Совершенно секретно

топ 100 блогов diak-kuraev08.09.2015 сегодня в этом еженедельнике:


- Отец Андрей, те, кто живёт в церкви, десять, пятнадцать, двадцать лет, так или иначе, сталкиваются с темой гомосексуализма среди епископата. Но громко, широко, и открыто эту тему, впервые подняли вы. Не жалеете о том, что сделали?
- Я не ощущал, что оказался перед выбором. Тогда я просто думал, что могу подставить плечо патриарху. Подумал, что он действительно начал борьбу с этим явлением. Жалоб на домогательства я слышал немало, но ни разу не видел, чтобы Патриархия проявила волю в их расследовании. А здесь вдруг комиссия из Учебного комитета приехала в Казань, и при опросе семинаристов не давили: «Молчите, вы все выдумываете!». Напротив, их призывали честно высказаться, даже на условиях анонимности. Я был так удивлен, что решил: «По всей стране началось!». А раз Патриарх взялся за проблему, я поспешил ему помочь.
Да и с точки зрения нравственной вполне естественно встать на сторону тех, кого обижают. Так что минуты выбора для меня не было.
Но очень быстро оказалось, что во враги патриархия все же решила назначить меня, а не геирархов.
Первым звоночком стало то, что меня неожиданно исключили из Синодальной богословской комиссии, причем сопроводили это деяние открытой ложью. Синод принял решение обновить состав богословской комиссии якобы по ее собственному решению. А ближайшее заседание комиссии перед заседанием Синода было всего за день. Я на нем присутствовал, и могу свидетельствовать, что ни моя персона ни вопрос по изменению состава комиссии там просто не обсуждались. Все было вполне благожелательно. Более того, ректор Московской Духовной Академии архиепископ Евгений и его заместитель по Учебному комитету о. Максим Козлов (именно он возглавлял комиссию по проверке жалоб казанских ребят), полу в шутку, полу всерьез, сказали: «давай тебя назначим ректором Казанской семинарии?».
Но уже через несколько дней тот же Козлов на Ученом Совете Академии яростно требовал исключить меня из состава преподавателей.
Я думаю, что поводом для такой реакции Патриархии, и, скорее всего, самого Патриарха, было вот что.
В моем блоге появился анонимный комментарий из Санкт-Петербурга. Этот человек писал, что сам он уже пожилой, но он помнит церковную жизнь семидесятых годов, когда митрополитом Ленинградским был Никодим (Ротов). Далее он признается, что сам он гомосексуалист, но не считает это проблемой. Он писал, что во времена его молодости все знали ориентацию митрополита Никодима и ставит вопрос: «Почему при идиотской травле геев, какой не было и в СССР, молчит Патриарх, который был когда-то рукоположен митрополитом-гомосексуалистом, (это не упрек, но Кирилл ведь всё знал) величайшим деятелем Русской православной церкви, а теперь бесстрастно наблюдает за тем, как его клир проповедует ненависть?».
Этот комментарий впечатлил меня человеческой достоверностью. Интересно мне было не упоминание митрополита Никодима, а самоощущение этого человека. Он реально описывает, как сам ощущает себя, и свой путь в жизни. У меня есть слабость к такого рода текстам. Они не проходные, их нельзя сочинить, в них какая-то человеческая правда. Она не моя, но она принадлежит какому-то реальному человеку. И я решил, нехорошо отправить эти слова в корзину небытия, и раскрыл этот комментарий.
Собственно, из-за этого всё дальнейшее в моей судьбе и произошло. Но я даже не думал, что закрываю свою судьбу в качестве профессора Академии.
Так что выбора с моей стороны не было, и это хорошо. За десятилетия церковной жизни я убедился, что, если нечто приходит само, без моего выбора, это надо просто принять как пришедшее от Бога. Поэтому у меня нет ни озлобленности, ни обиды. Это не от Патриарха, это от Бога. Господь хочет меня изменить, а через меня, быть может, что-то изменить и в церкви. Это просто послушание, которое я исполняю.

