"Соколы против стервятников". Черновые отрывки из новой книги. Глава 2. Орлы из
p_balaev — 20.08.2025
В 1944 году в Государственном издательстве
оборонной промышленности СССР вышла интересная монография-сборник
научно-испытательного институт ВВС Красной Армии под редакцией
инженер-полковника П.В.Рудинцева «Немецкие самолёты». Монография
давно рассекречена и ее можно сейчас найти в сети, например, на
этом сайте http://pro-samolet.ru/tekhnicheskaya-dokumentaciya/nemeckie-samolety
.Разумеется, к 1944 году сведений у нас о немецкой авиации было более, чем достаточно. И пленных хватало, и массива захваченной штабной документации и трофейных самолетов. Интересен сборник тем, что в нем не только тактико-технические, конструктивные особенности немецких самолётов, в нем еще раскрыта структура люфтваффе и система подготовки ее кадров. Казалось бы, вот – оно, пользуйтесь, господа военные историки, для вас ученые люди в погонах еще в 1944 году всё сделали, но когда читаешь исследования современных историков по авиации ВОВ, складывается стойкое чувство, что исследователи игнорируют работу, проделанную в научно-испытательном институте ВВС РККА. Не нравится она им. Или они из нее выдирают куски сведений, не давая целостной картины. А интересна эта работа, во-первых, тем, что она на момент издания имела сугубо практическое значение именно в войсках, а ныне из нее отчетливо видно, почему Удет был вынужден пустить себе пулю в лоб. Хотя, по справедливости, из него сделали козла отпущения.
Ну, ладно. Непосредственно самолётами – позже, там будет очень много забавного. Непривычного в разрезе устоявшихся представлений о немецкой авиации. А сейчас нас интересует система подготовки летных кадров. Так вот, что сразу бросается в глаза, если делать оценку по серьезности подготовки, настоящей элитой в люфтваффе считался летный состав бомбардировочной авиации. А летчики-истребители, такое впечатление, рассматривались как расходный материал. Но это впечатление, конечно. Напрямую так Геринг и его подельники не думали. Вся суть проблемы – в блицкриге. Для блицкрига не требовался ас-истребитель. Гитлеровское командование не рассчитывало на затяжную войну, и это известно, что их планы блицкригов были планами абсолютно авантюрными. В Польше и Франции получилось только потому, что там противник сам, по сути, лапки кверху поднял, отказавшись от сопротивления. Хотя, если касаться авиации, еще во время французской кампании появились очень и очень тревожные сигналы, там массированные неожиданные удары по аэродромам только в первые несколько дней вызвали растерянность французского и английского авиационного командования. А дальше, если быть справедливыми, авиация союзников оказала вполне достойное сопротивление люфтваффе. И продлись кампания дольше, Удету и застрелиться пришлось бы раньше. Но легкая быстрая победа вскружила головы как командованию вермахта, так и командованию люфтваффе.
На земле у них основой блицкрига были окружения основных сил противника и уничтожение их в котлах. В воздухе – завоевание господства в первые же дни войны путем разгрома вражеской авиации на аэродромах. План красивый: перед нападением разведка устанавливает вражеские аэродромы, за нами (за ними -немцами) стратегическая инициатива, мы выбираем время удара, бомбим его аэродромы волнами нескольких налетов. Первый же налет – часть самолетов противника уничтожены, но, главное, взлетные полосы аэродромов в воронках, с аэродромов уже не может взлететь авиация противника, следующими налетами безнаказанно добиваем его самолеты на земле. Противник лишился основной массы своих самолетов, противодействовать силам нашей авиации он может только единичными своими истребителями, но его единичные истребители будут подавляться за счет нашего численного превосходства в воздухе. Зачем тратить время и ресурсы на подготовку летчиков истребителей, если концепция предусматривала, что массе Ме-109 уже после первых же дней войны противник сможет выставлять только единичные машины? Задавим массой! И воевать-то будем месяца полтора, у противника не будет шансов пополнить свои ВВС новыми машинами. Он не успеет.
Это авантюра чистой воды. В это даже не верится. В такие планы немцев. Но ведь и «Барбаросса» - такая же авантюра.
Поэтому, я цитирую из Сборника «Немецкие самолёты»:
«Общий курс, подготовки пилота бомбардировщика длится 11 - 17 1/2 месяцев с налетом 240-330 часов… В школе истребительном авиации летчик получает 30 часов налета на учебно-тренировочных самолетах и до 70 часов - на самолете Ме-109. Срок обучения 3-4 месяца».
Показательно? Срок обучения для истребителя в три-четыре раза меньше, налета – в три раза меньше часов. И сравните с тем, что было у нас, из ПРИКАЗА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА № 080 3 марта 1941 г. :
«Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев… Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах:
а) Для бомбардировщиков — 20 часов, из них:
контрольно-вывозных — 8 часов;
самостоятельных — 12 часов…
б) Для истребителей — 24 часа, из них:
контрольно-вывозных — 9 часов;
самостоятельных — 15 часов».
Пока не обращайте на порядок цифр часов налета, дело в том, что там, где у немцев обучение пилота заканчивалось, у нас оно только начиналось. Пока наглядно – в ВВС РККА подготовке летчиков-истребителей уделялось, напротив, больше внимания, чем бомбардировщиков. Всё наоборот. Почему так? Потому что главное средство завоевания господства в воздухе при серьезной войне – истребитель…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Т-Банка 5213 2439 6756 4582
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
Сергей Эйзенштейн в РОСИЗО
Сплошной гламур
Символы города прошлых лет
новости калининградщины
На набережной
Ботинки, которые позволяют ходить в 2,5 раза быстрее
Как поступали с БОРЗыми в СССР
Микрорайон Чертаново. Очарование советской архитектуры.

