к Родине. Уже смешно? Ладно, будем считать, что я пошутил. Да, это стыдно, это не модно. Признак провинциальности и лоховства. Само слово «родина» звучит как насмешка. Куда красивее – Фатерлянд... В сетевых тредах часто ...
Это был фантастический финал! Диего Годин забил на 36-й минуте и "Атлетико" повел в счете. Последний матч Диего Косты за "Атлетико", но к сожалению он был заменен на 9-й минуте. Все оставшееся время "Реал" давил, не получалось и Карло Анчелотти пошел ва-банк - на 59-й минуте вместо Коэнт ...
Это утверждение больше удивило меня именно тем, что сделано оно было не мужчиной, а именно девушкой. А началось всё с одного интересного случая, который приключился с одним моим знакомым. Встречался он себе с девушкой: любовь-морковь. Красивые у них были отношения, ухаживания, романтик та ...
К началу девятнадцатого века у евреев России не было фамилий‚ и пользовались они лишь именами и прозвищами. Г.Державин в своем "Мнении" рекомендовал прибавлять к их именам русские фамилии типа Замысловатый‚ Дикий‚ Промышленный – для более удобной их переписи и для ведения судебных дел. ...
Где-то в моём гетто: ...