- Месяц назад гомомитрополит Анастасий (Меткин) был переведен из Казани в Ульяновск. Во время первой же службы толпа прихожан, возглавляемая несколькими священниками, встретила его криками «анаксиос», что по-гречески значит, недостоин. Случай из ряда вон выходящий. Как сейчас там развиваются события?
- Анастасий после этого скандала ездил в Москву, встречался с чиновниками из Патриархии. По-видимому, конфликт решено спустить на тормозах. И одна из причин в том, что отец Иоанн Косых, один из организаторов ульяновского протеста, плоть от плоти местного духовенства, потомственный священник, его родные братья служат там же. Выставить дураком такого человека перед местными не получится. Кроме того, Анастасий это та кошка, которая и сама прекрасно знает, чье мясо съела. После поездки в Москву, Анастасий вызвал-таки отца Иоанна Косых к себе на ковер. Священник просил его о формальности: «в вашем же епархиальном суде под вашим же руководством разберите эти обвинения!». В ответ от Анастасия последовала потрясающая фраза: «А что мы будем делать, если Кураев своих лжесвидетелей приведет?».
То есть Анастасий понимает, что даже в суде под его собственным председательством у него есть шанс не оправдаться. И Патриархия это понимает. И это тоже лишает их уверенности.
Я уже два года повторяю эти горькие «слухи». Церковное право не позволяет мне подать в иск, поскольку я не пострадавший. Но если кто-то из названных мною геирархов решит привлечь меня к суду за клевету, я приду туда с радостью, но не один. Со мною будут те, кто лично столкнулся с домогательствами этих начальствующих в церкви лиц. Они это знают. И потому идея «Кураева под суд» живет лишь в интернете.
Пока же Анастасий надеется обаять священников и народ, понимая, что для основной массы народа «что ни поп, то и батька». А в патриархии думают: потерпим годик, Анастасий достигнет пенсионного возраста (для епископов это 75), а потом мы его тихо уберем.

- А как обстоят дела с владыкой Феофаном (Ашурковым), который на Ставропольской кафедре зарекомендовал себя сильным архиереем, он умеет вести диалог с исламской уммой, и сейчас он переведен в Казань, регион с сильным мусульманским влиянием? Кроме того в интернете есть видео, где вы вместе с митрополитом Феофаном отвечаете на вопрос, может ли гомосексуалист быть священником. Вы говорите, что если он подавляет эти устремления, то гомосексуалист может носить сан, а владыка вас перебивает, и рубит с плеча, мол, ни при каких условиях гомосексуалист не может быть рукоположен.
- Очень интересная история. Кстати, за ужином того же дня владыка Феофан вручил мне благодарственную грамоту и сказал мне, что вполне со мной в этом вопросе согласен, но оборвал меня, потому что по информации из ФСБ с этим вопросом на мою лекцию пришли местные нацисты с целью устроить драку…
В патриархийных кругах считают, что мы с владыкой Феофаном друзья. И думают, что именно мы на пару и устроили ульяновский скандал. Поэтому патриархия жестко требовала от Феофана, чтобы он сам разобрался с этими, совсем недавно подчинявшимися ему, священниками.
В Патриархии нынче модно искать заговоры. Просто какая-то эпоха Борджиа. В их сознании не укладывается, что какой-то заштатный дьячок может действовать просто по своему личному убеждению. «Кто за ним стоит? Госдеп? А вдруг это одна из кремлевских башен? А вдруг это заговор кардиналов? А вдруг это «троицкие» против «никодимовцев?»»

- А вас пытался кто-то привлечь на свою сторону, приоткройте занавес?
- Честно скажу, есть епископы, которые меня поддерживают. Кто-то молитвой, кто-то на словах, а кто-то и копеечку дает. Епископат действительно не единодушен в этих вопросах. Но поддерживают меня вовсе не те, с кем я дружил раньше. Это те епископы, которые улучшили свое мнение обо мне в ходе этой истории. Но я не был «их человеком», и заказа на мои действия не было даже от них.

