Солдафонские привычки великого князя Константина Павловича

топ 100 блогов sergeytsvetkov27.07.2022
Солдафонские привычки великого князя Константина Павловича

Второй сын императора Павла Петровича прослыл венценосным солдафоном, подобно отцу. Свои солдатские привычки Константин Павлович приобрел еще на гатчинском плацу.

Впрочем, армию, военное дело он любил вполне искренне - возможно, тут не обошлось без влияния Суворова, вместе с которым Константин Павлович проделал Итальянский поход. Став в 1815 году наместником Царства Польского, главную свою заботу Константин Павлович видел в создании польской армии, которая под его началом действительно вскоре стала считаться образцовой в Европе. Иностранные принцы и генералы специально ездили в Варшаву, чтобы научиться у великого князя искусству обучения войска. Поляки не без тщеславия говорили, что их армия доведена до wysokiej doskonalnosci, а сам Константин Павлович, слушая похвалы, с удовольствием повторял: «Мои ученики, мои ученики».

Великий князь вникал во все мелочи солдатского быта: посещал казармы и конюшни, лазареты и кухни, наблюдал за ковкой и чисткой лошадей, проверял корм и подстилку, заглядывал в полковой котел и каждую миску, любил побалагурить с солдатами. Немного было таких офицеров, от полковника до прапорщика, которые не были бы должны великому князю, и ни разу никто из должников не слышал ни слова об уплате долга. Константин Павлович ходил за гробом каждого умершего офицера, а покойных генералов лично носил до могилы.
Во внеслужебное время великий князь был добр, приветлив, обнимал и целовал каждого офицера, трепал по плечу, шутил и острил, даже на свой собственный счет.

Образ жизни Константина Павловича был по-солдатски прост. Он вставал летом в четыре, зимой в шесть; постелью ему служил жесткий матрац с кожаной подушкой. Адъютанты обедали у него; никаких роскошеств за столом не было. Как-то он рассердился на адъютантов и перестал приглашать их к столу. В числе их был поляк, великолепный рассказчик, которого Константин Павлович любил слушать. Встретив его через несколько дней, великий князь спросил: «Что скажешь новенького?» - «Новостей много, ваше высочество, - отвечал офицер, - да рассказывать теперь некогда, расскажу за обедом». Константин Павлович понял намек, рассмеялся и вновь стал приглашать адъютантов за свой стол.

Но все эти превосходные привычки и качества соседствовали в нем со вспыльчивостью и резкостью, которые переходили порой в безотчетную ярость, - сказывалась павловская порода. Браня польских офицеров, великий князь гремел: «Я вам задам конституцию!» Однажды, придя во время смотра в негодование от состояния амуниции солдат одного полка, он приказал арестовать поголовно всех полковых офицеров, предварительно осыпав их перед строем забористой бранью. Двое офицеров, не вынеся бесчестья, застрелились, а один пытался повеситься, но был вынут из петли. Только ближайший поверенный великого князя, грек Курута, умел успокоить его своим: «Цейцаз будет исполнено» (особо строгих приказов, однако, не исполнял). Для рассеяния гнева его высочества он заводил с Константином Павловичем разговор по-гречески (знание этого языка осталось у великого князя со времен «греческого проекта» Екатерины II). Но царственный матерщинник и в греческие фразы вставлял русские словечки, а когда после всего Куруту ехидно спрашивали, что это ему говорил великий князь, грек хладнокровно отвечал, что бранчливый разговор его высочества по-гречески ничего особенного не значит, хотя перевести его на русский язык весьма трудно.

И русские офицеры часто бывали недовольны великим князем и в знак протеста договаривались за завтраком у его высочества не есть и не поднимать бокалов за его здоровье. Раз, после исключения со службы одного товарища, все, как один, подали в отставку, чем заставили Константина Павловича одуматься и отменить приказ. Впрочем, великий князь знал свой несносный характер и однажды заметил, что в армии у него «строго и жучковато» (последнее слово произвел от «жучить»).

Оттенки настроения великого князя можно было угадать по его одежде: если он надевал белый халат, то, значит, был в отменном расположении духа; если в сюртуке без эполет – ни то, ни сё; при появлении на сюртуке эполет дело становилось плохо, а если он выходил в мундире или, того хуже, в парадной форме, то следовало ожидать бури с ураганом.
И однако же эта его привычка сильно облегчала жизнь подчиненным: ведь всегда лучше знать заранее, чего ждать от начальства.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Солдафонские привычки великого князя Константина Павловича

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Принц Лоран — брат короля бельгийцев Филиппа — может лишиться государственной дотации за фотографирование с китайскими военными, сообщила в понедельник газета Soir. Источник: ...
...уже не просто моя квартира, а арт-объект.  А Лена Битулёва - известный дизайнер, которая его сделала, участвует в конкурсе вот ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ .  Милости прошу регистрироваться и, простихоспади, лайкать (улыбка). Релевантно до 1 октября! Ну, ...
Вавилонская империя - 1500 лет Восточная римская империя - 1000 лет Новгородская респкблика - 340 лет Московское царство - 170 лет Российская империя - 200 лет СССР - 70 ...
Необходимо юридическое определение пропаганды, её средств и методов. Необходимо разделить это понятие от понятия агитации - это разные вещи. Необходимо признание пропаганды в качестве массового средства воздействия на психику человека с целью управления его сознанием, его действиями и пост ...
Пока была в скоротечном отпуске, посмотрела фильм "Аферистка". Осталась под сильным впечатлением. Настолько сильным, что аж кушать не могу до сих пор перевариваю. Фильм подаётся как авантюрный триллер с элементами комедии. Ну, не знаю... Далее сплошные спойлеры , потому как эмоции ...