Солженицын: победофобия и антисемититизм
muennich — 19.05.2015 Выкладывая пост, в котором, среди прочего,упоминалось об отношении Солженицына к Великой Отечественной Войне, я был даже не и близко не подозревал, сколь много людей продолжают этого человека безмерно переоценивать. Поразительно, сколь трудно многим людям мыслить самостоятельно и избавляться от стереотипов, навязанных извне - в школе ли, дома или где еще. Понятно, что он не бесталанный писатель, что некоторые вещи, созданные им еще до того, как он вообразил себя пророком, вещающим страшны словеса, можно даже иногда читать и что в том же "Раковом корпусе", несмотря на засилье ходульных схематических персонажей, есть и вполне себе удачные места. Но вряд ли хоть сколь-нибудь ценящий литературу человек сомневается, что имя Солженицына уже давным-давно никому ничего не говорило бы, если бы не востребованность его идеологического протухшего товара современными российскими властями.А идеология эта, как известно, довольно специфическая. Что он не признавал войну Отечественной, ровнял Советский Союз с фашисткой Германией, лгал о 50 миллионах "бездарно" потраченных жизней (как до этого в десятки раз раздувал число репрессированных, как клеветал на Шолохова) - уже о многом говорит. Вообще-то, когда человек ненавидит Победу, это достаточное основание заподозрить в нем если не явного, то, по крайней мере, латентного фашиста. А в случае с Солженицыным эти подозрения тем более основательны ввиду его антисемитизма.
Конечно, он был антисемитом "культурным", до призывов своего героя Власова - "Поднимайся на борьбу с жидами, русский человек!" - он не дошел. Понятно почему: пока был в Союзе - сразу бы голову сняли, а в Америке за такое выгнали бы ссаными тряпками со всех издательств, и прости-прощай поместье в Вермонте! Дураком Солженицын не был, свою юдофобию он до поры до времени скрывал, хотя нет-нет да и проговаривался: в "Круге первом" есть место, когда Ройтман не может заснуть, встревоженный новостями о разворачивающейся "борьбе с космополитизмом"; на память ему приходит сцена из детства, когда он в школе с другими еврейскими ребятами травил русского мальчика за то, что тот носил крестик. Посыл автора понятен - евреи сами виноваты, что их преследуют.
Но по-настоящему свое антисемитское нутро Солженицын проявил тогда, когда был точно уверен: он достаточно выслужился перед новой властью, и за оплевывание Советского Союза ему позволено все. В двухтомнике о российско-еврейских отношениях он со страницы на страницу долбит одну и ту же мысль: если евреев обижали, то они всегда сами в том были виноваты.
В главе о страшном Одесском погроме 1905 года, когда были убиты сотни евреев, Солженицын о самих убийствах упоминает между запятыми, зато подробно рассказывает, как накануне погрома евреи рвали царские портреты, собирали деньги "на смерть Николая", говорили русским: "теперь мы будем править вами", "дали вам свою веру, дадим и царя"... Надо полагать, они еще называли русских червяками, - да, да, земляными червяками! Ну как их, спрашивается, было не убивать? Симптоматично, что те моральные уроды, которые оправдывают Одесскую Хатынь, оперируют теми же аргументами: жертвы сами спровоцировали своих палачей.
Ненавистник Победы, адвокат погромщиков, (а до кучи еще и почитатель Франко и Пиночета) - что еще нужно, чтобы в России наконец прозрели и перестали рядит в ряды великих писателей человека, ни по каким критериям - ни по эстетическим, ни по идеологическим - на это звание не вытягивающего?
Пока что просвета не видно. Что ж, расскажем, по крайнем мере, нашим детям о том, каким человеком на самом деле был Солженицын.
|
</> |