- Теория заговоров, занимает умы не только патриархии. Я знаю об одном игумене, который где только можно трубит, что причина всех акций, дискредитирующих церковь, с Чаплиным, Смирновым, с Анастасием, в том, что у Кремля не хватило денег купить Патриархию, и ее купила Саудовская Аравия. И всё это делается для того, чтобы наш народ к 2030-му году принял ислам. Косвенным доказательством своей теории этот игумен считает то, что церковные власти запретили ему что-либо писать в интернете, и говорить проповеди в церкви.
- Знаете, я соглашусь с этим отцом-игуменом. Если в его концепции заменить слова «Саудовская Аравия» на слова «Господь Бог». Полагаю, что это Божий Промысл, Господь желает провести церковь через период разочарований, общественной обструкции, закалить нас. Я верую, что каждый патриарх приходит по Промыслу Божию, как и патриарх Кирилл. Только мой ответ на вопрос, зачем это нужно Господу, будет сильно отличаться от ответа официальной патриархийной прессы. Может быть, он нам дан не для еще большего, как она уверяет, расцвета церковной жизни, а ради того, чтобы мы снова оказались в ситуации, когда нужна решимость для публично сказанных слов: «я – православный».

- То есть крови мучеников двадцатого века…
- Не надо всуе поминать мучеников. Обструкция вовсе не мученичество. Это просто опыт общественного презрения. Его в нашей истории мало. Даже в Советском Союзе кто-то нас ненавидел, а кто-то тайно благоговел, но мало кто именно брезговал.

- После того как вы подняли тему гомоиерархов возникла некоторая инерция: тема оказалась на слуху, к ней обращаются светские издания, да и вы нет-нет, да ее затрагиваете. При этом наш епископат вряд ли какими-нибудь статьями исправишь. Так стоило ли вообще поднимать эту тему?
- Начну с далекого мемуара. В конце девяностых я впервые оказался в Италии. Меня интересовала реальная жизнь католичества, в частности, как они воспринимают догмат о непогрешимости Папы. Оказалось, он не близок итальянцам. Они объясняют это так: «Веками мы жили слишком близко к Ватикану, и задний двор его всегда был обращен к нам, итальянцам. Мы видели все грязное белье папского двора, и поэтому нам просто невозможно поверить в непогрешимость Римских пап».
В нашей среде, где свойственно все или идеализировать или демонизировать, неплохо было бы избежать этих крайностей. Мы знаем русские качели: от обоготворения – в грязь. Ныне перестроечная эйфория по отношению к православию готова уйти в противоположный экстремум. Нашей церкви сейчас необходимо расколдовать саму себя. Десакрализовать до некоторой степени, перестать строить из себя небожителей. Честно сказать: мы обыкновенные люди, у нас бывают сопли, и мы тоже производим дерьмо. У церковных людей есть обычные проблемы, социальные, психологические, коммуникационные, межличностные. Есть и конфликты. Что ж, Церковь это не рассадник фиалок. Это больница, в которой лечимся и мы сами, включая самого директора. И у врачей есть проблемы со здоровьем. Да, мы такие. Но Церковь Христова не сводится к нам. В ней еще есть Христос.
В общем, - чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. И «внешняя» цель моей нынешней публицистики именно в том, чтобы не допустить перерастания неизбежных разочарований в вовсе не неизбежную и совсем уж неполезную тотальную ненависть к Церкви.
Но есть у меня еще «внутренняя» цель, собственно церковная. Я вижу, что в нашей церковной жизни нарастает соблазн папизма. Сверхцентрализация, гуруизм, голос патриарха выше других голосов. Время от времени идут такие вбросы, прощупывания, съедят или нет тезис о том, что «голос патриарха есть голос Бога». Привыкайте, привыкайте…
Ведь и догмат о папизме не однажды утром возник в Ватикане. Столетиями в церковной риторике и памяти копились оговорочки, витиеватости. Они въелись в кожу и мозги, и стало казаться, что вроде бы так оно веровалось всегда и всеми и везде. Я не хочу, чтобы эти тенденции нарастали у нас. Но они копятся день за днем.
Еще в поведении патриарха Алексия II меня шокировало то, что он никогда не целовал руку епископам. Формально они равны, они оба епископы, и при встрече они взаимно должны лобызать друг другу руки. Но и при Алексии, и тем более сейчас епископ подходит к патриарху так, как священник подходит к епископу: кланяясь и не рассчитывая на зеркальные этикетные проявления.
Получается, что кроме традиционных трех степеней священства (диакон-священник-епископ), и у нас в лице патриарха появилось нечто четвертое, некий супер-епископ. У католиков это официально. А у нас? На уровне этикета это уже появилось. На уровне риторики тоже начинает появляться.


- Следующий уровень – это уровень догмата?
- Нет, это уровень слепого повиновения во всем, дисциплинарный уровень. Ну а потом уже и догматика… А мне просто не хочется таких перемен. Я консерватор. Я хочу, чтобы церковь оставалась такой, какой я ее полюбил во времена моей юности.

- Но ведь это касается не только личности носящей титул патриарха. В церкви есть целая плеяда публицистов, которая сакрализирует духовенство, как неприкосновенную и непогрешимую касту …
- Главное в этом отношении было сказано несколько дней назад, членом общественной палаты РФ, недавним ректором Саранского духовного училища, а сегодня клириком Санкт-Петербурга, отцом Александром Пелиным, который заявил, что «Энтео никакого отношения к церкви не имеет, потому что он прихожанин». Оказывается, к церкви имеют отношение только профессионалы- священники. Но не миряне, которые их кормят. Я же считаю, что Церковь должна исправить себя. Но именно – вся Церковь, включая ее обычных прихожан и рядовых священников. Поэтому и по проблеме геепископов я обращаюсь не к патриарху, а к людям, к Церкви.


- Ваша позиция очень жестко не принимается, в первую очередь духовенством, занимающим в Патриархии или епархиях административные должности.
- Среди моих целей нет цели имиджевой и карьерной. Просто очень важно, чтобы какие-то критические отзывы о церкви раздавались изнутри церкви. В этом их созидательность. Все пройдет, в том числе и то, что сегодня считается официозом. И Чаплины и Энтео (в его нынешнем амплуа) сольются в прошлое. А осадочек останется. Мне бы хотелось, чтобы историки будущего, вынося свой приговор нашим дням, избежали тотальности оценок и признали, что и среди духовенства были голоса, которые считали иначе. И поэтому грех отдельных людей все же нельзя считать грехом всей церкви.

- В одном из комментариев для нашего еженедельника, вы сказали, что нет предпосылок для оздоровления церкви, ни изнутри, ни со стороны государства. Эта позиция просто дышит какой-то безысходностью …
- Не надо мыслить одним днем. Не обязательно все должно произойти завтра. Налицо признаки усталости властей от стиля современного понтификата. Назовем как минимум два. Первый: идиотское решение о назначении священника директором Херсонесского музея аннулировано. Второй, гораздо более серьезный: Санкт-Петербуржское правительство отказалось передавать Патриархии Исаакиевский собор. Хотя лоббирование этого велось на самом высоком церковном уровне. Эти неудачи церковной политики показывают, что власть уже не хочет встречать каждую инициативу Патриархии бурными и продолжительными аплодисментами. Кремль ощущает себя в осаде, кругом враги, мы чуть ли не в эпицентре необъявленной войны. Власти нужен крепкий тыл. Ей нужны скрепы, а на поверку оказывается, что им услужают не скрепы, а гнилые и капризные скрепки. Недалек день, когда и Кремль поймет, что его нарочито-показной союз с Патриархией уже не столько поддерживает рейтинг властей, сколько тянет его вниз.
Тогда в верхах могут взять дистанцию, или напротив, сказать: ну-ка, «партнеры», давайте серьезно меняйте хотя бы свой имидж, а лучше нутро свое почистите, а то от вас плохо пахнет.

- Не кажется ли вам, церковные и светские власти становятся похожи друг на друга. Государство не стесняется принимать откровенно раздражающих народ решений, а иерархи не замечают собственных клириков и прихожан. Они искренне считают себя избранными?
- Что они считают себя счастливчиками и любимчиками судьбы – это факт. Воспринимают ли они реальность? Наверное, плохо. Я все чаще (в связи с уничтожением продуктов или в связи с освобождением Васильевой), встречаю в интернете комментарии в стиле: «Мне становится понятно, почему никто защищал Николая II».
При всей отвратительности его оппонентов даже в Гражданскую войну в Белое движение люди не шли за монархическую идею. За учредительное собрание, за кадетов, да. Но черносотенцев-монархистов были единицы. Мелкие неправды «старого режима», накопившись, вызвали у людей желание отстранить себя от отождествления с этим кругом людей. Это не означало поддержку других. Но власть повисла в пустоте и, как обычно, не заметила этого… Я не сторонник революции, и не зазываю ее в Россию, но ощущение того, что «шубохранители» в верхах, мягко говоря, опьянели о своей вседозволенности, не оставляет.
Еще древние греки говорили: кого боги желают наказать, того они лишают разума. Вот и мы видим банальные и поразительные пиаровские ошибки. В стране, в которой десятилетиями в каждой столовой и каждом магазине висели слова «Хлеб всему голова», показывают по телевизору, как бульдозером давят продукты. В стране, которая психологически еще не отъелась после советской диеты. Физиологически мы давно уже толстые и сытые, но синдром хронического недоедания остался. Зачем же такие подставы?
В церкви то же самое. Зачем раздражать людей перекрытиями улиц во время патриарших визитов? Административным сгонянием людей на крестные ходы? Чего стоит письмо Санкт-Петербуржского митрополита Варсонофия командующему Северо-Западным военным округом: дай солдатиков на крестный ход. Что это такое? Митрополит не знает старого советского анекдота про беседу председателя обкома и батюшки: «не дадите скамеек на партсобрание, не дадим пионеров в церковный хор»? Этот старый анекдот сегодня решили претворять в жизнь? Кто-нибудь задумывается, что молодежь, которую сгоняют на массовые церковные мероприятия, говорит об этом в своей среде? Поразительное желание жить одним днем.

- В эфире одной православной радиостанции я задал вопрос заместителю управделами Патриархии отцу Савве (Тутунову), почему никогда, при переводе священника с прихода на приход, прихожанам не объясняют причину этого решения. Он соврал, что, как правило, причина перевода объясняется, и лишь иногда бывает так, что этого не происходит. Но любой церковный человек знает, что дело обстоит с точностью до наоборот. Почему даже такой молодой человек, как отец Савва, прекрасно понимая, что все итак знают истинное положение вещей, позволяет себе говорить откровенную неправду? Они реально думают, что «пипл всё схавает?»
- Это еще один мотив моей деятельности. Своими публикациями я пытаюсь понудить иерархию осознать, что сейчас не 18 век. Люди другие, другое самосознание. И в церкви тоже. И ролевая игра, которая в церковной жизни ведется, особенно, в иерархически-карьерной прослойке, она не может рано или поздно не кончиться. Надо понять, что стереотипы поведения 17 века уже не годятся. Я подвигаю иерархию хотя бы к этикетной реформе. Ну измените хотя бы модель поведения, не хамите. Не говорите сверху вниз «ты» при общении молодого епископ со старым священником. Персонально владыка Сергий (шеф патриаршего протокола), Христа ради, не бейте пожилых священников во время пасхального крестного хода. Тем более перед телекамерой. Игруны в феодальщину, остановитесь, что вы делаете?

(Справка Епископ Сергий толкает старого священника

Отец Андрей Кураев имеет в виду нашумевший случай полуторалетней давности. Пресс-служба Патриархии снимала крестный ход на Пасхальной седмице в московском кремле. Камера засняла момент, когда престарелый сухенький священник немного замешкался, и начал мешать общему темпу движения крестного хода. Тогда из задних рядов духовенства вырвался вперед тридцатидевятилетний викарий патриарха епископ Солнечногорский Сергий, человек очень крепкого телосложения, и увесистым тычком в спину подогнал замешкавшегося престарелого священника. Эти видеокадры стали «хитом просмотра» на многих православных интернет-ресурсах.)

Теперь об отношении к мирянам. Сейчас у всех приходов столицы, есть сайты. Их тысячи. Но найдите на них хотя бы десяток объявлений с приглашениями прихожан на приходское собрание. Нету. Участие мирян в жизни приходов, которые содержатся на их средства, равно нулю. Нет даже фикции общинной жизни.
Епископов переводят из города в город, так же как и священников без объяснения причин. Один знакомый батюшка, служащий в Москве много лет, подметил удивительную вещь: за его священническую практику Патриархия ни разу не назначила новым настоятелем второго священника этого же храма. Когда место настоятеля оказывается вакантным, туда всегда приводят варяга, который приводит своих людей, разрушает традиции прихода, асфальтирует все заново. То есть на словах мы за традиции, за преемственность, а на деле… Это подсознательная, а значит и правдивая и очень показательная черта, выдающая стиль управления церковью.

- В моем храме, с приходом нового викария, клириков служивших там полтора десятилетия убрали, и поставили, «косячников», один – батюшка, бросил свою жену с шестью детьми, другой выпивоха, надевающий для важности элементы церковного облачения, которые не имеет права носить. А примерных священников, образчиков христианской семейной жизни, дисциплинированных, отправляют туда, куда по народному выражению Макарка телят не гонял. Почему это происходит?
- Это отчасти моя вина. Повороты моей судьбы показали священноначалию неблагонадежность образованных людей, тех, кто пришел в церковь с университетским бэкграундом. Оказались, что мы можем стать слишком независимыми. И церковным властям лучше священник недообразованный, чем переобразованный. А потом, скомпрометированный человек легче управляем. Если у тебя есть изъян, и ты назначен на богатый приход, то ты будешь обязан за это назначение, и этот долг будет выплачиваться, в том числе, и финансово.

- В 2016 году состоится Всеправославный собор, некоторые уже окрестили его 8-м Вселенским. Могут ли представители поместных церквей, где после обвинения епископа в гомосексуализме следует немедленное и очень пристрастное разбирательство, поставить ребром вопрос по поводу блаженного и безбедного жития российских гомоиерархов?
- Такой скандал я исключаю, но по моему сведению, предстоятель Польской православной церкви года два назад писал довольно жесткое письмо нашему патриарху, призывая его подумать об имидже всей православной церкви. Польская пресса, демонстрируя фотографии шикарных кортежей патриарха и других российских церковных сановников, богатые облачения, цитируя слова Чаплина о подобающем епископу роскошной жизни, создает антирекламу всему православия. Польская церковь живет в католической и не очень дружественной среде. Поэтому польский иерарх просил русского патриарха думать не только о собственном блеске и комфорте, но и об общецерковном благе. Вот такого плана «разговорчики в строю» могут начаться на этом соборе. Но только приватно.


- Использует ли государство церковь в своей игре, я имею в виду в прикладном плане, не как фигуру на доске, а как инструмент?
- В нашей традиции иное почти исключено. Для властей естественно и телевидение, и школу, и армию, и церковь использовать как инструмент в своей игре. Это почти умерло в девяностые, когда ельцинское правление не имело особых сверхцелей. И церковь жила спокойно. Сейчас же государству вновь понадобилась идеология: нехватку денег у населения и очевидную вороватость элиты удобно компенсировать идеологической трескотней. Сращивание церкви и государства привело к тому, что мы друг друга взаимно заражаем. Церковники заражают чиновников своим лицемерием, краснобайством, девальвацией слов; государство в ответ одаривает обаянием административного могущества, верой во всемогущество вертикали власти.
В девяностые церковь была наиболее идеологизированным сообществом, а все остальные жили по принципу carpe diem. Постепенно своим идеологизмом и надрывным патриотизмом церковные витии заразили ряд чиновников. Государственных мужей убедили в том, что в Третьем Риме все должно быть, как в Византии. Мужи поверили. И узнали, что там, как правило, цари понукали патриархами. Хорошо, Византия, так Византия. А вам тогда какое место? К ноге! Давайте, обслуживайте нашу «великую идею» и нашу полтику. Кого государство назовет врагом, того и вы должны облаять.

- Я тоже вспомню застойный анекдот, когда мужик приходит в поликлинику, и ищет врача «ухо-глаз», мол, вижу не то, что слышу, и слышу не то, что вижу. Сейчас превозносится культ новомученников, а отношение к решениям Поместного Собора 1917-18 годов – пренебрежительное. Документы, которые принимает Патриархия, тот же приходской устав, вводят в жизнь диаметрально противоположные нормы тем, что были приняты в 17-18 годах. Получается, новомучеников мы почитаем, а их наследие, их идеи, пропускаем мимо ушей?
- У тех, кто разрабатывает современные документы, есть самооправдание, которое блокирует практики Собора 18 года. Звучат оно так: этот собор проходил во время революционного брожения мозгов, поэтому он отражал настроение лишь той поры, и для нас он не авторитетен. Было ненормальное время, под влиянием духа революции его делегаты чего-то там нагородили.
Цель этой логики понятна: верхушка укрепляет свою власть.
А те, кто пониже – угождают начальству. Некогда один человек снискал большое расположение патриарха Алексия за то, что он нашел, и вставил в церковный календарь пять юбилеев Святейшего за один год. Юбилей монашеского пострига, дьяконской хиротонии, и так далее. Это, конечно, мелочь, и старческое умиление патриарха по этому поводу простительно и понятно. Но Буркхарды (это такой книжник-флюгер при Папе Александре VI Борджиа, снабжавший все его капризы необходимыми ссылками и прецедентами), несут и несут в Патриархию поправочки: вот видите, вот так вот еще можно расширить Вашу Власть, вот так еще можно понудить к покорности и молчанию нижестоящих….
Маленькая деталь: в наших монастырях не осталось ни одного настоятеля, сплошь наместники. А ведь всегда в православии монашеские общины были самостоятельны и игумены, избирались самими монахами по принципу, «нам с ним спасаться или погибнуть». Это вопрос не хозяйственный, это вопрос личного спасения каждого инока. В монашеских общинах была демократия, как в казачестве. Монахи – это именно казаки в церкви. Не регулярная армия, а волонтеры. Немного сумасшедшие люди, которым надо больше, чем остальным. Они всегда сами выбирали казначеев, выбирали атаманов. А тут им говорят, нет, вы теперь регулярное войско, и поэтому принимайте наших назначенцев. Интересно, что даже в 6 веке патриарх Константинопольский рукополагал женщин в дьяконисс в соборе святой Софии, в алтаре, на литургии, а игуменов монастырей утверждал на своей загородной даче. Это не торжественная церемония, не официальная. Тебя какой-то кружок избрал? Ну, Бог тебе в помощь. Или община черниц в каком-нибудь селе в 19 веке. Это группа вдов, ревностных православных девиц, они где-то там собираются, постятся, молятся, это их личное дело, кто уних за старшую...
Сейчас же вместо настоятелей – наместники. Это знак: церковь – это мы, корпорация епископов, над которой стоит один супер-епископ.

- Каждый мирянин, клирик или епископ видел, как могут перемолоть человека церковные жернова. Неужели буркхарды несущие свои прожекты начальству, не понимают, что этим жерновам все равно, кого молоть, и всё равно продолжают укреплять право церковного начальства на произвол. Неужели не срабатывает даже инстинкт самосохранения?
- Там бывают сложные мотивы, в том числе, и искренняя эйфория от растворения своего я в огромном Левиафане. Здесь показательны судьбы таких людей как отец Всеволод Чаплин, Владимир Легойда, архимандрит Савва (Тутунов). Умные люди. И каждый из них сделал свой выбор. Раствориться в Левиафане, отказаться от личной совести и взглядов... Для будущих историков и психологов это будет чрезвычайно интересный материал для изучения.

- Но он, получается, на нашей шкуре, материал-то…
- Ну, что ж поделаешь. Нам повезло быть их современниками. Или им не повезло с нами :)

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Судя по поступающей из Сирии информации, активные действия перемещаются на север. Видимо, в Кусейре на зачистку города и окрестностей оставлены части народного ополчения и боевые группы Хезболлы, а основные армейские подразделения начинают операцию против еще одного ...
упоминается  банк "Сигма", в качестве банка прикрытия действий американцев. На который наехала" ФСБ. Говорится что этот банк один из двух частных банков в первой десятке. у одного меня возникают аллюзии на некоторый частный банк из топа с буквой греческого алфавита в названии? что ...
«Василько́вская» (укр. «Василькі́вська») — строящаяся станция Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена. Расположена на Васильковской улице в Голосеевском районе города Киева. Сооружается в составе проекта продления ...
От " Неизвестный солдат" ПРОШУ ПОМОЩИ В РАССЫЛКЕ !!!!! НАЧАЛОСЬ НЕПРИКРЫТОЕ УБИЙСТВО НАШИХ ДЕТЕЙ!!!!! распространите еще раз всем по всем друзьям и сообществам это важно и многие не знают об этом. МАССОВАЯ РАССЫЛКА БЛОКИРУЕТСЯ заходите на все ...
Путин: за гибель людей в Донбассе ответственны власти Украины  http://ria.ru/world/20150123/1043946750.html Порошенко и его шайка военные преступники и рано или поздно они будут отвечать за свои преступления. Путин признал существование бандерлогов в прямом эфире. Теперь гла ...